У некоторых уже закочились отпуска и имеет смысл вернутся к обсуждению концепции Максимовича
http://community.livejournal.com/oldrus/7850.html
Помимо этих значений , в олонецком и карельском есть значение "финны". Таким образом есть проблема определения древнейшего из значений. Значение "финны" вполне соответствует законам ареальной лингвистики, т.е. появивишись в центре ареала оно однозначно является новообразованием. Действуя формально мы должны переферийные значения - саамские, коми, удмуртские принять за древнейшие.
Т.е. первоначально "руотси" не только у коми и саамов было названием какого-то населения территории Руси, но и у западных финов. Лишь впоследствии, в результате вливаний скандинавов в русские ряды, в результате ряда призваний, произошла ассоциация имени русь со скандинавами, закрепившаяся лишь у тех
финов, которые имели дело со скандинавскими дружинами руси. Причем мы точно знаем, что первоначально скандинавских наемников русские князья приводили именно на Север и также использовали для подчинения чуди и суоми и сбора у них дани. Таким образом проблемы переноса названия от руси шведам не существует, в то время как перенос названия со шведов на русь имеет ряд проблем.
Итак, наиболее естественным объяснением происхождения финского "руотси" является заимствование из правосточнославянского *roud-sь. Происхождение же этого слова составляет самостоятельную проблему, одно из решений которой озвучил в статье Максимович. Но её решение преждевременно, до
утверждения озвученного базового вывода. Пока можно считать, что восточные славяне прежде финов знали некий народ, прарусь, который они называли указанной правосточнославянской формой. Максимович приводит аргументы в пользу того, что это название существовало у восточных славян уже около 7-го века. Формально праславянскую форму можно перевести с праславянского как рыжие или красные. Но возможно что это и просто случайное совпадение для заимствованного названия. Важно отметить, что в источниках оказывается великое множество сюжетов указывающих на присутствие в Сев.Причерноморье некоего "красного" народа (полное собрание см. в диссертации Х.Станга о герульской версии), возможно, что сюжеты либо прямо, либо через посредство народной этимологии свзязанны с этой праславянской формой или её прототипом.