Varing (varing) wrote in oldrus,
Varing
varing
oldrus

Category:

Ещё несколько сказаний...

Выдалось немного свободного времени, поэтому перевёл в продолжение ещё несколько сказаний.

Бог Триглав и деревня Триглав

Язычники в Померании, особенно в Юлине (Julin) и в Штеттине (Stettin), наиболее почитали божка Триглава. Он имел три головы, которые символизировали власть на небе, на земле и в преисподней. Его идол был из чистого золота. В Штеттине он стоял на возвышении в самом центре города.


При боге Триглаве содержали коня, который считался священным и помогал предсказывать будущее. Его хорошо кормили, но никто не имел права на нём ездить - так он и стоял целый год без дела. Лишь один священнослужитель мог заботиться о нём. Предсказания при помощи этого коня происходили следующим образом: когда собирались в поход, то сперва клали на землю длинные жерди, а священнослужитель брал коня за поводья и трижды проводил через них. Если конь не задевал жерди, то это сулило удачу, если он задевал их правой ногой, то исход был неопределённым, а если задевал левой - это предвещало беду.

Конь в Штеттине был большим, статным и имел чёрную окраску. Святой Отто, который обращал штеттинцев в христианство, говорил, что было бы лучше, если его использовали бы для верховой езды, нежели для предсказаний. Но штеттинцы не желали его слушать, опасаясь, что бог Триглав покарает их за это. Поэтому святой Отто отправил коня в Германию и позволил там продать его. Штеттинского идола Триглава он передал Папе Римскому, в знак обращения померанцев в новую веру.

Но идола Триглава из Юлина он не смог заполучить. Когда он разрушал капища в Юлине, языческие волхвы забрали идола с собой в далёкую деревню. Там они спрятали его у одной крестьянки, которая укутала изваяние тканью и заперла под замок. Святой Отто долго пытался отыскать его, но безуспешно. Пока, наконец, это не удалось сделать одному хитрому мужу из свиты епископа по имени Герман. Он оделся по народному обычаю и сказал, что потерпел кораблекрушение и теперь хотел бы принести жертву Триглаву. Однако в одиночку он не завладел им. Деревня же, в которой крестьянка прятала идол, получила с тех пор название Триглав, и носит его поныне.

Но так и осталось неизвестно, куда идол пропал оттуда. Удивительно только, что церковь в деревне Триглав с незапамятных времён обладает роскошным имуществом, будучи богаче, чем любая другая церковь в округе. Люди говорят, что изваяние, в конце концов, нашли и переплавили, отсюда и пошло церковное богатство.


Корвейские монахи на Рюгене

При императоре Людовике Немецком вендов обращали в христианскую веру. Он просил, чтобы монахи и священники отправлялись к ним и проповедовали Евангелие. Так несколько корвейских монахов из Вестфалии прибыли на Рюген, проповедуя в тех местах и божьей милостью обращая рюгинцев в христианство. Они возвели церковь в честь Святого Вита, который был покровителем Корвейского монастыря.


Остров Рюген они получили в дар от императора, и письмо об этом ещё должно сохраниться. Когда же по прошествии времени монахи возвратились на родину, то оставили там наместников. Но те, кто остался на острове, стали жадными, начали жестоко обходиться с новообращёнными, которые вновь отпали от христианской веры, прогнали своих мучителей и отказались платить дань Корвейскому монастырю. Тем не менее, они сохранили культ Святого Вита, но уже не как христианского святого, а как языческого бога, которого назвали Свантевитом и в честь которого построили храм на Арконе. Помимо этого Свантевита у них были и другие, менее значимые божества, которых они почитали в Карензе (Carenza).

Жители Рюгена пребывали в таком язычестве до 1168 года, пока снова не были обращены в христианство датчанами. От Святого Вита на Рюгене сохранилось название полуострова Виттов, которое означает Вит-ов, то есть «земля Вита».


Руины монастыря Белбог

Там, где раньше стоял могущественный и богатый монастырь Белбог, сегодня можно увидеть лишь несколько убогих хижин. Только старая крепостная стена ещё напоминает о былом монастыре. На этом месте в земле должно быть закопано множество сокровищ. Рассказывают, что прежде сюда часто приходили монахи из монастыря Oliva, они внимательно осматривали и измеряли руины, как будто желая найти место, где сокрыты богатства. Однако это им не удалось. Хотя однажды в груде мусора у старой стены нашли золотой ключ, которым, по всей видимости, можно было отворить дверь, скрывающую сокровища. Но тот, кто нашёл ключ, продал его по мизерной цене еврею из Трептова, и сейчас, к несчастью, уже невозможно вспомнить место, где он лежал. Так больше никому не удавалось приблизиться к огромным богатствам монастыря.

Источник: Temme J.D.H. Die Volkssagen von Pommern und Rügen. – Berlin, 1840.
Перевод с немецкого: varing
Tags: традиция, язычество
Subscribe

  • Гора Клек, Хорватия: остатки славянской мифологии

    Источник Как оказалось, народная память хорват сохранила весьма любопытные фрагменты высшей славянской мифологии. Не знаю, насколько известны эти…

  • Перунова месть - 2: легенда и статуя

    Исходник Поиски источника приведенной мною ранее легенды, к сожалению не увенчались успехом. Однако мне удалось обнаружить другую легенду,…

  • Перунова месть

    Исходник На днях наткнулся на весьма любопытную чешскую, вернее, пражскую легенду о Перуне, этнографическую достоверность которой мне так и не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Гора Клек, Хорватия: остатки славянской мифологии

    Источник Как оказалось, народная память хорват сохранила весьма любопытные фрагменты высшей славянской мифологии. Не знаю, насколько известны эти…

  • Перунова месть - 2: легенда и статуя

    Исходник Поиски источника приведенной мною ранее легенды, к сожалению не увенчались успехом. Однако мне удалось обнаружить другую легенду,…

  • Перунова месть

    Исходник На днях наткнулся на весьма любопытную чешскую, вернее, пражскую легенду о Перуне, этнографическую достоверность которой мне так и не…