Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами ― родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшихся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознания целостностности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у славян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Если же убийца скрывался, его имущество поступало в пользу ближайшего родственника убитого. Когда родственников не находилось и мстить было некому, убийца наказывался штрафом в пользу князя.
«Мстити себе, мстити своих»,— так говорили в IX в. До нас дошли сведения о мести княгини Ольги за смерть своего мужа князя Игоря. Она потребовала в виде дани с древлян по три воробья и голубя с каждого двора. Ольга велела привязать к птицам зажженный трут с серой и пустить их на волю. Птицы воротились в свои гнезда, и в городе начался пожар. Жители пытались спастись бегством, но их встречали мечи ольговой дружины.
А Свенельд, старый воевода Святослава, просил Ярополка идти войной на брата, желая отомстить за своего сына.
Владимир мстил Ярополку, Рогнеда — Владимиру. Ярослав, выступая после смерти Бориса и Глеба против своего брата Святополка, обращается к Богу: «Не яз почах убивати братью, а он; да будет отместник Бог крови братья моею».
Ослепленный князь Василько мстил своему врагу и вместе с ним невиновному народу, приказывая всех убивать: «И сотвори мщение на людех неповинных».
Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, несомненно, сказывалось на нравственной сути человека, княжеское законодательство набирало силу.
Кровная месть начинала выглядеть уже несколько диковато, и в первом своде русских законов «Русской Правде» о ней лишь сказано:
«Убьет муж мужа, то мстит брату брат, или сынови отца, любо отцю сына или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будет кто мьстя, то 40 гривен за голову: аще будет Русин, любо гридин, любо купчина, любо ябедник, любо мечник; аще изгои будет, любо Словении, то 40 гривен положити за нь».
После смерти Ярослава Мудрого его сыновья на совете с боярами отменили право родовой мести и окончательно заменили денежным выкупом.
Долгий процесс формирования феодальных отношений и классов завершился образованием государства.
Конечно, если государство существует, оно нуждается в каких-то правовых нормах. Наиболее ранними дошедшими до нас памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей.
С наступлением весны каждый год отправлялись русские купцы в столицу Византии Царьград. Торговый сезон длился полгода. За это время не могли не случаться недоразумения, конфликты между русскими и подданными империи. Сама ситуация требовала закона.
В
Нормы раннего права даны и в первой части «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, не что иное, как грамота Ярослава Мудрого, изданная в 1016 г. В ней 18 статей, предназначенных, по всей видимости, гасить недоразумения, возникающие среди дружинников. Обозначены преступления: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды. Известны нам также уставы князей Владимира и Ярослава, определявшие долю церкви в княжеских доходах и преступления, подлежащие церковному суду.
Очевидно, что уставы покоятся на заповедях Божьих. В них сходятся два взгляда на преступление: народный и церковный.
Может вызвать недоумение система обильных штрафов. Но с точки зрения православной церкви, источник наказания (греха) заключается в страсти к гордыне, различным плотским удовольствиям. Наказание штрафом служит средством ликвидировать этот источник, изымая денежные средства.
Такая система была главной в русском законодательстве почти до XVI в. На денежных штрафах построены Двинская Судная Грамота
Во второй половине XI в. появился сборник законов, принятых князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. В истории его называют «Правдой Ярославичей». Законы определяли наказания: так, за убийство приближенного князя — огнищанина, тиуна, мечника, старосты — полагался большой штраф в 80 гривен (около
На основе «Древнейшей Правды» и «Правды Ярославичей» и, конечно же, не без влияния церковно-византийского права в конце XI или в начале XII в. возник правовой сборник, известный под названием Краткой редакции «Русской Правды».
До середины XI в. княжеские суды могли еще обходиться без свода законов. Действовали древние обычаи, которые являлись как бы мерилом всякого поступка.
Но жизнь государства становилась все сложнее, а судебная практика ставила вопросы, ответы на которые в обычаях уже найти было нельзя.
Появилась «Русская Правда» — свод законов, а ныне памятник древнего русского права. Большинство исследователей сходятся в том, что этот сборник начал составляться в конце Х в. или в начале XI в. и дополнялся и перерабатывался вплоть до половины XIII в.
«Русская Правда» еще не знает преступлений против общества и против государства. Преступлениями считаются деяния, посягающие на жизнь и здоровье людей и на их имущество. Строго учитывалось, кто совершил преступление: свободный человек или холоп.
Возмездием за преступление в основном являлись денежные штрафы — виры и продажи, и лишь иногда личное наказание — поток. Виры были трех видов: 80-гривенная, 40-гривенная и 20-гривенная, продажи — 12, 3 гривны и т. д.
Закон уже обращает внимание на обстоятельства, при которых произошло преступление, с умыслом оно сделано или нет.
«Русская Правда» различала два вида убийств: «убийство на разбое без всякой свады и убийство в сваде». Первое — убийство — «без раздражения», второе — «в раздражении», вследствие ссоры или драки.
За лишение жизни на «разбое без всякой свады» назначались поток (изгнание) и разграбление имущества.
За убийство в сваде взымался штраф — вира личная или общинная. За лишение жизни княжа мужа — 80 гривен, если он не был зачинщиком, и 40 гривен, если он сам затевал сваду. За убийство свободного людина — 40 гривен, если не им был дан повод к сваде, если же им, то 20 гривен. За убийство в сваде холопа или татя, пойманного на татьбе,— 12 гривен.
За случайное убийство, а также за лишение кого-либо жизни при защите себя или своего имущества виновный от ответственности освобождался. Нанесение увечий, ран и побоев злоумышленно без свады наказывалось так: за раны — 12 гривен, за побои со следами — 12 гривен, без следов — 3 гривны. В сваде: за раны — 3 гривны, за побои со следами — 3 гривны, без следов — 60 кун. Если увечье, раны причинял холоп, да к тому же свободному людину, то он подлежал не суду, а частной мести.
Наказания за татьбу учитывали состояние преступника: свободный он человек или холоп. Различались преступники и по мере участия в преступлении: говорится впервые об укрывателях воровского и о покупщиках татебного. Господствовала все та же система штрафов.
Размеры зависели от предмета татьбы (за кражу холопа и бобра, например, взымалось 12 гривен), от места, из которого произведено воровство.
Всего существовало четыре вида выкупов: годовщина, вира обыкновенная и дикая, продажа и урок.
Годовщина принадлежала истцу, потерявшему через преступление близкого человека. Вира поступала в княжескую казну ― это когда у убитого не было родственников. Если убийца был неизвестен, штраф платило общество. Составлявшее округ (вервь), на территории которого преступление совершилось. Это дикая вира.
Продажа ― штраф, платившийся виновным за нарушение личных чужих прав (кроме убийства). Уроки платились за материальный и за убийство холопов.
На основе «Русской Правды» возникли местные феодальные судебники: Псковская и Новгородская судные грамоты, судебники Рязанского и Ростовского княжеств. Правовую жизнь обеспечивали также княжеские грамоты о земельной собственности, уставные грамоты наместничьего управления, определявшие права бояр, договорные княжеские грамоты.
С XIV в. во время объединения русских земель вокруг Москвы закладывалась и основа для объединения правовых положений княжеств.
Наказания в Древней Руси
-
Старинные надгробия Богоявленского монастыря Москвы
Взято здесь: Старинные надгробия Богоявленского монастыря Москвы Богоявленский монастырь является одним из древнейших на территории Москвы и был…
-
Псково-Печорский монастырь - могучая древнерусская крепость
Построенный на границе с эстонскими землями, Печорский монастырь был одной из самых мощных русских крепостей. И многие годы защищал Русь от вторжений…
-
По Новгородской области в конце июля: Ветряная мельница в деревне Завал и Михайло-Клопский монастырь
Оригинал взят у
pohod_vosemvrat в По Новгородской области в конце июля: Ветряная мельница в деревне Завал и Михайло-Клопский монастырь…
- Post a new comment
- 8 comments
- Post a new comment
- 8 comments