http://openid.yandex.ru/kaddor/ (http://openid.yandex.ru/kaddor/) wrote in oldrus,
http://openid.yandex.ru/kaddor/
http://openid.yandex.ru/kaddor/
oldrus

Category:

Уточнение антропономического аспекта в отношении Рюриковичей.

Для объяснения существования среди политической элиты Руси не-славянских имен, каковыми можно считать антропоним — Трувор и возможно ряд других, помимо исторического аналога с культурным обменом, который обоснован иранистом В. Абаевым на примере с грузинским царем аланского происхождения, имеющим монгольское имя — Сослан, в рамках славяно-скалвийской гипотезы можно использовать кросс-культурную теорию, объясняющую перенятие имен в результате политического (военного) доминировании опредленного этноса:



Как было показано Гимбутас — хотя экспансия скандинавских викингов в район, населеный балтийскими племенами, не увенчалась успехом, тем не менее на определенный промежуток времени они успели закрепиться и даже временно подчинисть себе ряд автохтонных этносов:

В период с V до IX века, или среднего железного века, в Балтии происходят два важнейших события: примерно около 400 года началось распространение славян в земли западных славян, а около 650 года на западнобалтийском побережье появились шведы (викинги). Однако основная масса балтийских племен смогла устоять против завоевателей и продолжала развивать собственную культуру.
...
В ирландских и норвежских сагах, записанных в XIII столетии, хотя они восходят к более ранним текстам, отмечается успех шведских правителей Ивара и Ха-ральда. Первый умер около 700 года и, как говорят, завоевал «Курляндию, Саксландию и Эйсландию», а также все восточные страны вплоть до Гардарики, расположенной в Карелии («Сага о Херваре»).
...
После 800 года количество скандинавских предметов в находках снова уменьшается, за исключением поселений в Гробине, которое продолжало существовать примерно до 850 года, и Эльбинге, где скандинавские находки относятся даже примерно к 900 году.
...
Попытки колонизации Балтийского побережья продолжались в течение двух последующих столетий, с 650-го по 850 год, но не привели к существенным результатам.
(c) Мария Гимбутас. Балты. Люди янтарного моря. М.: Центрполиграф, 2004 г.

В данном случае нас должно интересовать неудавшееся завоевание Курляндии. Как было увлекательно разобрано smelding'ом и что непосредственно показывает Житие святого Ансгария уже к 800-... годам курши обладали военной силой способной противостоять нападениям скандинавов, хотя ранее платили им дань. Из источника мы узнаем, что приблизительно к 835-845 году уже в течении долгих лет Курши не подчинялись скандинавам. Важным также является упоминание пяти городов в Курляндии. Попытка датчан взять Курляндию оказалась не удачной в результате сглаженных действий всего населения Курляндии (пяти городов). Желающие вновь попытать счастья шведы также не смогло заново подчинить себе всю Курляндию. Уничтожив один город и получив, в результате крайне тяжелых боевых действий, дань от второго — их бесчисленное войско удалились к себе обратно т.e. три остальных города Курляндии оказались им не по зубам.

Итак, начало могущества балтийских племен попадает в сроки прихода славянина из Скалвии - Рюрика к восточным славянам, а культурный обмен и перенятие имен в результате временного доминирования в регионе хорошо согласуются с тем, что в именослове пруссов обнаруживается антропоним Яскольд. В свою очередь, такие имена, как Рюрик (Рёрик) и Синиус не требуют обязательного возведения к каким-либо скандинавским пра-формам, учитывая, как западно-славянские аналоги - город Рерик и племен ререгов, так и наличие уже при Игоре членов династии с наиболее употребимыми славянскими антропонимами, как Ярослав, Володислав и Предслава, указывающих на этническую идентификацию династии.

Под вопросом остаются имена Олег и Игорь. Работа Яспонда дает основания для снятия скепсиса в случае если удасться доказать наличие скандинавских информантов для Византийцев (Ингер, Сфендослав) и представителей Хазарии (Х-л-г), тем более учитывая исторические примеры влияния информантов оказываемые на произношение этнической номенклатуры (например в отношении Армянской географии «Ашхарацуйц» см. К. Цукерман. Аланы и асы в раннем Средневековье). Упоминание Святослава в качестве Свендослава делает такую вероятность достаточно большой. Нейтрализовать хазарский источник также легко, поскольку сами скандинавы не всегда возводили Олега/Ольгу к своей "Хельге":

Что касается матери конунга Вальдамара, то, как не без основания полагает Ф. А. Браун, саги имеют в виду умершую в 869 г. княгиню Ольгу, в действительности не мать, бабушку Владимира Святославича. По Брауну, в исландской традиции Ольга представлена в двух образах — мудрой старой матери Вальдамара и его жены Аллогии [Braun 1924. S. 177–178]. (c) Четыре норвежских конунга на Руси, Т. Н. Джаксон

Но даже если окажется не возможным возводить эти имена к славянским, то скандинавское влияние, оказанное через временное доминирование с легкостью помогает решить эту проблему в любом случае. Это значительно более реалистично, чем представление о весьма раннем "ославянивании" по-видимому весьма толерантых и мулти-культуралистичных скандинавов норманской теории.
Tags: варяжский вопрос, ономастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments