sverc (sverc) wrote in oldrus,
sverc
sverc
oldrus

Category:

К вопросу об отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. в письменных источниках

Представляю вниманию уважаемых участников сообщества свою статью "К вопросу об отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. в письменных источниках": http://hrono.ru/statii/2011/zhih_volga.php

Статья посвящена анализу загадочной и удовлетворительно до конца не объяснённой по сей день арабской традиции, помещающей неких "славян" в Средем Поволжье. Проживание этом в регионе значительной группы славян я считаю вслед за А.Я. Гаркави, С.Г. Кляшторным, В.В. Седовым, Е.С. Галкиной, реальным историческим фактом и связываю их с именьковской археологической культурой. За замечания, советы и конструктивную критику буду благодарен.

Одно пояснение к статье по поводу генезиса именьковской культуры. В статье я пишу: "в IV-VII вв. в Среднем Поволжье существовала именьковская археологическая культура, связанная своим происхождением с пшеворской, зарубинецкой и черняховской, в рамках которых исследователи традиционно ищут [пра]славян". Этот тезис нуждается в двух пояснениях:

- что касается зарубинецкой культуры, то её праславянскую атрибуцию ныне можно считать доказанной, так как археологами (Е.А. Горюнов, Р.В. Терпиловский, О.М. Приходнюк, А.М. Обломский, Д.Н. Козак и т.д.) ныне полностью подтверждена намеченная некогда П.Н. Третьяковым цепочка преемственности культур: зарубинецкая культура - позднезарубинецкие древности - киевская культура - пеньковская и колочинская культуры, славянская принадлежность которых не вызывает сомнений. На сколько я могу судить, никем кроме представителей школы М.Б. Щукина эта цепочка уже не оспаривается. Причём и "щукинцами" она оспаривается уже, скорее, по инерции, так как на современном уровне развития раннеславянской археологии отрицать её достаточно проблематично. Тут, к сожалению, действует негативная черта большинства научных школ: нередко их представителям проще игнорировать массив накопившихся "неудобных" фактов, чем признать даже явную ошибку "отца-основателя".

Помимо чётко установленной преемственности между зарубинецкой культурой с одной стороны и раннеславянскими - с другой, ныне рухнул и второй аргумент Щукина против славянства зарубинецкой культуры: предполагаемая им связь её происхождения с ясторфской культурой и отнесение к одной общности с достоверно бастарнской поянешты-лукашевской культурой. Фундаментальное исследование С.П. Пачковой, осуществившей системное сопоставление зарубинецкой культуры с латенизироваными культурами Европы показало, что она:

1) Не связана своим происхождением с германской ясторфской культурой и является автохтонной, будучи лишь латенизированной;
2) Имеет независимое от поянешты-лукашевской культуры происхождение и отличается от неё по ряду системных признаков, что не даёт оснований относить их к одной общности.

Итак, на основе новейших археологических материалов мы имеем: независимое по отношению к культурам ясторфского круга формирование зарубинецкой культуры и её прямую связь с достоверно славянскими культурами. Выводы, полагаю, здесь очевидны.

- пшеворская и черняховская культуры полиэтничны, но именьковская культура связана преимущественно с теми их районами, которые занимали славяне (в первую очередь - Верхнее Поднестровье, где существовали принадлежавшие славянам памятники волыно-подольской группы, основательно исследованные украинскими археологами (некоторые итоги этих исследований подведены в недавней монографии Д.Н. Козака). Связь этих памятников с достоверно славянской пражской культурой у их исследователей не вызывает сомнений и ныне в археологической науке также становится общепризнанной (Магомедов Б.В. Черняховская культура. Проблема этноса (Lublin, 2001). С. 124-129), кроме опять-таки, "гиперскептиков" из школы М.Б. Щукина, которые со своим крайним скептицизмом уже явно отстают от современного состояния изученности раннеславянской проблематики.

UPD. Ещё одна моя статья по теме: Проблема локализации "славянской реки" арабской историко-географической литературы раннего средневековья и вопрос о расселении славян в Поволжье в VI-IX вв.
Tags: источники, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments