?

Log in

No account? Create an account
14 мар, 2011 @ 11:39 Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
About this Entry
СF
ulmerug:


Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».
Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.
Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек»

    

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба. 
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

 
 


 Из альбома "Мотивы русской архитектуры", 19в.

 
 
В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").

Читатели нашего сообщества, конечно, не удивятся, узнав, что ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland - "земля вендов"), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике [1]:
 
Верхняя часть дома из Мекленбурга. Фото: Karl Heinz Kordt
 
 Крестьянский дом в Танкенхагене, земля Мекленбург-Передняя Померания



Дом 1840-х гг. из деревни Эльдена. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-347

Старый дом-двор мекленбургского типа. Постройка 1711г.
Деревня Хоэнвоос, 2000г. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-63


Лаупин, Ябельхайде. Крестьянский дом-двор постройки 1654г.
 
Важно, что в Германии "область распространения ... конских голов на коньках крыш практически совпадает с областью распространения образа белого коня в рождественском ряжении"[2]. Аналогичный обряд ряжения зафиксирован и у русских. 

Очевидно, перед нами проявления культа коня, отмечаемого этнографами как на Руси, так и на территории Северной Германии. Причем в данных регионах рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.

____

1. Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С.114.
2. Там же, с.115.

[User Picture Icon]
From:smelding
Date:Март, 14, 2011 08:54 (UTC)
()
спасибо!
особо впечатлил русский трехглавый конек и композиция с черепами из Мекленбурга
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:viny
Date:Март, 14, 2011 09:01 (UTC)
()
если принять во внимание зону расселения славян в 9-10 веках то нет ничего странного. в этом контексте скорее странно звучит: "как на Руси, так и на территории Северной Германии"
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Март, 14, 2011 09:07 (UTC)
()
Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии) (Развернуть)
[User Picture Icon]
From:varing
Date:Март, 14, 2011 09:08 (UTC)
()
В мекленбурских деревнях сохранилось очень много таких домов... То же самое на Рюгене.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Март, 14, 2011 09:11 (UTC)
()
На северо-западе и севере России (европейской части) аналогичная ситуация. Доводилось видеть и череп, но, к сожалению, не зафиксировал на фото.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии) (Развернуть)
[User Picture Icon]
From:drfaust_spb
Date:Март, 14, 2011 09:27 (UTC)
()
При закладке нового дома была традиция приносить в жертву коня, голову которого закапывали под его угол. Культ коня налицо.

В Сербии (быть может, на Руси тоже) вместо коня приносят в жертву петуха, голову которого точно также закапывают под угол; современное переосмысление - будто голова петуха защищает дом от пожара, истинные истоки традиции, разумеется, не известны.

Учитывая близкие мифологические образы коня и петуха, есть основания предполагать идентичные истоки обоих традиций.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Март, 14, 2011 09:49 (UTC)
()
Вероятно, общие и.-е. истоки, конечно, есть. Петух, как и некоторые другие птицы (к примеру, утка), действительно, встречается в аналогичном декоре и в Германии, и в России, и в ряде других регионов.

Но важное значение имеет специфика. Изображение головы коня получило широкое распространение именно в зодчестве южнобалтийского побережья и Руси. Важно и совпадение области распространения данного декора с областью распространения собственно культа коня, выражающегося в разного рода обрядах и проч.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:swinow
Date:Март, 14, 2011 18:33 (UTC)
()
Кстати, в связи с тем, что верхняя часть крыши дому у русских называлась одновременно и князёк, и конёк - мне лично всегда вспоминаются слова ак. Рыбакова о том, что русское слово князь происходит не от "кунингаза" знаменитого, от которого выводят кинга и кёнига, а от слова "конь". Рыбаков это публично заявлял на своих лекциях. И в данном случае, мы, ведь, реально видим использование этих слов, пусть и в уменьшительно-ласкательной форме, но именно как синонимы! Явно существует связь между ними!
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:slavjr
Date:Март, 14, 2011 20:16 (UTC)
()
Как говорит немецкая википедия со ссылкой на Richard Wolfram: Die gekreuzten Pferdeköpfe als Giebelzeichen, Verlag A. Schendl, Wien 1968
коньки-охлупени распространены в Нидерландах, Германии, Австрии, Швейцарии, в Прибалтике, в Южной Европе, Северной Италии, в Чехии, в Польше и (о, ужас!) в Скандинавии. Не встречаются в Англии и романских странах.

А вот как раз отличительная черта севернорусских охлупеней в том, что помимо коней встречаются в большом количестве утки и оленьи рога. Что же касается Руси, то коньки вроде как распространены от севера до юга. Что же касается любителей повесить череп на свой дом - это по всему миру наверное найти можно.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:swinow
Date:Март, 14, 2011 21:38 (UTC)
()
Насчёт Скандинавии - я слышал про это. Но в Скандинавии полно также и славянских топонимов, а кроме того, славянскую керамику там находят в серьезных количествах. Включая Исландию. Также славянские здания. Вот например, описание находки остатков типичной славянской постройки, характерной для Полабских и Поморских областей Германии, а также для северной Руси, найденной в Исландии. Так что откуда этот обычай в Скандинавии взялся - еще надо разобраться.

А что касается уток в России - это явно финно-угорский элемент. Утки, лебеди, гуси - главный финно-угорский тотем. А вот насчет того, что по всей Руси кони были распространены - тут бы я поспорил. Ни разу не видел ни одной украинской хаты с конями. Равно как казачьего саманного домика с конями, равно как южнее Москвы тоже не припомню таковых. А вот на севере России действительно полно.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии) (Развернуть)
[User Picture Icon]
From:luterok
Date:Март, 15, 2011 10:04 (UTC)
()
Подскажите, относительно черепов коней, были ли какие-то "критерии отбора" для этого?
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Март, 15, 2011 10:23 (UTC)
()
Выше приводил ссылку на работу Д.К.Зеленина по поводу "строительных жертв", быть может, найдете что-то там.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:swinow
Date:Март, 15, 2011 15:45 (UTC)

Еще конские головы в России, в том числе не только на кр

()
Кстати в эту же тему хочу опубликовать несколько фотографий из моей коллекции.
Часть из них сделана лично мною в Подмосковье, другие Григорием Базловым - в Тверской области.

Первое моё фото:



Это фрагмент детских качелей, установленных в Подмосковье, выполнены они были мастером из Костромы, по традиционным костромским "стандартам".

Второе моё фото:



А это декоративное строение, имитирующее колодец на участке одного из домов в подмосковном посёлке.

Как видим - в традиция явно жива и находит возможности для реализации.

Далее публикую несколько, на мой взгляд, очень интересных фотографий Григория Базлова, сделанных им в деревнях Тверской области. Это оконные наличники, верхняя часть которых, также оформлена конскими головами. (И кстати эта часть оконного наличника также именуется "конёк")

Вот сами фото:











Всё это публикуется впервые, чистый эксклюзив, надеюсь, вам понравится!
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Март, 15, 2011 16:09 (UTC)
()
Красиво, что скажешь.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
From:bvsv
Date:Апрель, 14, 2011 11:38 (UTC)
()
http://cs11149.vkontakte.ru/u1320349/132612661/y_765c90b0.jpg
Альтенкирхен(это та церковь в которой встроенная в стену каменная плита мужчины с рогом и чашей с четырмя головами), так же как и на Арконе домики с конькми на крышах
http://cs11149.vkontakte.ru/u1320349/101925241/y_eaf8905d.jpg
Музей гельветов)) Австрия на границе с Германией


(Ответить) (Ветвь дискуссии)