smelding (smelding) wrote in oldrus,
smelding
smelding
oldrus

Categories:

ЕЩЁ РАЗ ОБ ИЗВЕСТИИ ФЕОФИЛАКТА СИМОКАТТЫ


Существует известное свидетельство византийского автора конца VI-начала VII вв. Фелфилакта Симокатты о славянах. Привожу его здесь с некоторыми сокращениями:

 На другой день трое людей из племени славян, не имеющие никакого железного оружия или каких-либо военных приспособлений, были взяты в плен телохранителями императора; единственным их багажом были гусли, и ничего другого они не несли с собою. Император стал их расспрашивать, какого они племени, где назначено судьбой им жить и по какой причине они вращаются в римских пределах. Они отвечали, что по племени они—-с л а в я н е, что живут на краю западного Океана,
(...)
Гусли они носят потому, что не привыкли облекать свои тела в железное оружие: их страна не знает железа, н потому мирно и без мятежей проходит жизнь у них; что они играют на лирах потому, что не обучены трубить в трубы.


Известие это породило множество самых разных толков. Разумеется, сейчас уже никто не пытается всерьез говорить о дикарях-славянах, не знавших железа, или по-славянофильски выставлять этот рассказ, как доказательство миролюбия славян (слишком много свидетельств прямо противоположных черт характера наших предков). Справедливости ради отмечу, что славянофил Гильфердинг, невзирая на свою убежденность в изначально "кротком" нраве славян, трактовал это сообщение несколько по другому.
Сейчас можно было бы, в духе распространившейся моды на "текстологический подход", видеть тут некоторую утопию на тему "счастлиых дикарей" - мотив, зародившийся задолго до Руссо. Однако, помимо того что таким образом легко растащить на "мотивы" и "влияния" совершенно любое историческое свидетельство, странно предполагать, что историк-хронист вдруг решил разместить утопию среди описания политической жизни империи. Еще более странен выбор персонажей для этой идиллической миниатюры - подданные Византии знали славян много лучше, чем им, подданным, хотелось бы.  Славяне в немалом количестве служили в армии василевсов, дослуживаясь до немалых чинов, а их соплеменники буквально терроризировали северо-западные границы Византии. Причем и о том, и о другом сообщает сам Симокатта. Он называет и имя славянина-византийского командира Татимера, и имена славянских вождей, разорявших имперские земли - Ардагаста, Мусокия, Пирагаста. Так что славяне в глазах византийца были такими же "подходящими" героями пацифистской утопии, как викинги для европейца IX века, половцы для русича XII или, наконец, чечены для нашего современника.

Однако существует известие, в котором некоторый пацифизм и табуирование оружия и железа вообще связывается с теми же местами, что и в процитированном известии Симокатты (в "океане", у берегов которого проживали описанные славяне, комментаторы единодушно видят Балтику).

Описанное Тацитом Божество Земли, Nerthus, чаще связывают с германскими корнями, обозначающими землю - Earth, Jorden и тд. Не будучи лингвистом, не берусь судить, насколько оправдано выпадение начальной "N", но не могу не обратить внимание на литовско-прусское слово  Nerutti, Neruttei (...) корень ner, означающий полноту чувств и силу плодородия. Nertin (прус.) - ‘гнев’, noreti (лит.) - ‘желать’, narsas (лит.) - ‘ярость, храбрость’, nerti (лит.) - ‘нырять’, nerove (лит.) - ‘русалка’. Балтскому Nerutti близки древнегреческие Нерей и нереиды и древнеиндийский “нарака”

Есть на острове среди Океана священная роща, и в ней предназначенная для этой богини (матери-Земле) и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает её, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере.
 

Деталь ритуальной повозки из Дейберга (Ютландия),в которой многие исследователи видят описанную Тацитом ритуальную повозку Богини. Личина изображает скорее кельта, балта или славянина, чем германца - коротко остриженые волосы, усы при отсутствии бороды) 

Как видим, тут и "океан" - и в данном случае речь снова идет  о Балтийском море - и мотив мира, и отказа от железа. Остров в "океане" традиционно отождествляют с Рюгеном - на нем до сих пор указывают урочища, связанные с этим культом.
Почему же временное миролюбие жителей южного берега Балтики приняло в глазах византийского автора постоянный характер? Возможно, виною был неправильно понятый рассказ о священном перемирии, которого не желал принимать во внимание каган аваров, стремившийся заполучить славян южной Балтики в свое войско для похода на Византию. Или же послы с гуслями были жрецами упоминаемого культа (кстати, жреческий чин предполагал для них и Гильфердинг - послы же, вероятно, были люди вещие, какие-нибудь жрецы или кудесники) и византиец, ничтоже сумняшеся, распространил черты страты (варны, сословия) на всю страну. Примеров табу для жрецов на оружие и/или железо у индоевропейских народов немало - например, римские жрецы не имели права даже смотреть на войско, а брились и стриглись исключительно бронзовыми лезвиями (что нимало не делало римлян в целом миролюбивым народом). Русский былинный герой Волх (т.е. волхв, жрец) воюет, но при этом ни разу не прибегает к железному оружию.
В любом случае, наводит на размышления совпадение места действия - южная Балтика - и тема табуирования железа вообще и оружия в частности
Tags: загадки истории, источники, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments