aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote in oldrus,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis
oldrus

Categories:

Культура рязанско-окских могильников





В первом тысячелетии до нашей эры и в начале нашей эры в среднем и нижнем Поочье, на правом берегу среднего Поволжья и на юге до Воронежа была распространена городецкая археологическая культура поволжско-финских племён, довольно бедная по своему инвентарю, включавшему в основном орудия из кости и железа и керамику. На рубеже II-III вв. по рязанскому течению Оки ей на смену внезапно приходит новая, гораздо более богатая культура с ярко выраженным военным укладом. Носители этой новой культуры, получившей название культуры рязанско-окских могильников, хоронили своих покойников в курганах с грунтовыми ингумациями в сопровождении многочисленного погребального инвентаря.






Одним из первых в 1963-1964 гг. был раскопан Андреевский курган, содержавший 52 погребения. Самое примечательное из них находилось в середине кургана в прямоугольной яме с дощатой обкладкой стен. В центре ямы покоился костяк взрослого мужчины с конским убором и оружием – копьём, железный наконечник которого был помещён в бронзовый футляр, однолезвийным железным мечом, кинжалом, колчаном со стрелами, железными удилами, железной кольчугой и шлемом. По обе стороны от него покоились костяки ещё двух мужчин – молодого и средних лет, при которых были ожерелья, пояса, копья, мечи, колчаны со стрелами и железные ножи. В ногах у погребённых был обнаружен костяк человека, похороненного со связанными руками, у противоположной стенки – шкура коня с черепом и костями ног. Между шкурой и центральным погребением был положен своеобразный трофей – пять вырубленных человеческих челюстей и круглые бронзовые бляхи, нанизанные на кожаные ремешки. Очевидно, что речь шла о захоронении военного вождя вместе с пленниками или рабами.









Судя по тому, что могильники рязанско-окской культуры располагались друг от друга на расстоянии 5-10 км, плотность её населения была большой. При этом, если не считать продолжавшие существовать городецкие поселения, собственные поселения рязанско-окцев археологами не обнаруживаются. По всей видимости, они были в основном подвижным скотоводческим народом, лишь в небольшой степени занимавшимся подсечным земледелием. Как уже говорилось, рязанско-окское общество было высокомилитаризованным, имеются даже погребения женщин-воинов в сопровождении оружия и конского убора.









В отличие от поселений, святилища рязанско-окцев археологами обнаружены были. Наиболее известное из них находилось на северном мысу Старорязанского городища. Святилище, использовавшееся в VI-VIII вв., состояло из семи расположенных по кругу жертвенников в виде овальных или округлых углублений, окружённых столбовыми оградками. Углубления служили для разведения обрядовых костров. В центре, по всей видимости, находился идол, а всё святилище было обнесено круговой оградой. Оно было устроено на месте уничтоженного укреплённого поселения городецкой культуры.







Все данные свидетельствуют о том, что племена, создавшие культуру рязанско-окских могильников, были на средней Оке пришельцами. Но откуда они пришли туда и как сложились их отношения с предшествующим населением?

В.В. Седов выделил в КРОМ два вида погребений – головой на север и на восток, которые сопровождались разными комплексами вещевого инвентаря. Для погребений головой на север характерны шумящие привески (обязательная принадлежность женского наряда всех финноязычных племён Среднего Поволжья), подковообразные застёжки с концами в виде трубочек (широко распространённые в мордовских могильниках VII-XI вв. и ставшие прообразами мокшанских сюльгам XI-XIV вв.), браслеты с расплющенными и срезанными под углом концами (типичные для мордовских древностей VII-VIII вв.) и т.д. Обычай хоронить умерших головой на север или юг был характерен для финноязычных племён лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. В связи с этим в рязанско-окском населении, оставившем меридиональные погребения, следует видеть местных поволжских финнов.





Инвентарь, сопровождавший погребения головой на восток, включал подковообразные застёжки с завёрнутыми концами (излюбленные украшения балтов начиная с раннего железного века), браслеты со змееголовыми концами (у балтов бытовал культ змеи), браслеты из толстого дрота с утолщённо-коническими концами, арбалетные и крестовидные фибулы, умбоновидные привески и шейные гривны (все эти предметы встречаются в древностях балтов). Головной убор из нескольких спиральных пронизок, разделённых пластинами-бляшками, бытовал у ряда балтских племён, в том числе у днепровских и окских балтов. От них он был заимствован поволжскими финнами и использовался мордвой до конца средних веков. На основании этих данных В.В. Седов сделал заключение о том, что культура рязанско-окских могильников была создана балтоязычными племенами, пришедшими с Верхней Оки и подчинившими себе среднеокское население городецкой культуры, говорившее на одном из поволжско-финских языков.







При этом очень тесные отношения связывали рязанско-окские племена в первый период их истории с южными соседями – сарматами, от которых были заимствованы многие предметы оружия и конского убора, а также обычай помещать в погребения шкуры коней с головами и костями ног. Другим важным направлением внешних связей рязанско-окцев была черняховская культура готского государства в Северном Причерноморье до его уничтожения гуннами в конце IV в. В погребениях КРОМ была обнаружена большая серия черняховских фибул, поясных пряжек, шпор и предметов конского убора.







Южными соседями рязанско-окцев первоначально были, как уже говорилось, сарматы, потом сменившие их гунны и другие тюркские племена, на юго-западе они граничили с верхнеокскими балтами мощинской культуры, на северо-западе – с финско-балтскими племена культуры москворецких городищ, на северо-востоке и востоке – с мордвою и другими поволжско-финскими народностями.





Культура рязанско-окских могильников прекратила своё существование на рубеже VII-VIII вв. в ходе распространение в среднее Поочье с юго-запада боршевской культуры вятичей. Часть рязанско-окцев отошла под их давлением на северо-восток и влилась в состав мордвы, часть осталась на месте, была ассимилирована вятичами и стала одной из составных частей русского населения Рязанской земли.
Tags: археология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →