swinow (swinow) wrote in oldrus,
swinow
swinow
oldrus

Categories:

Похороны руса в оригинальной трактовке миссис Симпсон.




Семирадский Г. Похороны руса

Поддерживая недавно прозвучавший в сообществе призыв подробно раскрывать "научные методы" норманизма, хочу представить на рассмотрение один подобный примерчик, и рассказать про работу некой Жаклин Симпсон, в которой она очень особым образом (заслуживающим отдельного восхищённого описания) трактует знаменитые похороны знатного руса из текста Ибн Фадлана. Подробней о самом тексте Ибн Фадлана, можно посмотреть здесь.

Вот, чтобы долго не искать, соответствующий фрагмент:

Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: "Она сказала в первый раз, когда ее подняли, – вот я вижу моего отца и мою мать, – и сказала во второй (раз), – вот все мои умершие родственники сидящие, – и сказала в третий (раз), – вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему". И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе (перед этим) служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но (еще) не ввели ее в палатку (кабину), и пришли мужи, (неся) с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку (кабину), в которой (находится) ее господин.
(...)
...не прошло и часа, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, потом в (мельчайший) пепел. Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились.
-----------
Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу


Итак, работа Жаклин Симпсон называется Викинги. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2005. Перевод с англ. яз. Н. Ю. Чехонадской.. Глава 9. Религиозные и погребальные обряды.

Вот что, буквально о приведённом у Фадлана погоребальном обряде пишет Жаклин:

Очевидно, что с Фадланом разговаривал почитатель Одина; его вера в то, что огонь может привести умершего в Валгаллу, полностью соответствует тому, о чем говорил Снорри. Способ, которым убили девушку, весьма напоминает жертву Одину, в которой сочетались повешение и удар копьем; различие может быть обусловлено полом жертвы. Самое странное во всем этом — фигура женщины, которую называли Ангелом Смерти; по-видимому, именно она руководила ритуалом и убивала главную жертву собственными руками; ее звание похоже на перевод слова «валькирия» — «Выбирающая мертвых». Конечно, не исключено, что это просто совпадение, однако возможно, что в культе Одина существовали настоящие жрицы, которые называли себя так же, как сверхъестественные богини войны — вестницы Одина. В отношении этого, как и многого другого, например ритуальной наготы (знак траура) и сексуальной стороны обряда, прямой и бесстрастный рассказ Ибн Фадлана сохранил для нас детали архаических религиозных обрядов, о существовании которых мы едва ли могли подозревать из скандинавских традиций в той форме, в которой они дошли до нас — измененные под влиянием поэзии или христианства.

Ибн Фадлан заканчивает свою историю рассказом о постройке кургана. Как и показывает археология, его строили не на том месте, где горел погребальный огонь. К несчастью, Ибн Фадлан не сообщает, положили ли пепел в курган; возможно, так и сделали, хотя известно, что в Скандинавии строили и пустые курганы-кенотафы. Последнее, что делают друзья умершего, — ставят деревянный столб с надписью, своего рода прообраз памятных камней, которые впоследствии стали столь популярными у шведов. Здесь столб ставят на сам курган, как последнюю дань вождю викингов: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились».


Каково! Называется, прочтите и удивитесь!

Итак, автор прямо с места в карьер заявляет, что, видите ли "очевидно, что Фадлан общается с почитателем Одина." Из чего же, интересно ей это так "очевидно"? Хочу заметить - что Один НИГДЕ, НИ ПОЛ-РАЗА, НИ ПОЛ-СЛОВОМ, НИ В КАКОМ УЧАСТКЕ ТЕКСТА ИБН ФАДЛАНА ВООБЩЕ НЕ УПОМИНАЕТСЯ! В том числе конкретно в описании этого самого обряда похорон! А равно как и в любых других частях его повествования. Нет там ничего ни про Одина, ни про Фрею, ни про Валхаллу! Ни про валькирий.

Зато это есть в тексте комментариев Жаклин Симпсон! :) И очень обильно! На чем же основаны все эти её громкие, и такие якобы "научные", заявления? Это интерестный вопрос. Но, совершенно явно, что не на тексте Ибн Фадлана...

И на самом деле, несмотря на пространные рассуждения Жаклин - "очевидно", на мой взгляд здесь не то, что речь идет о поклонниках Одина, а то, что совершенно произвольно этот обряд провозглашается обрядом почитателей Одина - хотя ничего на это не указывает. Ни прямо, ни даже косвенно! Очистительная сила огня - это общее и очень распространенное в язычестве мнение. Это слишком мало, чтобы так кричать о том, что данный обряд был скандинавским. Нет ни малейшего доказательства, что данное языческое действо хоть как-то связано с каким-то Одином! Это всё провозглашается на самом деле, ЛИШЬ на основании идеи что "русь - скандинавы". Которая, видимо, априори принята автором книги. Хотя эту идею как раз и требовалось бы доказать. Таким образом, происходит логический казус, точнее подмена понятий доказуемого и доказательства. Причем двойная, обоюдная.

Ибо, по логике вещей, доказать, что в тексте идет речь о "поклонниках Одина" можно было бы опираясь на какие-то свидетельства о том, что русь - скандинавское племя. Либо, наоборот, опираясь на упоминания, в связи с русью, Одина, или других героев скандинавской мифологии, можно было бы предположить, что "русь - скандинавское племя". Однако - по факту, в книге Жаклин не приведено ни доказательств того, что русь - скандинавы, ни единого свидетельства, что, русь "поклонялась Одину", или какому-то другому скандинавскому божеству. И все её рассуждения - по факту лишь плод её воображения. И Жаклин Симпсон, просто берет один тезис, который нуждается в доказательстве и провозглашает его "доказательством" другого, также ничем не доказанного тезиса. И наоборот - второй недоказанный тезис, как бы "прикрывает" собой первый недоказанный тезис. Замкнутый круг и логический провал.

Если же мы вспомним о прямых свидетельствах, например из той же ПВЛ, о том, что русь поклонялась Перуну и Велесу - ибо она дважды клялась первым и единожны вторым в договорах с Византией, а также именно Перуну, Велесу и некоторым другим богам (но среди них не было ни одного скандинавского) поставил кумиров в Киеве, захвативший власть при помощи варяжских дружин, князь руси, Владимир I, тогда все эти рассуждения Жаклин по сути являются не более чем блажью и глупостью.

Особенно в комментариях Жаклин, мне нравится следующая фраза: "прямой и бесстрастный рассказ Ибн Фадлана сохранил для нас детали архаических религиозных обрядов, о существовании которых мы едва ли могли подозревать из скандинавских традиций в той форме, в которой они дошли до нас — измененные под влиянием поэзии или христианства."

Это фразой, автор, признавая, что ничего подобного у скандинавов не известно, тем не менее, фактически, провозглашает этот обряд скандинавским именно потому, что следов такого обряда у скандинавов не зафиксировано. Это, якобы, и является доказательством того, что это скандинавский обряд! Как Вам "аргументация"? Просто восхитительно! Обряд "скандинавский", именно потому, что у скандинавов ничего похожего не имеется. Ну и ну!!! Что-то из серии: "давайте возьмём с собой моторную лодку, ибо едим в Сахару", или: "На этой фотографии изображён Петя, потому, что на ней сфотографирован Вова". Просто сумасшествие. Нет, это конечно облачено в витиеватую, наукообразную форму - и снабжено рассуждениями о христианском влиянии, да ещё и зачем-то, о поэзии (хорошо, хоть оперу с балетом и современный театр с импрессионистами не вспомнила). Однако, по сути - это голословное, произвольное, бездоказательное провозглашение данного обряда "скандинавским". Сделанное, основываясь на тексте, в котором нет ни единого свидетельства что это скандинавский обряд! Однако, безо всяких стеснений и без зазрений совести, он таковым объявляется!

"А кто не поверит" - тот, видимо, "не ученый!"

Вот такой норманистский "метод". Конечно - подобные заявления, которыми кишит текст Жаклин - есть, по сути, шарлатанство. Чистое и неразбавленное.

Теперь несколько фактов о самом обряде - есть в нём, на самом деле, элементы, соотносимые с балтскими верованиями - например эти самые три столба соотносятся с тремя серебряными вратами загробного мира балтов. Бога Дивса. Балто-славянские культурные связи хорошо известны, чего не скажешь о скандинавском влиянии на балтскую мифологию.

Археологические свидетельства: "в большинстве курганов, датируемых эпохой викингов, похоронены в основном мужчины, но в Скандинавии обнаружены и женские могилы, очень богато убранные" [Пенник Н., Пруденс Д. История языческой Европы. СПб., 2000, стр. 254]. Однако совместные мужские и женские захоронения в Скандинавии отсутствуют. А в славянском Поморье они есть, например, в Прютцке.

и т.д. и т.п.

Также, могу добавить - что как-то раз, мне приходилось обсуждать данный вопрос с норманистами - и те, не сумев, ничего ответить на мои комментарии - принялись обсуждать шаровары руси, которые описывал Ибн-Фадлан, утверждая, что эти штаны, якобы, имеют аналогии среди одежды скандинавов - не знаю, собирались ли они, на основании этих штанов, доказать, что в тексте Ибн Фадлана описываются "поклонники Одина", но они почему-то долго обсуждали эти штаны, забывая, видимо, что мода часто носит региональный характер, и что, похожие штаны могли носить многие народы Балтики. Как, например, общекавказскими являются бурка, черкеска, кинжал и т.д. А, может быть у тех норманистов просто  "клемы замкнуло" от моих вопросов, и они впали в тихое сумасшествие. В итоге, не получив от них никаких вразумительных ответов, я оставил их наедине с их "штанами". 

С удовольствием прочту вопросы и комментарии, если таковые поступят.

Небольшое дополнение - Перуном русь в договорах с Византией клянётся трижды, а Велесом дважды, ведь помимо Олега и Игоря есть еще и договор со Святославом, в котором упоминается и Перун и Велес. А очистительная роль огня и противопоставление участи сразу взошедшего к богу в огне руса поедаемых червями покойников в могилах - это прямая отсылка к балтскому тексту про Совия. (Спасибо участнику Smelding за напоминание и подсказку)
Tags: лженаука, норманизм
Subscribe

  • ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ С СААРЕМАА.

    Вышла книга Енн Хаабсаар. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Книга Енн Хаабсаар рассматривает заново историю создания русского…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Славянизация Балтийской Руси.

    Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments

  • ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ С СААРЕМАА.

    Вышла книга Енн Хаабсаар. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Книга Енн Хаабсаар рассматривает заново историю создания русского…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Славянизация Балтийской Руси.

    Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе,…