И четыремъ летомъ минувшимъ, паки ти же безбожнии Седи-Ахметовы татарове устремишася на Русь, свирепо хвалящеся пленити христианьство. Великии же князь Василии Василиевичь всю надежу възложи на всесилнаго Бога, помощницю имея Пречистую Богородицю и молитвы великаго святителя Ионы митрополита, не усъмнеся буиственыя похвалы суровеишихъ агарянъ и посла противу их Богомъ хранимаго сына своего великаго князя Ивана. Онъ же яко послушливыи сынъ отцю вземъ Бога на помощь, и благословениемъ святаго Ионы митрополита изыде съ тщаниемъ противу безбожныхъ татаръ. И на велицеи реце Оке мужествене бився с ними об реку и Божиею помощию одолевъ, прогна ихъ. И побегоша безбожнии и без вести быша. И тоя ради ихъ похвалы блаженныи Иона митрополитъ постави церковь камену въ имя Пречистыя Богоматери честныа Ея Похвалы, иже есть ныне приделъ въ велицеи съборнеи церкви.
Пророчество двоихъ святителеи. И в то же лето блаженныи митрополитъ Иона постави на архиепископъство Великому Новуграду мужа богоугодна, просиавшаго в добродетелехъ святаго Иону, единоименна себе, и единоревнителна по Бозе, и единоравна въ благихъ исправлениихъ, и купнодушна молитвеника къ Богу; иже егда оба сиа святая святителя испросиста милость людемъ новоградскимъ у великаго князя Василиа Васильевича, ему же съ дръзновениемъ завещастася испросити у Бога, яко отныне ординьстии царие не имуть одолети Русьскои дръжаве и велиции князи к тому не имуть ходити въ Орду на покланяние къ царемъ, но самодръжавно да царствуютъ въ отечествии си, в Русьстеи земли, одолевая съпротивныхъ. И сугубо прорекоша Великои Орде разорение и Русьскому царству распространение, яко же явленно бысть в житии самого того блаженнаго Ионы Новоградскаго. (с. 204-205)
Согласно Житию Ионы Новгородского, вышеуказанное пророчество было им сделано во время приезда Василия II в Новгород в 1460 г. Таким образом, по мнению автора «Степенной книги», окончательное избавление Руси от ордынской зависимости произошло уже в конце правления Василия Темного, а именно в 1460 г. («отныне»). Примечательно, что именно в том году состоялся поход правящего хана Большой Орды Махмуда на находившуюся под московским управлением Рязань, во время которого наследник московского престола Иван Васильевич стоял с войском на окском оборонительном рубеже.
В главе Пятнадцатой степени, посвящённой нашествию Ахмата в 1480 г., автор «Степенной книги» вкратце ретроспективно рассказывает о его предыдущем нашествии в 1472 г., после чего сообщает:
Потомъ же Ахматъ, сугубо послы посылая на Русь, зовыи к себе во Орду великаго князя, без ума зовыи сего, его же Господь славою венча. И ему же на вся супротивныя везде преславныя победы дарьствуя, о немъ же и о наследницехъ его богодухновеннии святителие чюдотворивии – Иона митрополитъ всея Русии, и други Иона архиепископъ Новогородъскии – сиа оба святители некогда купнодушно деиствомъ Святаго Духа пророчествующе, глаголаху сице, яко рустии самодръжеци не имутъ быти подъ областию ординьскихъ цареи. Сего богохранимаго самодръжьца нечьстивыи Ахматъ озлобити покушашеся, отъ него же самъ, поганыи, срама и студа исполняшеся. (с. 252)
Из этих слов видно, что автор «Степенной книги» воспринимает Ивана III как полностью независимого государя, подобно его наследникам – Василию III и Ивану IV. Победа над Ахматом в 1480 г. была отражением очередного татарского нашествия, но никак не освобождением от татарского ига, которого к тому времени уже не было:
Егда же слыша Ахматъ пришествие князеи, побеже ко Орде… Милосердыи бо Богъ светлу победу бес крови показа христианомъ на противныя, пощаде достояние Свое, градъ Москву, и все Руское царствие не предасть сыроядцемъ онемъ в расхищение и поношение. Тогда же быша мразове велики и нестерпимы и прочаа злая на пагубу безбожнымъ варваромъ.
Въ другое же лето по сихъ прииде нагаискиии царь Ивакъ на безбожнаго царя Ахмата и уби его и Орду его взя. Тако да погибнеть всякъ, хотяи озлобити богоизъбранное Руское царствие. Великии же князь Иванъ Васильевичь прииде на Москву съ сыномъ своимъ великимъ княземъ Иваномъ и зъ братиею и съ всею силою. И возъврадовашася вси людие радостию великою зело, и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великихъ рускихъ чюдотворцевъ, и всехъ святыхъ о преславномъ спасении. Въ граде же богоспасаемомъ Москве отъ того времени уставиша празникъ празновати Пречистыя Богородици и хождение со кресты месяца июниа 23. (с. 263)
Необходимо тщательное рассмотрение всех остальных доступных источников конца XV – XVI вв., посвящённых правлению Василия II и Ивана III, однако уже сейчас можно сделать уверенный вывод, что идущая от Карамзина традиционная датировка «освобождения от татарского ига» 1480 годом не имеет под собой никаких оснований. Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости уже к концу правления Василия II.