Как известно, южное и юго-восточное побережье Балтийского моря, называвшегося также “Варяжским” и “морем Ругов”, тесно связано с историей России. Именно здесь русские летописи позволяют локализовать “варяжскую русь”. Мы уже обсуждали “русскую” топонимику о.Рюген (известного также как Ругия, Руссия, Рутения, Руйян, Руйя, …) и близлежащего Поморья, а также свидетельства о “Неманской Руси”. Рассмотрим теперь связь русов с землями восточнобалтийского побережья: устьем Западной Двины (современная Латвия), областью Роталия-Вик с о.Саарема/Эзель (запад современной Эстонии).

Существует целый ряд сведений исторических источников, упоминающих русов и Руссию/Рутению в указанном регионе. В частности, согласно булле Климента III бременскому архиепископу (XIIв.), епископство Икскуль (совр. Икшкиле, 30 км от позднее появившейся Риги) располагалось "в Рутении" [1] (как известно, Рутения – одно из традиционных наименований Руси в европейских источниках); шведский автор Иоганн Мессений размещал провинцию Вик "в Руссии" [2]. Русов упоминает рядом с ливами и селами Ливонская рифмованная хроника (XIIIв.); в ней же говорится о нахождении селонов, ливов и леттов под властью русов [3]. Эти и ряд других исторических документов были приведены и проанализированы в контексте рассматриваемого вопроса, в том числе, проф. А.Г.Кузьминым [4].
Интересно, что в данной местности источниками также упоминаются “Вендская земля” и венды [5], история которых, как известно, связана с южнобалтийским побережьем, а также, неким образом, и с русами.
Весьма любопытные данные дает нам топонимика юго-восточного берега Балтики в рассматриваемых областях.
Помимо широко представленных "вендских" названий (известный замок Венден (ныне – Цесис), еще один Венден в области Вик, река Вента (Виндава), местности Винделе, Винде; селения Виндау, Венда; упоминаемые в некоторых документах “русские села” Вендекуле и Вендевер в области Вик, и т.д. [6]), в данном регионе встречается и ряд наименований, связанных непосредственно с русами. Например, в источниках фигурируют топонимы Russele (где-то в окрестностях Ревеля и области Вик), Russen (Russchen) dorpe; возможно, сюда же относится Rutzow (Руссов?) на курляндском побережье в области Megowe [7].
Севернее Цесиса (Вендена) на старинных и современных картах присутствует любопытнейший топоним Rujena (Royen, Ruien):

(Livonia vulgo Lyefland. Amsterdam, Blaeu, 1643-50)

Фрагмент карты XVIв.
(Livoniae nova descriptio / Ioanne Portantio auctore, 1598)

Фрагмент карты XVIIв.
(Livonia. Antwerpen, 1603)
Еще одно интересное название – Ruschebek – речка, протекающая недалеко от Икскуля и Риги и впадающая в Западную Двину:

(Ducatuum Livoniae et Curlandiae Nova Tabula, 1705)
Не берясь судить о связи этого гидронима с основой “Rus” (хотя, взаимозаменяемость Rus/Rusch в географических названиях встречается), отметим интересное совпадение: идентичное наименование обнаруживается на “варяжском Поморье” между Любеком и Рериком (в окрестностях которого, кстати, имеются и другие русские топонимы):
Т.о., приведенные данные указывают на связь c русами, а также с островом Рюген и близлежащим варяжским Поморьем, земель Балтийского побережья от устья Западной Двины до области Роталия-Вик.
Интересно, что в рассматриваемом регионе (особенно в районе устья Западной Двины, в окрестностях того же Икскуле) обнаружено немалое количество археологических находок с изображением “знака Рюриковичей” - символа летописного “рода русского”…
Подвеска, найденная в 2001г.
на Шейминишкельском городище
Подводя некий итог кратким заметкам о связи русов с землями южнобалтийского побережья, необходимо отметить, что упоминавшиеся свидетельства исторических источников и топонимические данные вполне согласуются как с концепцией колонизационного потока населения данного региона на восток, так и с летописной локализацией "варяжской руси" по южному берегу Балтийского моря: "По сему же морю (Варяжскому - S.) седять варязи семо ко въстоку до предела Симова, по тому же морю седять къ западу до земли Агнянски и до Волошьски...".
1. Hamburgisches Urkundenbuch / Hrsg. von J. M. Lappenberg. Hamburg, 1842. Р.248.
2. Кейслер Фридрих фон. Окончание первоначального русского владычества в Прибалтийском крае в XIII столетии. СПб., 1900. С.92-93.
3. Livlädische Reimchronik. Stuttgart, 1844. P.р.4-5, 18.
4. А.Г.Кузьмин. Начало Руси. М., 2003. С.268-293; его же: Два вида руссов в юго-восточной Прибалтике // Сборник Русского исторического общества. Том 8 (156). Антинорманнизм. М., 2003. С.192-213.
5. Heinrici Chronicon Livoniae. Editio altera / Recognoverunt L. Arbusow et A. Bauer // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum ex Monumenta Germaniae Historica. Hannoverae, 1955. P.45; Livlädische Reimchronik. Stuttgart, 1844. P. 39.
6. Liv-, Esth- und Curlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd.1. Reval, 1853. P.р.102, 630, 679; Heinrici Chronicon Livoniae. Editio altera / Recognoverunt L. Arbusow et A. Bauer // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum ex Monumenta Germaniae Historica. Hannoverae, 1955. P.р.45, 64, 67, 78, 95, 113…; Livlädische Reimchronik. Stuttgart, 1844. P. 249; Endzelins J. Latvijas vietu vārdi. — 1. d. Vidzemes vārdi. Rīga, 1922. P.р.17, 24, 30, 83, 88, 109,111; Чешихин Е.В. История Ливонии с древнейших времен. Т.1. Рига, 1884. С.56.
7. Liv-, Esth- und Curlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd.1. Reval, 1853. Р.р.327, 630; Liv-, Esth- und Curlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd.3. Reval, 1857. Р.388-389.
P.S.: Обилие в рассматривавшейся части Прибалтики названий с основой “Ross” наверное, можно объяснить необычайной любовью населения к розам…;)