taii_liira (taii_liira) wrote in oldrus,
taii_liira
taii_liira
oldrus

Categories:

Альфред фон Штумпенхаузен

В ходе исследования исторических мифов XIII века стоит обратить внимание на еще одну таинственную и «зловещую фигуру» русской истории - рыцаря Святой Марии Альфреда фон Штумпенхаузена.

Р.Ю. Почекаев в своей работе «Батый. Хан, который не был ханом» (М.: АСТ, 2006), пожалуй, единственный из исследователей кто провел сколько-нибудь историческое исследование этой личности, выяснив, что первым историком, упоминавшим о данном рыцаре стал Борис Башилов, исследовавший историю масонства. В своей книге «История русского масонства» (М., 1992) на стр. 19 буквально сообщает следующее:
«Не случайно советником Батыя был рыцарь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Как верно подмечает Р.Ю. Почекаев, «И ни одной ссылки, никакого развития темы! «Не случайно, как будто речь идет о всем известном факте, и никаких дополнительных сведений не требуется!» (стр. 206-207). То, что представляется профессиональному историку сомнительным, стало буквально находкой для разного рода православных публицистов.
Вот что к примеру сообщает нам Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в своей книге «Самодержавие духа» (СПб., 1997): «Не брезгует Рим и антирусскими интригами при дворе Батыя – не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Как видим, к простому упоминанию о рыцаре добавляются «антирусские интриги», т.е. выстраивается определенный контекст повествования, создающий дополнительный негативный образ Золотой Орды, которая уже затевает страшные интриги и готовит союз с Ватиканом.



Полностью копирует цитату из Башилова и известный публицист О.А. Платонов в своей книге «Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации» (М.: «Родник», 1998), при этом добавляя на стр. 78, что «папы тем не менее продолжали натравливать на Россию орды католических завоевателей».
Не дальше ушла и доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая, отметившая в своей книге «Россия и русские в мировой истории» (М.: Междунар. отношения, 2003) на стр. 115 буквально следующее:
«После этого Святой престол не постеснялся испробовать и антирусские интриги при дворе Батыя, где одним из советников хана стал рыцарь Св. Марии Альфред фон Штумпенхаузен». Опять-таки без ссылок или критического разбора данного момента. Таким образом, миф о «подлом» немецком рыцаре, мечтающем уничтожить Русь, внедрился в общественную мысль.
Некий митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (Иким) в своей «работе» «Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия» (М.: Издательство Московской Патриархии, 2002), сумел извратить даже слова Башилова, буквально написав следующее: «Приближенным внука Чингиса хана Бату сумел стать папский агент, рыцарь-крестоносец Альфред фон Штумпенхаузенфигура зловещая для православной Руси, как отмечает историк Б. Башилов». Перед нами уже предстает образ папского «агента» и рыцаря-крестоносца, все более и более демонизируясь.
Однако Башилов не был первым публицистом, вспомнившем о таинственном рыцаре. Писатель А.К. Югов в первой части дилогии «Ратоборцы», написанной в 1944-1948 гг., романе «Даниил Галицкий» приводит абзацы «зловещего присутствия» таинственного рыцаря. Например,
«— Герцог светлейший Даниил! — сказал он. — Тот, кто излучает свет, Покровитель вселенной, Бату-хан, повелевает, чтобы ты сел! Мне же, Альфреду фон Штумпенхаузену, рыцарю ордена Святой Марии, хан приказывает переводить и его и твои речи ради взаимного понимания.
Альфред из Штумпенхаузена смолк, ожидая ответа».
«Случайно ли советником у Батыя по делам Европы -  немец,  рыцарь-тевтон Альфред фон Штумпенхаузен?
!».
Факт упоминания об этом рыцаре еще в 1940-е гг. приводит к мысли о необходимости поиска иных корней этого мифа.

Тем не менее Р.Ю. Почекаев предлагает и сугубо научные варианты поиска прототипа немецкого рыцаря, обращая наше внимание на факт присутствия у татар некоего англичанина, который был изгнан из родной страны и попал впоследствии на Ближний Восток. О нем упомянуто в послании, направленном архиепископу Бордоскому, датированное 1243 годом (Матузова В.И. Английские средневековые источники. – М.: Наука, 1979). На стр. 149 о нем буквально сообщается следующее:
«Из числа бежавших правитель Далмации захватил восьмерых, один из которых, как узнал герцог австрийский, был англичанин, из-за какого-то преступления осужденный на вечное изгнание из Англии….. Его же, захваченного лазутчиками, таттары увели с собой; и после того, как они получили ответ, что обретут господство надо всем миром, склонили [его] на верность и служение себе многими дарами по той причине, что нуждались в толмачах…..» Вряд ли здесь можно говорить о каком-нибудь серьезном сходстве с рассматриваемым литературным персонажем – единственное совпадение – в добровольности служения монголам.

Подводя краткий итог, не премину лишним сказать, что в очередной раз миф из взаимоотношений Руси и Золотой Орды рождается в недрах литературного произведения, попадая затем в книги публицистического характера, становясь затем сомнительным историческим фактом.

Tags: кочевники, персоналии
Subscribe

  • О недопустимости дилетантизма в исторической работе

    Как обещал, публикую подробный разбор творчества историка-любителя О.Л. Губарева, который активно замусоривает своими низкокачественными текстами…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Как пишутся антирецензии

    Тульский историк А.В. Журавель о проблеме упадка культуры рецензирования в современной исторической науке. Александр ЖУРАВЕЛЬ. Как пишутся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments