?

Log in

13 фев, 2010 @ 00:42 Немного о т.н. Неманской Руси
About this Entry
СF
ulmerug:


По поводу острова Рюген и близлежащего Поморья, «русской» топонимики этих земель и связи их с историческими русами, в нашем сообществе размещалось немало информации и научной литературы. Интересно, что с русами оказываются связаны и земли восточной части южнобалтийского побережья: устье Немана, Западной Двины, а также область Роталия-Вик и о.Саарема/Эзель (запад современной Эстонии).

Поговорим немного подробнее о т.н. Неманской Руси, на которую обращали внимание многие авторы древности и, позже, историки. В частности, Адам Бременский (XIв.) упоминал Русь, смежную с Семландом (Самбийским полуостровом, нынешняя Калининградская область)[1];  автор «Хроники земли Прусской» Петр из Дусбурга (XIVв.) размещал в районе Немана (Мемеля) некую Руссию [2]. Возможно, к «Неманской Руси» относится и свидетельство комментатора Адама Бременского, размещающее какую-то Руссию между Славонией и Пруссией [3]. Эти, и ряд других документов («Дагоме юдекс», Житие св. Ромуальда, и т.д.), позволяющих локализовать некую Русь в нижнем течении Немана, приводили Н.И.Костомаров, И.П.Боричевский, И.Забелин, А.Г.Кузьмин [4]. Примечательно также, что данные источников позволяют локализовать севернее Немана область под названием Russigen (Russien, Россения) [5].

Интересные данные дает топонимика.
На старых картах все нижнее течение и устье Немана называется Русса (Russe), там же располагается одноименный город:


Фрагмент карты Пруссии XVIIв.
(Prussia Accurate Descripta a Gasparo Henneberg Erlichensi. Amsterdam, 1650)

  
Фрагмент карты Ливонии XVIIв.
(Livonia vulgo Lyefland. Amsterdam,Blaeu,1643-50)

Данные названия сохранились до 20в. и фигурируют на немецких картах:


Фрагмент немецкой карты Восточной Пруссии
1-й половины XXв.

Помимо этого, выше по течению Немана, севернее реки, располагается известный с XIIIв. под названиями Rushigen, Rossyen населенный пункт (совр. Русейняй, Расейняй). Возможно, к теме имеет отношение и находящийся неподалеку Rusiai.


Т.о., топонимика, по всей видимости, подкрепляет данные источников.


___ 

1. Magistri Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Hannoverae et Lipsiae, 1917. Р.245.
2. Petri de Dusburg Chronicon terrae Prussiae / Ed. M.Töppen // Scriptores rerum Prussicarum. Bd. 1. Leipzig, 1861. S. 50.
3. Magistri Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Hannoverae et Lipsiae, 1917. Р.95,96.
4. См. Костомаров Н. Русская республика. М., 1994. С. 19-20; Боричевский И. Руссы на южном берегу Балтийского моря // Маяк. Ч. VII. СПб., 1840; И.Забелин. История русской жизни с древнейших времен. Ч.I. М., 1908. С.132-133, 171-174; А.Г.Кузьмин. Начало Руси. М., 2003. С.268-293.
 5. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997. С.313.

UPD: Благодаря посту уважаемого Varinga, ознакомился с любопытным мнением археолога В.И. Кулакова, отождествляющего прусский город Кауп (расположенный на Самбийском полуострове, нынешняя Калининградская обл.) с Гинтийаром из сочинения арабского географа XII в. Идриси. Вот описание Гинтийара: "Это большой, цветущий город, [расположенный] на высокой горе, на которую невозможно подняться. Его жители укрываются на ней от приходящих по ночам русов" (Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. - М., 1999. - С. 142.). Из приведенного фрагмента можно сделать вывод, что нападения русов на город носят внезапный и регулярный характер. Такие нападения, несомненно, возможны лишь при постоянном нахождении русов где-то в близлежащих землях. Я, честно говоря, не припомню, чтобы рассматриваемый фрагмент сочинения Идриси приводили в связи с Неманской Русью. Но, если принять отождествление Гинтийара источника с Каупом, данное свидетельство вполне можно рассматривать как относящееся именно к Руси в устье Немана.
From:(Анонимно)
Date:Февраль, 12, 2010 23:08 (UTC)

Russ

()
http://de.wikipedia.org/wiki/Rusn%C4%97

(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Февраль, 13, 2010 08:15 (UTC)

Re: Russ

()
Да, сейчас поселок и один из рукавов Немана называется Rusn.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
(Удалённый комментарий)
[User Picture Icon]
From:motor_head_s
Date:Февраль, 13, 2010 16:34 (UTC)
()
Распространено также мнение, что название Старой Руссы (Руса) имеет балтское происхождение и связано с северной окраиной ареала днепровско-окского языка.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:(Анонимно)
Date:Февраль, 13, 2010 18:25 (UTC)

Старая Руса

()
От Рушана.

Так связана Старая Русса с именем "Русь" ?
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Февраль, 13, 2010 20:20 (UTC)
()
Вы пост читали?
Река называлась именно "Russe", причем до XXв.
Русне - это современное название.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:sig_tyr
Date:Март, 25, 2010 18:24 (UTC)
()
Вы не совсем правы. На карте В.Ваповского 1526 г. указано именно "Russna".

http://img532.imageshack.us/img532/4089/russna.jpg
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Март, 26, 2010 07:21 (UTC)
()
Спасибо, не знал.
Б.Ваповский - поляк, и, соответственно, отображал близкие ему взгляды, в том числе, на географические названия. Это многое объясняет, учитывая тесные контакты Польши с Литвой, ведь "Russna" - литовская форма, по всей видимости, изначального наименования "Russ".

В вопросах топонимики Пруссии, очевидно, наиболее представительны немецкие источники, которые вплоть до XXв. называют реку и город Russ.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:sig_tyr
Date:Март, 26, 2010 07:43 (UTC)
()
Суть вопроса усложняет то, что литовских карт того времени мы не имеем вообще. Этнические поляки Речипосполитой не испытывали особо теплых отношений к литовцам, а особенно к "варварскому литовскому языку". Вообще, во многих тогдашних картах названия тех же местностей вариируют, даже у составителей той же национальности.
Но вы правы, на ненемцких картах преобладает название Ruß.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:sig_tyr
Date:Февраль, 2, 2011 04:58 (UTC)
()
Литовская этимология такая:
Rusnoti - "медленно течь".
Это так, для общего сведения.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Февраль, 2, 2011 08:34 (UTC)
()
Ну так это известно.
Переосмысления, так сказать, первоначальных названий широко распространены.
Вот тут ув.Varing приводил любопытный пример: http://community.livejournal.com/oldrus/108092.html?thread=1842748#t1842748

А вообще, насчет этимологии в свое время отлично сказал выдающийся отечественный лингвист, академик В.Н.Топоров:
«Если у нас есть трехфонемное слово, причем каждая фонема имеет троякое происхождение, то на выходе у нас будет 27 ответов только о фонологической структуре этого короткого слова; если же еще есть на выходе два-три ответа о первоначальном значении слова, то общее количество ответов астрономически увеличивается. При этом хотелось бы отметить, что указанная ситуация вполне реальна для очень большого числа языков.» (В.Н.Топоров. Исследования по этимологии и семантике. Том 1. М.,2004. С.39)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:sig_tyr
Date:Февраль, 3, 2011 01:51 (UTC)
()
Безусловно. Только для связи Russ с Русью это тоже годится. Если очень захотеть, можно "объяснить" что угодно.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Февраль, 3, 2011 07:24 (UTC)
()
В случае с Russ, все-таки, прямое совпадение, без всяких лингвистических камланий. А данные письменных источников подтверждают неслучайность сего совпадения.

Необходим комплексный подход. На одной этимологии корректную историческую гипотезу не построить.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:sig_tyr
Date:Февраль, 3, 2011 21:56 (UTC)
()
Честно говоря, рад вашему стремлению к объективности. Стараюсь не держатся за принцип ради самого принципа. И если что-то очевидно, то я не боюсь этого признать.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:drfaust_spb
Date:Февраль, 13, 2010 13:27 (UTC)
()
Небольшое дополнение по самому региону низовьев Немана.

В польской Википедии обнаружил карту расселения балтских племён на 1200 г., где позже указанный на немецкий картах регион Russe обозначается поляками как балтское племя Skalowowie (Bałtowie, wiki).



Дальнейший поиск вывел на статью Skalowia (wiki), откуда примерный перевод польской латыни гласит:
Skalowia - регион Пруссии, название которого по-видимому означало какое-то определение леса. Был расположен по обоим берегам Немана от устья Митавы до Куршского залива. Перешёл к тевтонским рыцарям в 1277 г. после падения крупнейшего замка Skalowów - позже названного крестоносцами Ragnety (рус. - Неман). Это событие было запечатлено Петром из Дусбурга в "Хронике земли прусской" [Toruń, 2004].

До неприличия созвучное было до 13-го века у тамошних балтов имя с более южными вариациями этнонима "склавины". В 17-ом веке они же вдруг стали обозначаться немцами как Russe, а сам город - как Russ.

Итого уже два задокументированных в этом регионе совпадения: одно со "склавинами", другое с "русами".
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Февраль, 13, 2010 20:44 (UTC)
()
>>>В 17-ом веке они же вдруг стали обозначаться немцами как Russe...

Не совсем так;)
Во-первых, Русь в рассматриваемом регионе упоминается источниками задолго до XVIIв.
А во-вторых, комментатор Адама Бременского размещал неких русов (Ruziam) как раз между склавонами (Sclavaniam) и пруссами (Pruzzos).

Т.е., "склавоны" в источниках отделяются от русов, а последние размещаются в низовьях Немана задолго до XVIIв.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:drfaust_spb
Date:Февраль, 14, 2010 08:30 (UTC)
()
Я посмотрел на датировку самой ранней из приведённых вами карт и решил, что раньше 17-го века как-то не обозначали. Действительно, счёт идёт как минимум от 11-го века.

Я вовсе не говорю об идентичности "скаловов" и "русов", а указываю на то, что в одном и том же небольшом регионе низовьев Немана существовали и те, и другие. Этот факт очень примечателен, если учесть, что в тех местах традиционно ищут одних балтов, а имя "пруссов" отказываются каким бы то ни было образом связывать с "русами". Если от одних Russ ещё можно отмахнуться, то объяснение Skalowia между пруссами, ятвягами и жмудинами будет выглядеть очень любопытным.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:(Анонимно)
Date:Февраль, 14, 2010 16:50 (UTC)

Склавоны

()
От Рушана

И.Е.Забелин неоднократно называет иначе - область Шаловония.

И к сожалению "MOTOR HEAD S" так и не пояснил - связана (или не связана) Старая Русса с именем "Русь"
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:motor_head_s
Date:Февраль, 18, 2010 16:46 (UTC)

Re: Склавоны

()
Есть такое: по литовски (точнее жемайтск.) Sc/Sk здесь читается Ш/Щ (ср. в русск. СЧ -> Щ).
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:motor_head_s
Date:Февраль, 19, 2010 13:03 (UTC)

Re: Склавоны

()
Ошибся я, (ответив в спешке и предварительно не уточнив)....
Ш - это в немецкой передаче Sch- на месте латинского Sc-, в литовском также, как в польском Sk-.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:(Анонимно)
Date:Февраль, 21, 2010 06:11 (UTC)

Re: Склавоны (область Шаловония)

()
От Рушана

<< И.Е.Забелин неоднократно называет иначе - область Шаловония >>.

Карамзин также в прим.29 к т.1 указывает на «Прусскую Шаловонию или Schalauen".
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:motor_head_s
Date:Февраль, 14, 2010 07:24 (UTC)
()
А ещё если учесть принадлежность Skal(о)w'ов к западно-балтской подгруппе (наиболее сходной со славянской), и закономерность перехода балт. Skalv в слав. Sklov/Sklav, то возникает подозрение, что "Скал(о)вы" это исходное самоназвание племени Склавен/Скловен, где "к" утрачена из-за "народной этимологии" (переосмысление самоназвания в связи с понятием "слы/слово" в противопоставлении "немцам").
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:drfaust_spb
Date:Февраль, 14, 2010 08:22 (UTC)
()
Да, прекрасная цепочка. :) Но при таком сценарии у тех лингвистов, кто обитает в Интернете, с появлением славян появляется две проблемы.

Первая проблема - самая простая - в хронологии. Это существование геродотовых Skoloti в 5 в. до н.э., имя которых идентично архаичной форме Skalowi и по вашему сценарию должно относиться к тому времени, когда переход балт. Skalv в слав. Sklov/Sklav ещё не состоялся. Школяры от лингвистики обычно не в восторге углублять начало формирования славян раньше первых веков нашей эры, а тут придётся отступить минимум на тысячу лет раньше.

Вторая проблема - представление о появлении славян в каком-то отдельном очень маленьком ареале, из которого они расселились позже. Так проще и реконструировать единый праславянский язык, и объяснить всё на свете. Однако, указанная карта ставит выбор: либо мы объясняем "Skalowi" миграцией протославян из более западных областей (я заметил, что лингвисты очень любят миграции:), либо вынуждены в той или иной мере принять предположение о более протяжённой области формирования славян, чем отдельный небольшой ареал, а вместе с этим считать развитие разных частей этой области неравномерным - чтобы могли выделиться ещё и пруссы.

Все три вопроса ещё 40 лет назад решил В.Н.Топоров, когда утверждал, что "протославянский (прабалтийский периферийный диалект) развивается в праславянский (приблизительно с V в. до н. э.), который еще в течение довольно долгого времени сохраняет «балтоидный» облик, хотя уже и живёт особой самостоятельной жизнью". Если дополнить ваше построение взглядом Топорова, не существует не только никаких противоречий, но появляется даже огромное пространство для дальнейшего движения. :)

Впрочем, вопрос этот довольно оффтопен к изначальной теме Russ в низовьях Немана.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:varing
Date:Февраль, 18, 2010 12:14 (UTC)
()
Очень перспективное направление для исследования!
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:umareka
Date:Декабрь, 16, 2011 07:06 (UTC)

Древняя российская история

()
Для интересующихся темой, вот мнение на эти совпадения, вполне авторитетного дяди и сегодня.... :)

Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения.* Сие разумеется не о крыжаках46 или нынешних бранденбургцах, но о старожилах прусских, которые еще и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы, ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы, которые теми землями около тринадцатого столетия завладели по неправедному папскому благословению.

Западные христианские народы возбуждением римския церкви предпринимали неоднократно походы, чтоб отнять у магометанцев Иерусалим и прочие святые места на востоке, куда собирались многочисленные войска. По многих несчастливых предприятиях, наконец, храбростию Бульонского герцога Готфрида завладели Антиохиею и Иерусалимом; но царство Иерусалимское по осьмидесяти осьми лет ради междоусобныя войны потеряв, оставшиеся крыжаки отчасти в Кипре поселились, откуда в следовавшие времена в остров Род, а из Рода в Мальту выгнаны, где и поныне жительствуют святого креста кавалеры. Иные, возвратясь к папе, просили у него за потерянные старые жилища в Европе места для поселения, из которых многим даны с землями и доходами замки в Германии, называемые немецкие домы. Немалую часть благословил папа своею мнимою над всем светом властию итти в полночь к неверным народам и обращать их к католицкому закону. Итак, дошед до Пруссии, которая тогда для жестоких нападений от поляков весьма ослабела, себе оную покорили и, достигнув до ливонской чуди, взяли во владение, о которой российские князи не пеклись, будучи тогда в разделении и межусобии.

Что ж вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны, из следующих явствует. И, во-первых, снесение домашних наших летописцев подает уже повод думать о единоплеменстве сих двух народов, именем мало между собою разнящихся. Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом.

Из внешних авторов Преторий* довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя. Положение места тому соответствует.** То ж подтверждает древнее тесное прусское соседство с Россиею, в которой Подляхия и великая часть Литвы заключалась, от чего и поныне Литва древние российские законы содержит. Восточное плечо реки Немени, впадающее в Курской залив, называется Руса, которое имя, конечно, носит на себе по варягам-россам. Сие все еще подкрепляется обычаями древних пруссов, коими сходствуют с варягами, призванными к нам на владение.

Кромер*** о древних пруссах пишет, как они любили в банях париться и в холодной воде после того купаться, что и поныне российский народ охотно употребляет. То ж гласят обряды, которые как у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничных российских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Ольг клялся грекам при заключении мирного договора**** и которого почитал еще в неверии Владимир. У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал их небрежением.***** Но сии доводы еще сильнее будут, когда покажем, что варяги-россы был главный народ и знатнее, нежели пруссы, которые от них имя себе получили.

Михаил Васильевич Ломоносов


Часть I. О России прежде Рурика
Глава 8. О ВАРЯГАХ-РОССАХ
http://www.rummuseum.ru/lib_l/lomon08.php
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:umareka
Date:Декабрь, 16, 2011 08:51 (UTC)

Древняя российская история

()

Расе́йняй (лит. Raseiniai, жем. Raseinē, польск. Rosienie, рус. Россиены) — город в Расейнском районе Литвы, его центр. В Российской империи до 1917 года назывался Россиены.


Расейняй является одним из древнейших общин в Литве - название населенного пункта упоминается впервые в 1253 году. Упоминается в летописях 13-го и 14-го века под разными названиями, в том числе Rushigen, Rossyen и Rasseyne.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вот только "современные Литовцы" не смогут объяснить откуда берет свое название этот городок. Литовцы хоть и балтийский народ но на этой земле они пришлые... Латыши уступили Литве эту землю, чтобы у братского литовского народа был бы какой-то выход к морю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)