lokaloki (lokaloki) wrote in oldrus,
lokaloki
lokaloki
oldrus

Category:

о "красноречивом молчании саг"

Один из аргументов противников норманнской теории – отсутствие упоминаний Рюрика в сагах. так называемое «красноречивое молчание саг».
Можно попытаться разобраться с сагами внимательнее, чтобы оценить, насколько весом данный аргумент.

Что известно о сагах?
Классическим «веком саги» считается период с 900 по 1050 г., о котором повествует большая часть саг об исландцах. Записываться саги начинают в XII в., не ранее его середины [1]
В современном саговедении выделяется семь видов саг:
1. íslendingasögur — саги об исландцах, или родовые саги;
2. konungasögur — королевские саги;
3. fornaldarsögur — саги о древних временах;
4. biskupasögur — епископские саги;
5. Sturlunga saga — Сага о Стурлунгах;
6. riddarasögur — рыцарские саги;
7. сказочные саги.
Традиционно считается, что родовые, королевские, епископские саги и Сага о Стурлунгах являются «историческими» сагами, все остальные виды саг, включая интересующие нас саги о древних временах, — «неисторическими».
[1]
Чуть подробнее о классификации от Стеблин-Каменского:
1. Есть… большая группа саг, в которых рассказывается о событиях в Исландии в X–XI веках, то есть в так называемый «век саг» (а написаны они, насколько это удается установить, тоже в XIII–XIV веках). Эти саги называются «сагами об исландцах», или «родовыми сагами».
2. Есть саги, в которых рассказывается об истории Норвегии. Они называются «саги о королях», поскольку в Норвегии издавна были короли, тогда как в Исландии их никогда не бывало. Древнейшие из сохранившихся саг — это именно саги о некоторых норвежских королях. Есть саги о царствовании отдельных норвежских королей — «Сага о Сверрире», «Сага об Олаве Трюггвасоне», «Сага о Хаконе Хаконарсоне» и т. д. Но есть и сводные саги о норвежских королях. Самая знаменитая из таких сводных саг — это так называемая «Хеймскрингла» (буквально: «земной круг»), которая обычно приписывается Снорри Стурлусону. Она охватывает период с мифических времен до 1177 года. Есть также исландская сага о датских королях и датской истории — «Сага о Кнютлингах» (Кнютлинги — датский королевский род).
3. Есть саги о легендарных героях, живших еще до колонизации Исландии (то есть до конца IX века). Они называются «саги о древних временах». В этих сагах обычно нет ничего исторически достоверного, но некоторые из них основаны на древних эпических сказаниях или древних героических песнях. Самая знаменитая из этих саг — «Сага о Вёльсунгах». В ней рассказывается о героях, известных также по эпическим сказаниям других германских народов. В «сагах о древних временах» много сказочных мотивов.
4. Есть саги, в которых рассказывается об исландских епископах XI–XIV веков и церкви в Исландии. Они называются «саги о епископах». В этих сагах тоже немало достоверных фактов.
5. Есть саги, в которых рассказывается об истории Исландии в XII–XIII веках, то есть о событиях, почти одновременных написанию саги. Эти саги собраны в компиляции XIII века, которая называется «Сага о Стурлунгах» (Стурлунги — знатный исландский род, представители которого боролись тогда за власть). «Сага о Стурлунгах» отличается чрезвычайной дотошностью в изложении фактов.
6. Есть и различные переводные повествовательные произведения. Все они тоже называются «сагами» (например, «Всемирная сага», «Сага о римлянах», «Сага о иудеях», «Сага о троянцах», «Сага об Александре», «Сага о Карле Великом и его витязях»).
7. Есть и саги, целиком состоящие из сказочных мотивов. Саги, в которых много сказочных мотивов, еще в древности называли «лживыми сагами».
[2]

Таким образом, «Саги об исландцах», «Епископские саги», «Сага о Стурлунгах» отпадают, как повествующие, во-первых, об Исландии, во-вторых – повествующие о более поздних временах.
Логично, что бесполезно искать упоминаний о Рюрике и колонизации Руси в переводных сагах и сагах сказочных, или «лживых».
Следовательно, остаются два класса саг: «Королевские» и «О древних временах».

Королевские саги

Во-первых, эти саги – о королях, конунгах. Родственники королей упоминаются редко.
Во-вторых, эти саги – в первую очередь о норвежских королях. История норвежских конунгов, писавшаяся исландцами, рассматривалась ими как собственная предыстория и часть их собственной жизни. Опираясь на известные им факты, они создавали жизнеописания правителей своей прародины, рассказывая «заодно и об истории других государств и народов, с которыми скандинавы приходили в соприкосновение» [1]
В-третьих, большинство саг начинается с Харальда Прекрасноволосого, время правления которого спорно - . Иногда упоминается его отец – Хальфдан Черный, но, насколько я смог понять, обычно очень коротко.
Итак, не подходят точно:
Саги об Олафе Святом (их несколько) – не подходят, Олаф жил во второй половине десятого века. Между прочим, в молодости жил у Вальдемара в Хольмгарде.
«История Сэмунда Мудрого» - утеряна.
«Книга исландцев» (ок. 1125) - отпадает, о заселении и крещении Исландии.
Hryggjarstykki – во-первых, утеряна, во-вторых, все равно про 12ый век.
«История Норвгии» Теодора Монаха – со времен Харальда Прекрасноволосого до 1130
«Скьёльдунг сага» - сохранилась в отрывках, события в Дании
«Сага о Свирре Сигурдсоне» - правил в 1184-1202.
«Morkinskinna» – от Магнуса Первого (ок. 1035) до Сигурда Второго (ок. 1025 – 1157).
«Hulda-Hrokkinskinna» - начинает с Магнуса Первого, ок. 1035 – и до Магнуса Эрлингсона, 1177.
«Кнютлинг сага» – правители Дании с Харальда Первого (правил ок. 958-985) по 1187.
«Bagler Sagas», «Сага о Посошниках (баглерах) – история Норвегии с 1202 по 1217.
«Сага о Хаконе Хаконсоне» – правил в Норвегии с 1217 по 1263.
«Сага про Магнуса Хоконсона» - правил с 1263 по 1280.
«Сага о Йомсвикингах» - вторая половина 10-го века.

Остаются две саги с упоминанием Хальфдана Черного:
«Ágrip af Nóregskonungasögum» (обзор саг про королей Норвегии) – сохранившийся текст о событиях от смерти Хальфдана Черного до воцарения Инги Харальдсона (1136). После смерти Хальфдана правил Харальд, так что, по сути, тоже со времен Харальда
http://www.vsnrweb-publications.org.uk/Text%20Series/Agrip.pdf
«Fagrskinna» – от Хальфдана Черного до 1177.
К сожалению, только на норвежском (если не ошибаюсь)
http://sagnanet.is/saganet/?MIval=/SinglePage&Manuscript=100222&Page=25&language=english

И подходят две саги, где называются короли до Хальфдана:
«История Норвегии», ок. 1170 – до Харальда Прекрасноволосого содержит перечень правивших конунгов, с описанием, кто и где погиб. Больше данных – в частности, о родных конунгов, в общем-то, не приводится:
http://www.vsnrweb-publications.org.uk/Text%20Series/Historia%26Passio.pdf

«Круг Земной» - правители Норвегии от древних времен до 1177
http://norse.ulver.com/heimskringla/h1.html
Проблема в том, что, во-первых, она рассказывает о норвежских конунгах – а не шведских. Про Олава, старший брат Хальфдана, правившего после убийства их отца, сказано «Вермаланд ушел из рук сыновей Гудрёда и стал платить дань конунгу шведов».
Во-вторых – сага тоже в основном рассказывает о конунгах. Да, есть упоминание Рольфа Пешехода, завоевавшего Нормандию – но он был норвежцем и сыном друга Харальда.
Есть интересное упоминание про Швецию в главе сорок третьей, это правление Хальвадана Белой Кости, пра-прадеда Хальвдана: «Те из шведов, что умнее, однако, видели: голод из-за того, что народу больше, чем земля может прокормить, и конунг тут ни при чем. Было решено двинуться со всем войском на запад через лес Эйдаског и неожиданно появиться в Солейяр. Там они убили Сёльви конунга и полонили Хальвдана Белая Кость. Они сделали его своим вождем и дали ему звание конунга. Тогда он подчинил себе Солейяр. Затем он двинулся с войском в Раумарики, воевал там и подчинил себе этот край силой оружия.»

Таким образом, единственный шанс у Рюрика второй половины девятого века быть упомянутым в королевских сагах – это быть норвежским конунгом, или, хотя бы, норвежцем. Если он был шведом, шансов на упоминание почти нет - шведские саги, к сожалению, не сохранились.
Кроме того, из вышеизложенного, вероятно, следует, что упоминания князей Руси возможны только если норвежские конунги бывали на Руси – как, например, в случае с Олавом Святым. Взаимоотношения шведских конунгов и русских князей – увы, вне области рассмотрения «Круга земного», да и остальных «Королевских саг».
Поэтому вопрос о конунгах старше «Вальдемара» едва ли корректен.

«Саги о древних временах»

Известно около тридцати саг о древних временах. Подавляющее большинство – исландские. Саг шведского происхождения только две – «о Хервёр и Хейдрике», предположительно описывающей события готской истории, времен Германариха, и сага про поход Ингвара на Каспий около 1041 года. Больше шведских саг, к сожалению, не сохранилось.
Саг про шведов – в основном конунгов, сохранилось мало, основная масса саг – про норвежцев и Норвегию. Собственно, к примеру о Ролло, покорившем Нормандию, саги нет. Та, что есть – рассказывает, что он воевал на Руси и на Руси же и остался. Кроме того, он, возможно, был все-таки норвежцем, а не шведом.
Есть упоминания Руси:
«об Эгиле Одноруком и Асмунде, убийце берсерков» - конунг Руси, расположенной между Гунналандом и Гардарики, Хертрюгг, нанимает Асмунда и Эгиля вернуть ему дочерей. После успешного «прохождения квеста» Эгиль стал конунгом.
«о Стурлауге Трудолюбивом» - Франмар сватается к Ингибьёрг, дочери конунга Ингвара на востоке в Гардах. Ингвар отказывает Франмару, тогда его друг Стурлауг с 300 кораблями приходит в Гардарики и убивает в битве Ингвара. Франмар остается править в Старой Ладоге, от них пошел большой род, но сага на этом не может останавливаться.
http://norse.ulver.com/texts/sturlaugs.html
«о Хрольве Пешеходе» - конунг Эрик убивает короля Хольмгарда Hreggvid, садится править сам. После ряда приключений Хрольв, сын Стурлауга из предыдущей саги, женится на Ингигерд, дочери убитого конунга, разбирается с Эриком и остается править Хольмгардом. Любопытно, что Хреггвид, убитый Эриком, упоминается в саге о «Хальвдане Эйстейнсоне».

И очень любопытная сага «о Хальвдане Эйстейнссоне»
http://norse.ulver.com/texts/halfdanar.html
Эйстейн захватывает Старую Ладогу, убивает конунга Хергейра и начинает править сам. его, в свою очередь, убивает ярл Алаборга Скули. Скули захватывает небольшое королевство для себя и правит там. Помогает Хальвдану отбиться от наседающих врагов. Позже Хальвдан помогает Скули отбиться от конунга Бьярмланда Харека, женится на дочери Скули, и возвращается в Норвегию, а Скули правит и Старой Ладогой, и Бьярмией. Сына Скули. Хреггвида, по саге о «Хрольве пешеходе», убил Эрик.
Что интересно – у убитого Харека остается трехлетний сын. С некоторой натяжкой можно предположить, что за время устного бытования саги Хререк стал Хареком, правда, имя сына очень далеко от Ингвара.

Таким образом, если я правильно понимаю, можно сделать только один вывод – скорее всего, Рюрик не был норвежцем. Если же он был шведом, то вполне закономерно, что сага о нем не сохранилась.
Кроме того, в исландских сагах о древних временах есть указания на то, что Русью, или, как минимум, Новгородом-Старой Ладогой продолжительное время правили скандинавы.

1 Г. В. Глазырина
http://norse.ulver.com/articles/glazyrina/viks.html
2 М. И. Стеблин-Каменский
Исландские саги
http://norse.ulver.com/articles/steblink/sagi.html

Подводя итог, можно сказать, что упоминаний о Рюрике в сагах скорее нет (возможно, он и есть Харек, но едва ли можно это утверждать), но, если предположить, что Рюрик – швед, это вполне закономерно.
С другой стороны, саги в целом скорее подтверждают норманнскую теорию, чем опровергают.
Tags: викинги, источники, норманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments