iske_kazaner (iske_kazaner) wrote in oldrus,
iske_kazaner
iske_kazaner
oldrus

Categories:

К вопросу о расстоянии от булгар до русов

Хотелось бы услышать мнение уважаемого сообщества о нижеследующем


Как известно отдельную «традицию описания народов Восточной Европы представляют труды восточных географов т.н. «классической школы», основателем которой считается ал-Балхи, около 920 г., написавший около шестидесяти сочинений, в т.ч. и не дошедшее до нас, но известное как «Картины климатов». Примерно в 930-933 гг. этот труд ал-Балхи, был обработан ал-Истахри, «Книга путей и стран» которого более всего известна по редакции 950-х гг. В течении 950-970-х гг., последнее произведение, с личного согласия ал-Истахри, было основательно переработано Ибн Хаукалем, дополнившим его сведениями, полученными во время собственных, охвативших практически весь мусульманский мир, многочисленных путешествий»

(http://gspo.ru/biblio/discuss/Samoilov_vs_Galkina.pdf )

В трудах ал-Истахри и Ибн Хаукаля приводятся расстояния между народами Восточной Европы:

«А от Итиля до Самандара – восемь дней… А от Итиля до начала пределов буртасов – двадцать дней, а от начала буртаса до его конца – около пятнадцати дней, а от Буртаса до баджанаков – десять дней, а от Итиля до баджанаков - месяц пути. А от Итиля до Булгара по степной дороге около месяца, а по воде – поднимаясь – два месяца, спускаясь – около 20 дней. А от Булгара до начала пределов ар-Рума – около десяти дней и от Булгара до Куйабы – около 20 переходов. От баджанаков до внутренних башджиртов - десять дней, а от внутренних башджиртов до Булгара – двадцать пять переходов».

Судя по текстологическим совпадениям сведений ал-Балхи и ал-Истахри о Восточной Европе, указанный отрывок также фигурировал и в труде ал-Балхи.

Данный отрывок всегда являлся предметом спора про какой Булгар идет здесь речь и большинство исследователей приходят к мнению, что арабские писатели просто путали все три существовавшие тогда Булгарии (придунайскую, «Черную»-донскую и Волжскую), поэтому одни расстояния якобы указывались от дунайской Булгарии, другие от Волжской, и, следовательно, доверять этим сведениям нельзя.

Однако, хотелось бы обратить внимание на такой момент. Ал-Балхи указывает:

"В государство Рум входят пограничные земли Славян и их соседей, как-то: Рус, Серир, Аллан, Арман и (другие), которые исповедуют христианскую веру…Что касается государства ислама, то на востоке от него находятся земля Гинд и Персидское море, на западе - владения Рума и соприкасающиеся с ними, как-то: Арман, Аллан, Арран, Серир, Хазар, Рус, Булгар, Славония и часть Турка; к северу - государство Син и примыкающие к нему страны Турков; к югу - Персидское море. Что же касается государства Рум, то на востоке его находится государство ислама; на западе и юге - Окружающее море; на севере - пограничные области Сина, ибо мы включаем то, что между Турками и Румом, как-то страны Славян и других народов, в состав страны Рум… Рум собственно занимает от границы Румии до границы Славонии. Что же касается тех народов, которые мы включили в состав страны Рум, как-то: Ифранджа, Джалалика и другие, то язык их различен, но вера и правление у них одинаковы, как напр. во владениях ислама - языки различны, а властитель единый".

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/24.htm

(Простим Гаркави, что он называет здесь «ас-сакалиба» славянами – но в данном случае это неважно).

Из этих отрывков явно следует, что Ал-Балхи включает в «государство Рум» все христианские страны, включая франков, армян, сарир и алан. Если это учесть, то становятся ясными утверждения писателей «классической школы», что «от Булгара до начала пределов ар-Рума – около десяти дней».

Ведь, как известно, уже Ибн-Хордадбех не позднее 880-х г.г. писал о купцах-русах: «и говорят они, что они – христиане, и платят джизью». Нельзя не вспомнить и Тахира Марвази, который писал, что русы «полагались на меч для получения средств, необходимых для жизни... Так продолжалось, пока они не приняли христианство в один из месяцев трехсотого (912/913) года». Это же вытекает из известного сообщения патриарха Фотия о принятии Русами христианства в 867 году.

Поэтому из сообщения ал-Балхи и ал-Истахри логично следует, что от мусульманского Булгара до русов-христиан, включаемых в «государство Рум» десять дней пути от мусульманского Булгара  (а не до Византии - как утверждают многие исследователи, обвиняя ал-Балхи и его последователей в смешивании волжских и дунайских болгар). Это около 350 км, а с учетом труднопроходимой лесной зоны возможно и меньше. Если брать направление от волжской Булгарии на запад - это как раз расстояние до Оки, где, как мы знаем, тогда обитали меря и мурома, входившие в состав племенного союза Руси.

Т.е. расстояния, указанные ал-Балхи и его последователями, хорошо ложатся в картину расселения народов в начале X века.

Впрочем, если использовать сообщение более позднего арабского автора ал-Идриси, то он уже однозначно пишет: «От булгар до первых пределов ар-Рус – десять переходов».

 

Tags: кочевники, научная проблема, русы
Subscribe

  • ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ С СААРЕМАА.

    Вышла книга Енн Хаабсаар. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Книга Енн Хаабсаар рассматривает заново историю создания русского…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Славянизация Балтийской Руси.

    Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ С СААРЕМАА.

    Вышла книга Енн Хаабсаар. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Книга Енн Хаабсаар рассматривает заново историю создания русского…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Славянизация Балтийской Руси.

    Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе,…