swinow (swinow) wrote in oldrus,
swinow
swinow
oldrus

Categories:

Об уровне мастерства резчиков по дереву у балтийских славян.

В связи с этой достаточно интересной 3D реконструкцией храма Свентовита, разрешите немного напомнить про мастерство древних славянских резчиков по дереву.

По-моему, в данной виртуальной модели, при всей её положительности и даже некоторой очаровательности, уровень умения славянских скульпторов передан несколько более примитивным, нежели он был на самом деле.

Об искусности работы, о совершенстве и изумительном качестве резьбы, изваяний и изображений в храмах балтийских славян упоминается во многих немецких текстах.

Вот, например, что сообщает Титмар Мерзенбургский о храме в Ретре:

"...У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя."

А вот слова Саксона Грамматика о мастерстве изготовления скульптуры Свентовита:

"В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее (...) Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так искусно в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. (...) Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали."

Вот описание храма Триглава, в Щецине из Жития Оттона Бамбергского:

"Были в городе Штетин четыре храма, но один из них, главный, был сооружен с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи он имел скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими(...) Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав..."

"Казались дышащими и живущими". В некоторых вариантах перевода мне попадалось, что "казалось, будто птицы и звери могут вздохнуть и упорхнуть", или "убежать", настолько великолепно они были сделаны. И это отзыв далеко не самых дружественных наблюдателей. Напротив - людей, которые имели совершенно определённые, и не очень хорошие цели в отношении этих религиозных центров, которые они описывали. И более того - это были христианские миссионеры, которые часто и подолгу жили в Риме, в Италии, и Франции. И их, в общем-то, удивить совершенством скульптуры было сложно! Однако - они поражались этому мастерству в славянских храмах! Значит, это было сделано действительно очень хорошо! Что-то превосходное!

Думаю, из того, что мы можем воочию наблюдать в настоящее время, уровень мастерства тогдашних славянских резчиков, можно сравнить с известными тайской и индонезийской деревянными скульптурами. Там до сих пор процветает традиционный промысел - знаменитая на весь мир резьба по дереву, отличающаяся потрясающей точностью и мастерством изображения. Я не говорю, что это искусство как-то связано со славянским. Я просто думаю, что оно может послужить иллюстрацией, примером высококлассной резьбы, подобной по мастерству той, которую описывали немцы. Вот несколько их произведений:









Думаю, что-то подобное немцы, на самом деле, наблюдали на стенах храмов балтийских славян - раз уж они так восторженно описывали эти изваяния, будучи, в общем-то, далеко не самыми заинтересованными в восхвалении, привознесении и сохранении их культуры и их самих, людьми! Хотя, сами изображённые животные, полагаю, были другими, более обычными для Европы.

Кстати, подобную по уровню резьбу - я видел и в России. Выполненную в особом цехе, при монастыре в Сергиевом Посаде. К сожалению, у меня сейчас под рукой нет соответствующих фотографий. Но это были резные деревянные панно с изображением дерущихся оленей, охотников на лошадях и диких кабанов. Фигуры были объёмные и вполне достоверные.

Вот примеры старинной русской очень высокопрофессиональной резьбы: Городецкая глухая резьба здесь и здесь; Древнерусские резные иконы здесь и здесь (спасибо aloslum) и современные работы Кронида Гоголева здесь.

Полагаю, этот немаловажный факт следовало бы учитывать - при построении подобных реконструкций и моделей в будущем.

При этом, надо отметить, что такие совершенные скульптуры наблюдались, видимо, только в главных храмах. Что и понятно - ибо по уровню они соответствовали, видимо кафедральным соборам в христианских Риме, Кёльне, Константинополе, или современной Москве. Некоторые найденные к настоящему времени идолы (хотя это, конечно, крохи по сравнению с тем, что сгорело в бесконечных войнах), по-видимому, какие-то вторичные, из отдалённых центров, "местные" или "походные" - как на Балтике, так и у нас, на севере Руси, скорее соотвествуют описаниям Ибн Фадлана об идолах русов, как "о бревнах, воткнутых в землю, верхушкам которых придано сходство с человеческой головой".
Tags: культура, прародина, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments