Сергей (sergey_rf_965) wrote in oldrus,
Сергей
sergey_rf_965
oldrus

Category:

Об "имперской политике" Киевской Руси

В последнее время часто можно встретить различные псевдоисторические высказывания отрицающие преемственность Киевской Руси и Руси Московской. В частности хорошо известен один из главных евразийских мифов о Московской Руси как о "наследнице Орды". Интересно, что данное утверждение находит полную поддержку среди вроде бы непримиримых оппонентов евразийцев – либералов и «национал»-демократов. В частности последние очень любят рассуждать о якобы "унаследованной от Орды" имперской политике московских князей, подразумевая под этой самой «имперскостью», характерную для московского государства сильную централизованную власть и активную наступательную внешнюю политику. При этом Киевская Русь представляется как государство лишённое каких-либо «имперских амбиций» как внутри страны, так и в отношениях со своими соседями…
Но так ли это на самом деле? Обратимся к данным исторических источников и рассмотрим политику киевских князей по отношению к тогдашним «сепаратистам-регионалистам», а также некоторые направления внешней политики Киевского государства.
В 9 веке на землях, населённых восточными славянами, а также некоторыми финскими и балтскими племенами сформировалось Древнерусское государство. В следующем столетии под властью киевских князей были объединены все восточнославянские союзы племён. Данный процесс проходил в сложных условиях: одни союзы племён (ильменские славяне, кривичи и русы-варяги) изначально составили ядро нового государства, другие вошли в его состав в результате освобождения от хазарского господства (поляне, северяне, вятичи, радимичи), третьи (древляне, уличи, тиверцы, хорваты) были завоёваны Киевом. Но и после включения в состав Киевской Руси указанных «племён», в течении длительного времени с их стороны периодически имели место, как бы сейчас сказали, проявления сепаратизма. Как же на это реагировала центральная власть в лице киевские князей. Читаем повесть временных лет http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest1.php ::
«В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. … И затворились от Игоря древляне по смерти Олега. В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой.»
В следующий раз древляне восстали в 945 году. Наверняка все хорошо знают историю убийства Игоря древлянами и последовавшей за этим мести Ольги, а потому воздержусь от цитирования достаточно обширного летописного рассказа об этих событиях.
В 981-984 князю Владимиру пришлось вторично покорять ранее уже входивших в состав Русского государства радимичей и вятичей:
«В год 6489 (981). В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал.»
«В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично.»
«В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост.»

Противостояние с вятичами однако на этом не закончилось. Примерно через сотню лет Владимир Мономах «въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму.» http://www.monomah.vladimir.ru/pouchenie.htm
Но в целом в 11в. «сепаратизм» племён уходит в прошлое, однако тогда же формируются удельные княжества и со второй половины 11 в. Киевское государство вступает в длительный период междоусобиц, прекратившийся только в начале 12 столетия Естественно что в этот период центральная власть серьёзно ослабла, а некоторые княжества, как например Полоцкое, и вовсе превратились в фактически независимые государства. Однако при Мономахе и его сыне Мстиславе Киевская Русь, перед тем как окончательно разделиться, на некоторое время восстанавливает своё единство и могущество. Тогда же Киев предпринимает меры к приведению в покорность удельных князей:
«в год 6624 (1116). Ходил Владимир походом на Глеба (Всеславича), Глеб ведь воевал с дреговичами, Случеск пожег, и не каялся в этом и не выражал покорности, но еще больше перечил Владимиру, укоряя его. Владимир же, надеясь на Бога и на правду, пошел к Минску … Глеб же, увидев это, пришел в ужас и стал слать к Владимиру послов с мольбами. Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и помирился с ним. Глеб же, выйдя из города с детьми и с дружиною, поклонился Владимиру, и договорились с ним о мире, и обещался Глеб во всем слушаться Владими.»
«В год 6625 (1117). … ходил Владимир на Ярослава к городу Владимиру, с Давыдом и Ольговичами, и Володарем, и Васильком, и окружили они его во Владимире, и стояли дней шестьдесят, и заключили мир с Ярославом. Когда Ярослав покорился и ударил челом дяде своему Владимиру»

А в 1129 году Мстислав Владимирович после войны с полоцкими князьями и вовсе выслал последних за пределы Руси: «В лето 6637 (1129) …В то же лето поточи Мстиславъ князи Полотьскые Царюгороду, съ женами и съ детьм» (Лаврентьевская летопись ПСРЛ т.1 Стр. 132)

Теперь рассмотрим внешнюю политику. С самого начала своего существования Древнерусское государство по отношению к своим соседям проводит наступательную политику. Первым крупномасштабным внешнеполитическим мероприятием молодого Русского государства был поход на Византию в 860 году, и в дальнейшим одним из главных направлений внешней политики Руси было византийское.
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду…»
«В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков...»
«В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя…»

Вершиной наступательной внешней политики киевских князей были конечно же походы Святослава.
«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.»
Разгромив самого главного в то время врага Руси – Хазарский каганат, в результате чего в состав Русского государства вошли ряд новых территорий (земля вятичей, Таманский полуостров и восточный Крым, где впоследствии возникло Русское Тмутороканское княжество, а также земли на Нижнем Дону в районе бывшего хазарского Саркела ставшего Русской Белой Вежей), Святослав начинает войну с Византией, целью которой было уже не только захват военной добычи или заключение выгодного договора, а утверждение Руси на Дунае, и перенос туда центра Русской Державы.
«В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»
«В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы"

Более того, если верить сообщению Льва Диакона, то Святослав не исключал даже полное вытеснение Византийской империи из Европы:
«Ромейским послам [Сфендослав] ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию»
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Diakon_L/frametext6.htm
Чем не имперская политика!
Увы, эти планы великого Святослава не были осуществлены, однако и завоевательная политика киевских князей на этом не прекратилась:
«В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью»
«В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю.»
«В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар»
«В год 6538 (1030). Ярослав Белз взял. … В тот же год пошел Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев»
«В год 6539 (1031). Ярослав и Мстислав, собрав воинов многих, пошли на поляков, и вновь заняли Червенские города, и повоевали землю Польскую…»
«В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.»
«В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву»
«В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.»
«В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на ямь и победил их»
«В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков…»
«В год 6619 (1111). … И поднялись со своих мест Владимир и Святополк и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном.»
«В год 6624 (1116)… Мстислав Владимирович ходил на чудь с новгородцами и псковичами, и взял город чудской по имени Медвежья Голова, и погостов бесчисленное множество взяли, и возвратились домой с большой добычей…
В тот же год послал Владимир сына своего Ярополка, а Давыд сына своего Всеволода на Дон, и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин. Тогда же Ярополк взял себе жену очень красивую - пленную дочь ясского князя...»
.
Таким образом, основываясь на данных исторических источников мы можем сделать однозначной вывод о том, что та внешняя и внутренняя политика, которую принято сейчас называть «имперской», началась не во времена Московской Руси и тем более не была результатом пресловутого ордынского влияния, а была характерна и для Киевского периода Русской истории. Московские же великие князья и цари после длительного перерыва вызванного раздробленностью Руси и татаро-монгольским игом, лишь продолжили дело своих киевских предшественников по расширению территории, сфер влияния Руси и жизненного пространства Русского народа.
Tags: философия истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments