http://diak-kuraev.livejournal.com/165525.html
Хотя Гиббон (т. 6. С. 295) убежден, что двух некрещеных братьев св. Владимира крестили посмертно, выкопав из могил, это всего лишь неверная интерпретация летописного сообщения:
"В 1044 г. при князе Ярославе Мудром «выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви святыя Богородицы» (Повесть временных лет). Обряд уже сам по себе интересный для характеристики древнерусской литургики и раннехристианского сознания, особенно в сопоставлении с известием о перезахоронении в храме в Еллинге Харальдом Синезубым своего отца Горма Старого в 80 гг. X в. Однако нам представляется, что адекватно понять это сообщение можно только в контексте византийского погребального обряда, перенесенного на Русь, в свете которого нужно признать, что оба князя были крещенными христианами. Греческий обряд посмертной эксгумации предполагал омовение останков родостамной перед перенесением к новому месту погребения. Это омовение должно было быть передано в летописном тексте именно как «крещение», которым в славянском литургическом обиходе обозначалось и само baptismo - погружение. Таким образом, летописную статью 1044 г. следует понимать не как указание на то, что над мертвыми костями было совершено Таинство крещения, а что остатки были омыты перед их перенесением в соответствии с греческим ритуалом".
(Мусин А.Е. Древняя Русь и античный мир: становление Церкви // Древнерусская культура в мировом контексте: археология и междисциплинарные исследования. Материалы конференции. Москва. 19-21 ноября 1997г. М., 1999).
Практика омовения мощей русскими была описана даже в 17 веке Павлом Алеппским (в великую пятницу омывали мощи и этой водой потом отирали иконы).