npohilko (npohilko) wrote in oldrus,
npohilko
npohilko
oldrus

Первая статья Троицкого сборника № 12 - пересказ.

Привожу полный пересказ вступительной статьи (с 1л. по 5 л.http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=012) - гомилии без начала и с пропуском между 2 и 3 листами.  С уверенностью можно сказать, что это компиляция на основе бесед Иоанна Златоустого (см http://www.sobor26.ru/articles/840/ http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/zlato048.htm http://pravmir.ru/stat-content/sc_printer_1428.html)
Л. 1 – на Страшном суде ангелы «лютые» и немилостивые предъявят дела каждого. [Spoiler (click to open)]Тогда ничто не поможет грешнику – ни собранное им богатство, ни раб его, ни близкие его. Явится Христос, подобный молнии от востока до запада, и поставлены будут 12 престолов Его учеников. Небеса совьются, ангелы вострепещут, земля сотрясется, горы воздымятся, река огненная, готовая принять грешников, и червы, жаждущие крови грешников тут будут.
Л. 1об – видишь ли, что и ангелы, не согрешившие ничем,  того суда трепещут. И не воображай, что призрачно будет тот суд, как во сне, когда тело на постели почивает, а душа мучается во сне. В тот день не разлучится душа с телом, но они вместе предстанут на Страшном суде, где Судия грозный каждого именем наззовет. И ни ветии тут не потребны, ни языком тут ничего не докажешь, но каждого дела испытываются. И дары и заступники здесь без пользы. Каждый понесет свои бремена. Тут ветиям веры нет и власть имущие не в чести. Тут тщеславию и надменности нет места, тут красотой лица судию не умолить.

Л. 2. «Многие на том суде дети обличат родителей своих за несправедливое разделение имения своего наследникам, за жестокость к ним. Рабы станут выше господ своих, ученики выше учителей. Приводятся слова ап. Павла: «Родители не раздражайте детей своих… и т.д. до … жены бойтесь мужей своих».
Л. 2 об – отделит Пастух овец по правую руку от себя и скажет им: «Придите, благословенные..». И вот слыша такие слова, почему медлишь подавать милостыню?  Ибо поступая так, подаешь Богу, который сказал: «Кто сотворит это малым сим – мне сотворит». А гнавшие  убогих – Христа гнали. Их Бог поставит по левую сторону от себя и скажет им: «Идите от меня проклятые…». Как стыдно будет пред народом ангельским тому, кто и здесь, будучи обличен, стыдится и молит, не желая предстать пред судьей.»
Далее в тексте следует лакуна из-за утраты одного/нескольких листов.
Л. 3. Текст начинается с отрывка без начала, где описывается торг, на котором случается грех (обман) между продавцом и покупателем. И сказал Соломон о таких: «Если и стяжал что многими трудами, но погубил кого-то – бесполезно это для Царствия Божия. Напрасно трудился, огнем сгоришь. А когда придет продающий рай, дай ему от своего труда, дай ношеную одежду, если новую не дал. Дай кусок хлеба, или чашу студеной воды. Дай, если хочешь выкупить рай. Тем будешь подражать вдове горстью муки, выкупившей Царствие небесное, или вдове, согласно евангелию, положившей в сокровищницу  только две лепты. Ибо засчитывается не имение, а душа милостивая. Сотвори Бога своим должником.
Л. 3об -  милуя нищих, взаймы даешь Богу. Не жди старости и многие годы, ибо неизвестна наша будущая жизнь. Не оставляй богатства твоего другим, не трудившимся с тобой. Как тать в ночи придет смерть. Ты туда отойдешь, а имение твое здесь останется. Ты там каплю воды возжелаешь, а они здесь твое богатство делят. Так захотел богач тот, горящий в огне, каплю воды и молил Авраама послать Лазаря, чтобы перстом тот увлажнил его уста. Тот богато на земле жил. В багрянице и паволоке он некогда ходил, радуясь на коней своих тучных, иноходцев, златыми украшениями украшенных, в седлах позлащенных, и на рабов в шелках и гривнах золотых впереди бегущих, в монистах и обручах позади идущих. На обеде ему подавали золотые, серебряные сосуды и снедь
Л. 4 – различную: тетеревов, гусей, журавлей, рябчиков, голубей, зайцев, оленей, вепрей и т.д.  Множество слуг, в поте работающих и на перстах блюда носяших. Чаши серебряные, позлащенные,  кубки и котлы. Мед и квась, вино и мед чистый, пряный подносили с гуслями и свирелями. Много было веселья, шуток, празднословия, смеха и песен непристойных. Готовят ему постель с перинами шелковыми, а он, на них лежа, уснуть не может. Одни ему ноги гладят, другие по ляжкам тешат его, по плечам чешат, иные на гуслях играют, иные уговаривают его и смехотворствуют. Такова слава богатого.
Был же и один нищий по имени Лазарь. Лежал он у ворот богатого, желая крошек с его стола.
Л.
4об. А богатый отвращался от него и не подумал, что се человек есть, что оба они созданы  Богом. Не помиловал он пребывающего в беде. А псы, пробегающие мимо, были милосерднее: видя Лазаря в гное и крови лежащего, зализывали раны его. Ибо они искусны во врачебном ремесле. И осторожно вылизывали, чтобы не повредить ему зубами. И какова же жестокость богатого: псы, не ведущие ни  Бога, ни Воскресения, помогали Лазарю, а богатый, чаявший быть на Страшном суде, и краюхи хлеба ему не дал. Умер богатый и отнесен был в муку вечную.
Л. 5. Умер и нищий Лазарь, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово. И сидящий в огне богатый, видя Лазаря на лоне Авраамовом почивающим, возопил: «Отче Авраам, пошли Лазаря смочить перстом мои уста, ибо горю!»

О, богатый, где твое богатство, где злато и похвальба множеством рабов, где мед проливаемый, где трапеза обильная, где льстецы и потешники? Не все ли стало тенью преходящей и непрочным как паутина?  «Помилуй меня» говоришь отцу Аврааму. Ну, богатей, когда лежал Лазарь пред воротами твоими, не звал ты его на спасение твое. Ныне же взываешь: помилуй меня. Но напрасна молитва твоя, прошло время милости, ныне суд без милости. Не хотел на жаждущего крох с твоего стола, на страждущего от гнойных ран и посмотреть. Как же ныне требуешь смочить уста перстом руки той,
Л. 5об - на гнойные раны которой и смотреть гнушался? Как же ты и отцом называешь Авраама, не сделав то, что положено сыну?  Он отец живущих во свете. Нет же никакого общения света с темою. Не зови его отцом, ты по немилосердному сердцу своему – сын тьмы и геены.
Великий же патриарх не умножил его страданий, не уязвил его словами, но снисходя к человеческой природе, отвечал ему кротко и умильно: «Чадо, много у тебя было добра в жизни, а Лазарь жизнь в страданиях провел, потому он здесь упокоился, а ты страждешь. Есть же великая пропасть между вами и нами, никто не может ее перейти». Видишь ли кончину богатства и власти временной? Не замедли имения своего нищим раздать…
Tags: источники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments