smelding (smelding) wrote in oldrus,
smelding
smelding
oldrus

Categories:

К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

На  хронологию христианизации восточнославянских земель единого взгляда в науке не существует. Это касается и хода христианизации Новгородской земли, одной из крупнейших политически-территориальных структур Древней Руси. Так, ленинградский философ Н.С. Гордиенко на основании летописного сообщения о появлении в Новгороде конца XI века волхва и единодушии вставших на его сторону горожан (сторону епископа принял только лишь пришлый, черниговский князь со своею дружиной), сделал вывод, что «новая религия не прижилась в этом городе не только в Х. но и в XI веках»(1). Этот вывод вызвал возражения московского историка О.М. Рапова(2). Однако ленинградский историк И.Я. Фроянов косвенно поддержал своего земляка. Он, в частности, привел слова новгородского епископа Ильи (1166 год), утверждавшего, что «наша земля недавно хрещена» и говорившего, как очевидец, о «первых попах»(3). Если первое еще можно рассматривать, как указание на сравнительную (в мировом масштабе) «молодость» русского христианства вообще, то последнее утверждение уже нельзя объяснить таким образом.

На наш взгляд, как дополнительный довод в пользу  точки зрения ленинградских авторов можно рассматривать «Слово о посте». В этом древнерусском памятнике, помимо прочего, описывается приготовление плохими христианами в Великий четверг бани для «Навий» – мертвецов. По мысли автора «Слова», баней и поставленной в ней трапезой тешатся бесы, утверждая, что не видели такого почитания и в языческих землях: «Мы же походили по болгаром, мы же по половцем, мы же по чуди, мы же по вятичем, мы же по словеном»(4). В болгарах, вслед за  опубликовавшим «Слово» Н. М. Гальковским, мы склонны видеть волжских булгар, т. к., хотя рецидивы языческих культов у болгар сохраняются довольно долго, уже Лев Диакон утверждает, что болгары «безо всяких отклонений исповедают христианскую религию»(5).  Упоминание половцев, ставших известными на Руси в конце XI века, является датирующим. Нам же интересно, что, наряду с чудью, волжскими болгарами и половцами в ряду внешних по отношению к христианскому миру народов упоминаются словене – жители Новгородской земли. Это довольно веский аргумент в пользу точки зрения И. Я. Фроянова и Н. С. Гордиенко. Очевидно, в XI веке Новгородская земля была едва затронута христианством, и приверженцы последнего были в ней чужаками.

1.Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. Л.: Лениздат, 1984. С. 84.

2.Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. С. 93.

3.Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Ижевский университет. 2003. С. 98.

4.Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М.: Индрик, 2000. Т. II.  С. 7

5.Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. С.43.

 

 

 

 

 
Tags: новгород, хронология, язычество
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Community