smelding (smelding) wrote in oldrus,
smelding
smelding
oldrus

Category:

"ГОРОД СОКОЛОВ" ИЛИ "КАМЫШАНКА ДАТСКАЯ"?


  • Карта из книги В.И. Меркулова "Откуда родом варяжские гости".
    Трудно найти более яркий пример того, насколько субъективно понятие "научности" в представлении норманистов, нежели толкования, предлагаемые ими для названия древней стлицы ободритов, города Рерика. Самое нелепое толкование будет приводиться с полнейшей серьезностью, считаться вполне "научным" - лишь бы оно было "правильным", норманистским, лишь бы не посягало на священную корову - убеждение в скандинавском происхождении варягов-руси. Город Рерик является как раз таким посягательством, ибо не заметить его практически полного созвучия с именем призванного словенами князя-варяга может лишь слепой. Напоминаю, что первопричиной всех норманистских теорий является именно история Рюрика, из нее все вырастает и на ней все основывается. Поэтому названию славянского города надо приискать какое-нибудь скандинавское толкование. Так, например, в изданном в Советском союзе (все помнят мантры про "Официальный антинорманизм СССР" и про "преследования норманистов"?) сборнике "Славяне и скандинавы" Йоахим Херрман. пишет буквально следующее. датчане называли его Рерик (от др.-исл. reyrr - "тростник", ...) Тут прелестно всё. Датчане внезапно переходят на "др.-исл.". Почему бы? Наверно, потому, что по-датски тростник - reed, от чего Рерик произвести уже не так легко. Не стоит даже и говорить, что история - по крайней мере, история Европы, я не ручаюсь за Китай, ацтеков или зулусов - не знает примеров, когда заметный город называли бы Камышовкой или Рогозянкой. Обычно так зовутся деревеньки, не имеющие, говоря современным языком, даже статуса райцентра.

    С.В. Алексеев в своей "Славянской Европе" признаёт, что "более логичным", чем "тростниковая" версия, было бы признать происхождение названия города от... "датского" имени Рерик. Что говорить, действительно, логичнее - впрочем, немного заслуги в том, чтоб быть логичнее версии, в которой датчане говорят на древнеисландском, а в соленой воде морского порта растут тростники. Да и по имени вождей города называют чаще, чем по болотной растительности. Но все же мы воздержимся от полного повиновения Алексееву, когда он сурово командует: от использования данного аргумента рациональный «антинорманист» должен отказаться

    Дело в том, что в XI веке Адам Бременский написал

    Ободриты, которые ныне зовутся ререгами (Деяния архиепископов гамбургской церкви, II, 21)

    Просто отлично получается - если вспомнить, что Рерик датчане сожгли в начале IX столетия. И что, спустя два столетия всё племя ободритов носит имя в честь давным-давно сожженого города, да еще названного в честь иноземца-конунга, и чуть ли не им основанного? Более того, и в следующем веке Адаму вторит его земляк, Саксонский анналист Ободриты или ререги Итак, ререги было другим названием ободритов, это утверждают как минимум два источника. Причем ни один из них, вопреки утверждению вышепроцитированного г-на Херрмана, ни слова не говорит о "датском" происхождении этого названия. Корень всего этого "датчанства" - мимолетная оговорка франкского хрониста, расказывавшего о разрушении Рерика - мол, так сей "эмпорий" (порт) назывался "на языке данов". Но сообщение это дезавуируется приведенными сообщениями Адама и Саксонского анналиста. Вполне возможно, франкский автор оговорился или стал жертвой ошибки - написал "на языке данов" там, где следовало написать "со слов данов",  Благо, хоть Алексеев, не к чести его будь сказано, и называет отчего-то имя Рерик "явно чужеземным названием" на славянской земле, ровно ничего "чужеземного" в нем нет, что показали еще Ганка и Шафарик. Ререг или Рерик (у полабско-древанских славян общеславянское "отрок" звучало, как woatrik, рог как  rik, на что указал ещё Гедеонов) означает по-славянски "сокола". Имя Рерик встречаются и у чехов (чехи вообще для норманистов головная боль, они, подлые, использовали в Средневековье и имя "Олег", и имя "Рогволод", точнее, "Роговлад", которые уже так славно "вывели" от Хельги и Рагнвальда), и у поляков - а вот у германских и скандинавских племен оно известно только у датчан, да, по одному небесспорному упоминанию, у фризов - как раз у тех народов, которые непосредственно граничили с "ререгами"ободритами. Правда, странно?)

    Всё, вроде б, яснее ясного - но всё равно будут выдавать мнение франкского хрониста о "Датском" происхождении названия Рерик за доказанный факт, и даже бред с морскими древнеисландскими тростниками на балтийском берегу будет подаваться, как нечто глубоко научное. А что делать-то? Надо ж как-то защитить основы драгоценной теории от противных фактов... А то окажется, что тот самый Рюрик никакой не скандинав, и всё - списывай её, нежно любимую, в архив...

Tags: прародина, топонимика, этимология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments