Ulmerug (ulmerug) wrote in oldrus,
Ulmerug
ulmerug
oldrus

Categories:

Вече: Русь и варяжское Поморье



Вече в Новгороде. С карт. К.В. Лебедева

Как известно, существует изрядное количество научных данных о связи Древней Руси с землями по южному побережью Балтийского моря, позволяющих считать указанный регион прародиной русов. В числе подобных параллелей находятся сходства в организации и проведении городских народных собраний, известных древнерусским летописям под названием "вече", а латиноязычным источникам – как consilia, contiones и т.п.

Так, немецкий историк, доктор Клаус Цернак (Klaus Zernak), проанализировав данные русских и западноевропейских письменных источников, сопоставил древнерусское вече с аналогичными институтами у ободритов, велетов, поморян, жителей острова Рюген и прочих средневековых народов южнобалтийского побережья, констатировав схожесть и вероятный однородный характер данных собраний (K.Zernack. Die burgstädtischen Volksversammlungen bei den Ost- und Westslawen. Wiesbaden, 1967). Важно при этом, что ученый не считает институт вече общеславянским явлением. Также занимался проблемой известный польский историк Х.Ловмяньский (H.Lowmianski. Poczatki Polski. Warszawa, 1970) и ряд других исследователей.

Вслед за ними к рассматриваемому вопросу обратились и российские авторы. К примеру, молодой историк Павел Лукин (сын известного политика и правозащитника Владимира Лукина) в рамках работы по гранту РГНФ написал небольшую статью: "Народные собрания" у восточных и западных славян: возможности сравнительного анализа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2004. - N 3. - С. 5-11.

Вот, в частности, несколько цитат из статьи:

"Обращают на себя внимание и сходства в самом порядке принятия решений на собраниях у восточных и западных славян. В русских письменных источниках нет никаких упоминаний о подаче голосов на вече. Даже когда вечевые собрания описываются довольно подробно, о принятии решений говорится в общей форме ("кияне реша" и т. п.). То же самое характерно и для западных славян, у которых, как это определённо указывается в ряде источников, все решения на собраниях принимались на основе консенсуса, или, как это указано Титмаром Мерзебургским применительно к лютичам, unanimi consilio"  (с.7-8).

"...вопрос о власти у ободритов решали широкие круги общества, в том числе и рядовое население (явно входившее в состав vulgus), однако руководящая роль принадлежала верхушке: meliores ac praestantiores. Cхожий порядок принятия решений поморскими славянами, как мы только что видели, раскрывается в сообщениях житий Оттона Бамбергского.... О том же свидетельствует и сообщение Ипатьевской летописи под 6662 г. о том, как вокняжившийся в Киеве Ростислав Мстиславич после смерти своего брата Изяслава и дяди Вячеслава планировал поход против другого претендента на киевский стол, Изяслава Давыдовича черниговского... по благоразумному совету своей дружины, Ростислав Мстиславич должен был "утвердиться" с "людьми в Киеве" и только после этого начать войну с могущественным противником." 
(с.9).

"Классическая фраза Лаврентьевской летописи, характеризующая вечевые порядки Древней Руси... в том, что касается взаимосвязи главного города и пригородов, находит поразительные параллели в житиях Оттона Бамбергского, характеризующих славянское общество, расположенное на много сотен километров западнее Владимира-на-Клязьме, где были написаны эти слова. Речь идёт об отношениях двух западнопоморских центров, Щецина и Волина, в том виде, в каком они отразились в двух жизнеописаниях епископа Оттона, написанных Эбоном и Хербордом.... Несмотря на то что латиноязычные тексты не фиксируют собственно славянскую терминологию, сущность отношений между двумя поморскими городами очевидна: Волин, используя древнерусские понятия, -"пригород" Щецина, "старейшего города", которому в важнейших делах принадлежит право решающего голоса." 
(с.9-10).

Павел Лукин в своей заметке задается вопросом и о возможности того, что представленные в западноевропейских источниках "городские собрания" жителей южнобалтийского побережья являются "промежуточным звеном" между "племенными" собраниями и городскими вече (с.11). 
Tags: древнерусский быт, прародина, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments