melanyja (melanyja) wrote in oldrus,
melanyja
melanyja
oldrus

Category:

Древнерусские храмы Смоленска

Около железнодорожного вокзала гостей встречает церковь Петра и Павла, сейчас древнейшая в городе. Церковь была построена Великим князем Ростиславом Мстиславичем на княжеском дворе в середине XII века. Материал стен – кирпич плинфа. В конце XII – начале XIII храм перестраивался, в 1611-54 гг. во время польского владычества храм был занят униатами, а с 1654 года храм возвратился Православной Церкви, в 1753-57 гг. переделка внешнего облика. Храм был разграблен французами в 1812 г., закрыт большевиками в 1935 г., пострадал во время войны, в 1967 отреставрирован архитектором Барановским с возвращением первоначального облика домонгольского времени. С 1991 года храм действующий.




Рядом находится церковь св. Варвары Великомученицы. Храм построен середине XVIII в. на средства смоленских купцов А.А. Кремлицына и А. Сысоева


В статье на сайте «культурное наследие земли Смоленской» есть фотография дореволюционного вида обоих храмов.



а теперь выглядят вот так


П.А. Раппопорт в книге «Зодчество Древней Руси» (Издательство "Наука", Ленинградское отделение, Л., 1986) пишет: «Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением»






В отдалении от центра города находится церковь Михаила Архангела (Свирская), построена в 1180-1197 гг. по заказу князя Давида Ростиславича в пригородной княжеской резиденции. В 18 веке храм подвергся перестройке, в 1963 г. реставрирован П.Д. Барановским, в 1978 г. реставрация под руководством С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой. В 1991 году возобновлены богослужения. В храме сохранились фрагменты росписи XII в.






Колокольня построена в 1780 г.


Церковь Иоанна Богослова построена князем Романом. Ростиславичем в 1173-76 гг. И.Белогорцев в статье
"Архитектурный очерк Смоленска"
пишет «Князь Роман был широко образованным человеком. Все свое состояние он отдал на просвещение, ничего не оставив себе. Когда он умер, похоронить его пришлось на народные сборы. При Иванобогословской церкви князь создал училище. Из стен этого первого церковного училища распространялась русская письменность. Здесь же составлялись летописи Смоленской земли.»


Церковь перестроена, колокольня с этой стороны утрачена во время войны. Храм был закрыт в 1933 г., в 1970-е реставрирована, в 1993 г. передана верующим.


Дореволюционный вид Богословского храма. Фото с сайта культурного наследия Смоленска.



Книга Раппопорта о древнерусском зодчестве http://www.russiancity.ru/books/b57.htm
Сайт культурного наследия Смоленска http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php

Х-пост из моего журнала http://melanyja.livejournal.com/601608.html
Tags: архитектура, древнерусские города, историография, христианство
Subscribe

  • О недопустимости дилетантизма в исторической работе

    Как обещал, публикую подробный разбор творчества историка-любителя О.Л. Губарева, который активно замусоривает своими низкокачественными текстами…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Как пишутся антирецензии

    Тульский историк А.В. Журавель о проблеме упадка культуры рецензирования в современной исторической науке. Александр ЖУРАВЕЛЬ. Как пишутся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • О недопустимости дилетантизма в исторической работе

    Как обещал, публикую подробный разбор творчества историка-любителя О.Л. Губарева, который активно замусоривает своими низкокачественными текстами…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Как пишутся антирецензии

    Тульский историк А.В. Журавель о проблеме упадка культуры рецензирования в современной исторической науке. Александр ЖУРАВЕЛЬ. Как пишутся…