1kir1 (1kir1) wrote in oldrus,
1kir1
1kir1
oldrus

Categories:

Еще раз о дате Софийского собора в Киеве


На днях киевские историки сделали сенсационное заявление: Софийский собор был возведен не в 1037-м (общепринятая дата), а в 1018-м! Надежда Никитенко:- Настоящий возрастсвятыни установили пограффити, нацарапанныхна фреске.
К такому выводу исследователей подтолкнуло детальное изучение граффити на стенах собора. 
Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, ссылаясь на статью Орла и Кулика, указали, что на месте ВЪ ЛТО N, относящегося к году, как предлагал С.А. Высоцкий, надо читать ЗЛАТОН, а на предыдущей строке восстановили слово ПАСХИ, что вместе с эпитетом ЗЛАТОН они считают древнерусским аналогом для греческого выражения "κυριον πασχα" (в такой форме выражение было приведено Н.Н. Никитенко), за котором скрывается обозначение для пасхи, совпавшей с Благовещением, что происходит не каждый год, и, согласно пасхалиям, было в 1022 году. 

Но версия Н.Н. Никитенко хромает тем, что Кириопасха - это вовсе не "Пасха Злата", и с такой лексемой в древнерусских источниках неизвестна. 

Новые данные были обнаружены на фреске святого Василия, что располагается слева от главного алтаря Софийского собора. Внизу, практически у самых ног небесного покровителя князя Владимира (который при крещении взял себе имя Василий), нацарапаны несколько строк.

- Здесь речь идет о Пасхе Златой, которая произошла в 1022 году, - расшифровывает суть надписи заведующая отделом научно-исторических исследований Национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко. - Это редкий случай, когда праздник Воскресения Господня выпадает на Благовещение. И я думаю, что именно это событие вдохновило человека сделать такую запись. Это первая датированная древнерусская запись!

 
Начертание было сделано поверх сухой фрески. Следовательно, возведение Софийского собора началось задолго до этого: сооружение начали строить еще в 1011 году, а закончили семь лет спустя. То есть возводить храм начал еще князь Владимир! А завершил дело своего отца Ярослав. Именно поэтому в исторических хрониках основателем Софийского собора называют Ярослава Мудрого.

Но версия Н.Н. Никитенко хромает тем, что Кириопасха - это вовсе не "Пасха Злата", и с такой лексемой в древнерусских источниках неизвестна. В недавней статье «Благовещение Пресвятой Богородицы» (авторы Ванюков С.А., Желтов М.С., Фелми К.Х.) о Кириопасхе нет ни слова, лишь отмечено, что «убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название "Кириопасхи" (Кириопасха - Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология - Господня Пасха)» (Православная энциклопедия. Т.5. М., 2002. С.254-268).

Указанный перевод и этимологию «НОРМАЛЬНАЯ (?!) Пасха» оставим на совести авторов и редакторов, но надо отметить, что такое совпадение Пасхи и Благовещения является весьма нечастым. С X по XVII вв. таких совпадений было всего 18. В течение каждого 532-летнего цикла Великого индиктиона совпадение Пасхи и Благовещения случается 12 раз (X - XIV вв. принадлежат 13-му Великому индиктиону, XV - XVII вв. - 14-му).

Казалось бы, что такое редкое событие летописцы должны были бы фиксировать каждый раз, когда оно происходило. Но в летописях сообщения о совпадении Пасхи и Благовещения встречаются только с 1380 г., т. е. с конца XIV в. Причем известие о кириопасхе 1380 г., по А.Поппэ, первоначально в Н4 и С1 выглядело так: Благовещение бысть в Велик день, а перво сего бысть за 80 лет и за 4 лета (1296 г. или 6804 м/с год), а потом будет за 80 лет без лета (1459 г. или 6967 м/с год), а потом будет за 80 лет и за 4 лета (1543 г. или 7051 м/с год), а потом за 11 лет (1554 г. или 7062 м/с год).

Рогожский летописец: 6887.(1-ая часть) Бысть Благов‡щенiе святыя Богородица въ Великъ день. (2-ая часть) Се же написахъ того ради, понеже не чясто такъ бывает[ъ], но р‡ткажды, (3-я часть) окром‡ того л‡та отъсел‡ еще до втораго пришествiа одинова будеть.
Симеоновская летопись: 6887. (1-ая часть) Бысть Благов‡щенiе святая Богородица въ Великъ день. (2-ая часть) Се же написахъ того ради, понеже не чясто так бывает[ъ], но р‡ткажды.
Новгородская четвёртая летопись: 6888. (1-ая часть) А Благов‡щенiе бысть въ В‡ликъ день (2-ая часть) а перво сего бысть за 80 л‡тъ и за 4, а потомъ будеть за 80 л‡тъ безъ л‡та, а потомъ за 11 л‡тъ.
Софийская первая летопись старшего извода: 6888. (1-ая часть). И Бл(а)г(о)в(е)щ(е)нi(е) быст(ь) в Великъ д(е)нь, (2-ая часть) а пе[рве]е сего было за 80 и за 4 годы, а потом буд[ет] за 80 безъ л‡т(а), потомъ за 11 л‡тъ.

Tags: архитектура, христианство, хронология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments