zapravshik85 (zapravshik85) wrote in oldrus,
zapravshik85
zapravshik85
oldrus

Categories:

Балтийская Русь в немецких документах и русской летописи



19 сентября 1188 года император Фридрих Барбароса даровал неким рутенам право на свободную и беспошлинную торговлю в Любеке.

Пусть чаще прибывают в названный город и свободно отбывают обратно рутены, готы, норманны и прочие восточные народы без пошлины и ганзы.

Обычно считают, что речь здесь идёт о новгородцах. Но если мы обратимся к русским источникам этого периода мы увидим совершенно противоположную картину. Как раз в 1188 году, произошёл русско-ганзейский конфликт:

Въ то же лЂто рубоша новгородьце Варязи на ГътЂхъ, Немьце въ Хоружьку и въ Новотържьце; а на весну не пустиша из Новагорода своихъ ни одиного мужа за море, ни съла въдаша Варягомъ, нъ пустиша я без мира.

В период с 1189 по 1199 год Новгород заключает мир со всеми немцами, с готами и со всем латинским языком. Вот текст первой статьи этого договора:

Ходити новгородцю послу и всякому новгородцю в миръ в НЪмечьску землю и на Гъцкъ берегъ; такоже ходити нЪмьчьмъ и гтяномъ в Новъгородъ безъ пакости, не обидимъ никымже.

Перед нами возникает пародоксальная ситуация, если мы будем продолжать считать рутенов из грамоты Фридриха новгородцами. Ведь новгородцы именно в это время и не могли свободно торговать в Любеке.

К периоду между 1220 и 1226 годом относится текст любекского таможенного устава:


Ни один гражданин из Шверина не должен платить пошлину в Любеке, так же и рутен, норманн, швед, онинген, гот, лив, а также все восточные народы

Опять мы видим неких рутенов которым предоставлен свободный и беспошлинный доступ в Любек. Складывается впечатление о длительном и мирном соседстве этих рутенов с Любеком и о давней традиции беспошлинной торговли с Любеком.

И опять если мы попробуем принять этих рутенов за новгородцев, то вся благостная картина рушится. Я даже не буду говорить о русско-немецкой войне в прибалтике полыхавшей в этот период, отмечу лишь следующий факт:


А нЪмцьмъ, и гтъмъ, и всему латиньскому языку платити по двЪ кунЪ от капи и от всякого вЪснаго товара, что кладуть на скалви, и продавше и купивше

Это из договора Новгорода с тем же Любеком. Никакой беспошлинной торговли.

Если мы внимательно присмотримся к тексту двух немецких грамот с упоминанием рутенов, то увидим, что в них сначала перечисляются народы географически более близкие к Любеку. Если бы речь шла о новгородцах, то они по логике должны быть в конце перечня, а рутены всегда в начале как будто они географически ближе всех.

И наконец, как заметил уважаемый smelding  
можно обратить внимание, что ни любекский таможенный устав, ни указ императора-крестоносца никак не комментирует иноконфессиональность "рутенов" - в то время как новгородский договор ясно определяет жителей Любека, Готланда и пр, как "латинский язык", то есть католиков. Не думаю, что рискую сильно ошибиться, предположив принадлежность означенных "рутенов" к католическому миру.
 
По-видимому речь идёт о неких русах, не шведах, не норманнах, живущих недалеко от Любека и причём довольно мирно.

И здесь самое время обратится к русской летописи. Оказывается наш летописец описывает балтийский регион точно в таких же выражениях, что и немецкие документы.

Афетово бо и то колѣно Варѧзи Свеи Оурмане Готе Русь Агнѧне

къ Варѧгомъ к Русı сице бо сѧ звахуть и. варѧзи суть ӕко се друзии зъвутсѧ Свое друзии же Оурмане Анъглѧне друзıи Гъте тако и си


Сравните немецкий перечень: рутены, готы, норманны, шведы

И русский перечень: свеи, урмане, готы, русь  


Наш летописец, отделяет Русь от норманнов в таких же выражениях, что и немцы 12-13вв. Но с одной существенной разницей. Если немцы ставят норманнов за Русью, начиная свой перечень с рутенов и переходя к норманнам. То наш летописец наоборот помещает Русь за норманнов, начиная в обоих случаях свой перечень с географически более близких свеев.

Трудно допустить, что такое сходство случайно. Похоже и наш летописец в 11в и немцы 12-13вв писали об одной и той же Балтийской Руси.

P.S. Предположение.

Обратите внимание, что и в русской летописи и в немецких документах, Русь несмотря на то, что она всегда чётко отделяется от норманнов, находится с ними в неком географическом единстве.

Может быть с этим связано сообщение о русах-свеонах Бертинских анналов. К императору пришли русы, а когда стали выяснять их местожительство выяснилось, что они живут в регионе, в котором живут народы собирательно именуемые свеонами. Потому и русов ничтоже сумняшеся причислили к свеонам по географическому принципу.





Tags: источники, прародина, русы
Subscribe

  • Кембриджский документ о русско-хазарской войне накануне 941 г. (о царе Хелгу)

    Известие так называемого "Кембриджского анонима" о русско-хазарском столкновении широко известно, тем не менее, думаю, не будет лишним кратко…

  • Есть мнение

    Какая история нам нужна? ...Раздел I комплекса под названием «От Древней Руси к Российскому государству» начинается следующим абзацем: «В ходе…

  • Книга

    Здравствуйте! Есть ли у кого-нибудь в электронном виде: Šegvić, Kerubin. Gotsko podrijetlo Hrvata i kako nastade Hrvatsk , буду очень признателен…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Кембриджский документ о русско-хазарской войне накануне 941 г. (о царе Хелгу)

    Известие так называемого "Кембриджского анонима" о русско-хазарском столкновении широко известно, тем не менее, думаю, не будет лишним кратко…

  • Есть мнение

    Какая история нам нужна? ...Раздел I комплекса под названием «От Древней Руси к Российскому государству» начинается следующим абзацем: «В ходе…

  • Книга

    Здравствуйте! Есть ли у кого-нибудь в электронном виде: Šegvić, Kerubin. Gotsko podrijetlo Hrvata i kako nastade Hrvatsk , буду очень признателен…