smelding (smelding) wrote in oldrus,
smelding
smelding
oldrus

Category:

ФИНСКИЕ МИРАЖИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ РОСТОВА И МУРОМА


Авраамий Ростовский свергает идола Велеса. Фреска.

Распространено убеждение в "финском" происхождении жителей Ростова и Мурома на том основании, что упомянутые города стояли на змлях неславянских племен, соответственно, мери и муромы. В интернете встретить оборот "мерянский Ростов" стало легче легкого.
Хотя место расположения города и его (а равно и его населения) происхождение - это совершенно разные вещи. Бостон стоит на территории, изначально населенной индейскими племенами, но ряд ли они когда-либо составляли заметный процент в его населении. Ольвия стояла на скифских землях, но по происхождению и по асболютному большинству населения была городом греческим. Спиок можно продолжать долго. Даже совпадение названия города с именем туземного народца не говорит ровно ни о чем - Братск (изначально Бурятск) и Якутск довольно долго (до конца советской эпохи) были русскими городами на землях соответствующих племен. Заслуга индейцев лемени уничито в возникновении Уничито, одного из крупнейших городов Канзаса, тоже весьма скромна

Внятным показателем того, кто, собственно, населял сами города Ростов и Муром, а не окружавшие их чащобы и болота, являются сообщения источников о довольно долго удерживавшихся в них языческих культах.

Например, вот что пишет житие Авраамия Ростовского о земляках святого:

Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах (л.9об.) единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, (...), и покланяхуся идолу Велесу каменну,


Как видим, не принимавшие до XII столетия крещение жители Ростова поклонялись не Кугу-Юмо или Нишкепазу, а Велесу, хорошо известному по источникам славянскому Божеству. Велес/Волос упоминается в договорах Олега и Святослава с Византией, в "Слове о полку Игореве", в "Житии князя Владимира" сообщается, что его идола скинули в Почайну при крещении столицы Руси, а следы его в фольклоре простираются вплоть до Чехии. Велс (Виелона, Велняс) почитался и балтскими племенами.

В конце того же столетия князь Константин обратил в христианство Муром.Сложенная в его честь "похвала" после перечисления с явным знанием дела языческой обрядности вроде почитания и увешивания "убрусами" дуплистых деревьев, погребения с покойником коней и древолазной снасти, завершает


Идѣже убо в Муромстей области пройдеши, нигдѣ не услышиши проклятых многобожных имянъ - ни Перуна, ни Жда-бога*, ни Мокоша

Невзирая на  небольшие описки, в упоминаемых Богах сложно заподозрить каких-то финских идолов. Это опять-таки отлично известные по источникам Перун, Дажбог и Мокошь, чей культ оставил следы практически по всей славянщине до Сербии и южных берегов Балтики, и совершенно неизвестен финским народам.

Сторонникам "финских" Ростова и Мурома останется только отвергать прямые сообщения источников, ссылаясь на только одним им ведомые "особенности восприятия" древнерусских летописцев, почему-то решивших именно в отношении ростовцев и муромцев сделать то, чего не делали ни в отношении мордвы, ни в отношении карелл или вепсов, литовцев, половцев, печенегов - приписать им поклонение славянским кумирам. На самом деле есть только один такой пример - "Сказание о Мамаевом побоище", вообще переполненное фантазиями и книжными аллюзиями, вроде уже почившего Ольгерда, ведущего литовскую силу на Дмитрия Донского или печенега, выезжающего из рядов орды на поединок с Пересветом. Там Мамай взывает "к богам своим", причём в одном ряду с Мухаммедом-"Бохмичем" и "Салаватом" (превращенном в "бога" названии благодарной молитвы мусульман) упоминаются "Перен" (Перун), Гурс или Гус (Хорс), Мокош (Мокошь) и загадочный Раклей, в котором одни видят античного Геракла (!!) а другие - "продукт распада" летописного "Симарьгла", расщепившегося в позднейших поучениях на "Сима и Рыгла" - вот якобы последний неблагозвучный псевдотеоним в "Раклея" и трансформировался. Судите сами, можно ли на отношении одной из тьмы фантазий завзятого фантазёра, автора "Сказания..." делать какие-то обобщения про "особенности восприятия" всех книжников Руси.

Такой метод в целом похож на тот, к которому прибегают норманисты - если русские источники ни словом не упоминают Тора и Одина,а говорят про Перуна и Волоса - тем хуже для источников. Объявим их данные "позднейшим искажением" и дело в шляпе.  Понятно, к науке такие методы "критики источников" отношения не имеют.

Кстати, приведенные сообщения источников имеют некоторый интерес и для варяжского вопроса. По летописи, Ростов и Муром основали на землях "первых насельников" - мери и муромы - "находники варяги". И при этом в основанных варягами на землях неславянских народцев городах поклонялись славянским Богам.

Наводит на размышления, однако ж.
Tags: древнерусские города, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments