Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote in oldrus,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov
oldrus

Category:

«Откуда есть пошла Русская земля» - четыре летописных версии

В то время, когда создавалась «Повесть временных лет», славянство переживало не лучшие времена. От былого всеславянского единства не осталось и следа, а часть славянских народов подверглась физическому и духовному порабощению. Держава Само распалась еще в VII столетии, венгры покончили с Великоморавским княжеством в начале X; спустя столетие Первое Болгарское царство подчинилось Византии; в XI–XII вв. немцы почти полностью истребили полабских и поморских славян, а остатки их подчинили католическому влиянию; чехи и поляки добровольно склонились под латинский крыж еще раньше. И тем не менее, монах-книжник на берегах Днепра настойчиво повторял: славяне и русские – одно племя, славянский и русский «язык» (народ) – один есть. Задача «Повести временных лет» в том и состоит, чтобы объяснить, каким путем славяне превратились в «русь», сделались русскими, оставшись при этом в семье славянских народов.


Позвольте напомнить летописную повесть о начале Русской земли.
В вводной части летописи читаем, что после разрушения Вавилонского столпа и смешения языков сыновья Иафета «прияша запад и полунощные страны». В «Афетовой части» земли сидят народы: русь, чудь, меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угры, литва, зимгола, корсь; по морю Варяжскому, от земли Аглянской и Волошской к востоку до предела Симова приседят ляхи, прусь, чудь, варяги. Афетово ж колено и эти варяги: свеи, урмане, готы, русь, агляне, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венедицы, фряги и прочие, которые приседят от запада к полунощи и соседят с племенем Хамовым.
Один из семидесяти двух «размешенных» языков, продолжает летописец, «бысть язык словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть словене». «Нарци» – это жители Норика, бывшей римской провинции в Восточных Альпах, в чьих пределах мы довольно неожиданно обнаруживаем славян сразу же после рассказа о разделении и расселении народов. Следующее свое передвижение славяне совершили значительно позже: «по мнозех же временах сели суть словени по Дунаеви». Затем, говорится в летописи, волхи (или волохи, влахи – неясный этноним, видимо не имеющий конкретно-исторического наполнения) напали на славян дунайских, сели среди них и начали их угнетать. Тогда-то и произошло расселение славян по Восточной Европе – «и тако разыдеся словеньский язык»: одни «седоша» по Висле и назвались ляхами, другие «седоша» по Днепру и прозвались полянами и древлянами, третьи «седоша» около озера Ильменя (Илмеря), срубили град и нарекли Новгород и т. д.
Поляне, которых теперь называют русью, – прямые потомки тех дунайских словен. Ведь словенскому народу учитель есть Андроник апостол; к мораванам доходил и апостол Павел, и учил там. Там и Иллирик, до него дошел апостол Павел, там и были словене поначалу. Так что словенскому народу учитель есть Павел, от этого племени, ведут свое происхождение и поляне-русь. Словенский народ и русский – один: от варяг прозвались русью, а сначала были словенами; хотя и полянами назывались, но словенская у них была речь; словенский язык у них один.
Род Кия стал владеть княжением в полянах. А у древлян было свое княжение, у дреговичей свое, у словен новгородских свое, у кривичей свое.
После смерти Кия пришли хазары и нашли полян на горах киевских сидящими в лесах. И стали брать дань на полянах, на северянах и на вятичах. А словене новгородские, кривичи, чудь и меря платили дань варягам, приходившим из заморья.
Но однажды встали словене новгородские, кривичи, чудь и меря на варягов, изгнали их за море и не дали им дани. И начали владеть сами собой и грады ставить. Но не было средь них правды, и восстал род на род, и была между ними рать великая и усобица. Тогда сказали они: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву. Уставим такового или от нас, или от хазар, или от полян, или от болгар, или от варягов». Посовещались и послали гонцов к варягам, к руси. Ибо те варяги, к которым отправилось посольство, звались «русь», как другие варяги зовутся «свеи», другие «урмане», «англяне», иные «готы»; так и эти звались «русь» (заметим мимоходом, что в этом знаменитом отрывке «русь» прямо и недвусмысленно отделена от скандинаво-германских народов Балтийского региона). Послы сказали руси: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите к нам княжить и владеть нами». Тогда собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли. Старший брат именем Рюрик сел у славян ильменских в Ладоге, средний, Синеус, – на Белоозере между чудью и весью, младший, Трувор, – у кривичей в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля; новгородские люди – от рода варяжского, а прежде были словене. Рюриковы братья вскоре умерли, а он сел в Новгороде и стал один владеть своими и их землями.
Были у Рюрика два боярина – Аскольд и Дир, не из рода его. Они упросили отпустить их с дружиной в Царьград, на службу к греческому царю. Но по пути, плывя по Днепру, увидали они на горе мал городок. Пристали к берегу, спросили у местных жителей, чей он. Им ответили, что были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили этот городок, а ныне померли; потомки же их платят теперь дань хазарам. «Не платите хазарам, платите нам», – сказали Аскольд и Дир. Оставшись в городке князьями, они стали владеть полянской землей.
Постепенно им удалось собрать вокруг себя сильную дружину. С ней вознамерились они исполнить заветную мечту варяга: пошли на Царьград, но не на службу к греческому царю, а за добычей и данью. На двухстах ладьях приплыла русь к Царьграду. Но Богородица защитила святой город. Поднялась буря и разбила русские корабли, немногие дружинники возвратились со своими князьями в Киев. Было это при царе Михаиле, в 866 г., тогда греки и узнали о Русской земле.
Между тем по прошествии семнадцати лет своего княжения Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение старшего в своем роду, Олега. Олег взял с собой Игоря и пошел с дружиной к Смоленску, оттуда спустился вниз по Днепру к Киеву. Притворившись больным, послал он сказать Аскольду и Диру: «Я гость подугорский, иду в греки от князя Олега и княжича Игоря, да в дороге разболелся. Есть у меня довольно товара: великого и дорогого бисера и всякого узорочья. Придите ко мне без боязни». Аскольд и Дир вышли из города с малой дружиной и взошли на его ладью. Тут их окружили Олеговы дружинники. «Вы не князья, не роду княжеского, а я роду княжеского», – сказал им Олег и указал на малютку Игоря: «А вот сын Рюриков». Убив Аскольда и Дира, Олег сел княжить в Киеве и нарек этот город матерью городов русских. И были у него мужи – варяги и словене, и прочие, и все они с тех пор прозвались русью.
Вот этим рассказом, доведенным до вокняжения в Киеве Игоря, автор «Повести временных лет» исполнил свое обещание поведать, «откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

Несмотря на кажущуюся цельность летописного рассказа, повесть о начале Русской земли является достаточно поздним компилятивным сочинением, составленным из разных источников. В ней четко различимы несколько версий происхождения Русской земли:
«Варяжская версия» – призвание из Балтийского региона «варяго-русских» князей, которые, следуя водным путем «из варяг в греки», распространяют название «русь» на население Новгородской земли и Среднего Поднепровья.
«Дунайско-моравская версия» утверждает этнокультурную идентичность полян-руси со словенами Иллирика, Норика и Подунавья.
«Греческая версия» связывает начало Русской земли с нападением на Константинополь («отселе начнем и числа положим»).
Наконец, Никоновская летопись сохранила еще и «местную версию» исконного проживания «руси» в Северном Причерноморье и Крыму: «роды, нарицаемые руси… живяху у Ексинопонта [Понта Эвксинского, Черного моря]».
Вопрос заключается в том, чтобы определить, какая из них является наиболее древней и как они соотносятся с исторической действительностью.

Tags: источники, начало руси
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments