liudprando (liudprando) wrote in oldrus,
liudprando
liudprando
oldrus

Молитва святого Михаила

В Ипатьевской летописи под 6634(1126) годом после записи о смерти Владимира Мономаха, читается рассказ о нападении половцев и отражении их переяславским князем Ярополком, сыном Мономаха, привожу его полностью, с правкой по Погодинскому списку:

Мьстиславъ . старѣишии сн҃ъ его . сѣде на столѣ в Киеви . ѿц҃а мѣсто своего маиӕ въ к҃
слъıшавше же се . врази Половци смр҃ть Володимерю . и присунушасѧ . къ Баручю . рекше возмемъ Торкъı ихъ . бѣ же вѣсть Ӕрополку и повелѣ гнати люди . и Торкъı в Баручь . и въ прочаӕ градъı . наворопивше же врази . и не въспѣвше ни въ что же [б(ог)ъ съвѣта их ни во чтож - П.] положи . оувѣдавъ же Ӕрополка . в Переӕславли . вратишасѧ на Посулье воевать . Ӕрополкъ же кнѧзь оукрѣпивсѧ . и иде по нихъ . с Божьею помощью . не жда . ѿ брата помощи ни ѿ другаго толко с Переӕславци постиже ӕ . [Половци] видѣвше ихъ мало . воротишасѧ опѧть . и поидоша исполчившесѧ . противу тогда же блг҃овѣрного кнзѧ корень . /л.108об./ и блговѣрнаӕ ѿрасль . Ӕрополкъ призва имѧ Би҃е и ѿц҃а своего . съ дружиною своею дьрьзну . И сразившемасѧ полкома . побѣжени бъıвше погании . силою чс̑тнаго крс̑та и ст҃омъ Михаиломъ . часть ихъ избиша . а часть ихъ истопе в рѣкѣ и поможе ему Бъ҃ и ѿц҃а его мл҃тва и прославиша Ба҃ вси людие ѡ таковомъ дарѣ и помощи.

В этом рассказе мое внимание привлекли 3 цитаты:
1)Ярополк призвал имя Божие и отца своего; 
2)Побежени бывше погании силою честного креста и святом Михаилом;
3)И поможе ему Бог и отца его молитва.
Исходя из них, можно что утверждать, что отец Ярополка в крещении носил имя Михаил, но как известно из поучения Владимира Мономаха, он носил в крещении имя Василий (Азъ худый дѣдомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, нареченый въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ). Решить данную задачу можно 2 способами:
1. Владимир Мономах перед смертью принял монашеский постриг с именем Михаил, что по каким-то причинам держалось в тайне;
2. Ярополк призывал имя своего крестного отца, каковым мог быть, например, умерший к тому времени князь Святополк Изяславич, носивший в крещении имя Михаил, впоследствии имя Святополка было убрано редактором летописи.

Стоит заметить, что за 2 года до описанных событий, в Переяславле обрушилась церковь св. Михаила, построенная епископом Ефремом, и рассказ о заступничестве св. Михаила способствовал восстановлению престижа святого. Вообще, имя Михаил - одно из центральных в летописании, начиная с византийского императора, при котором Русь ходила на Царьград,  и прославление св. Михаила в летописи далеко не случайно.
Tags: источники, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments