Исторические записки (nickfilin) wrote in oldrus,
Исторические записки
nickfilin
oldrus

Category:

Часть 1. "Живяху кождо съ родомъ своимъ" (к реконструкции источников древнейшего летописания)

По предложению уважаемого varing, позволю помучить членов сообщества своими бредоисканиями в области летописания и русских начал. 

Warning! Концепция постов не может считаться научной и окончательной, так как отрицает теорию А.А. Шахматова об отражении в Новгородской Первой летописи (далее НПЛ) до 1074 г. гипотетического Начального свода 1093 г. По мнению автора на этом отрезке использовано два источника: 
1) до 922 г. Хронограф по Великому изложению со вставками из нелетописной Повести Временных лет (нПВЛ).
2) после 945 г. (с пропусками после 1015 г. из-за дефектности списка) - первая редакция летописной Повести Временных лет (далее лПВЛ).

Нелетописная ПВЛ - древнейшее произведение первой половины 11 века, начинавшееся сокращенным этнографическим введением (которое отчасти я пытаюсь воссоздать в данной статье). Эта повесть, не имевшая хронологической сетки, включала в себя рассказ об основании Киева, хазарской дани, призвании варягов, рассказ о походе Олега на Царьград, убиении Игоря древлянами, Сказание о Святославе, о Владимире и Крещении Руси, Сказание об убиении Бориса и Глеба). И соотвественно не включала рассказы "летописания греческого" о походе руси на Царьград при Михаиле, несчастном походе Игоря 941 г., крещении Ольги Цимихсием и многие другие фрагменты). Вот примерно так...

"Живяху кождо съ родомъ своимъ"

Новгородская Первая летопись Младшего извода «начало Русской земли» помещает в летописной статье под 6352 [854] годом:
«В лЂто 6352 [854]. Начало земли Рускои. Живяху кождо  съ родомъ своимъ на своихъ мЂстех  и  странахъ, владЂюща кождо  родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму  же  имя Щекъ, третьему  же  имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь».

Интересно, что фраза «живяху кождо  съ родомъ своимъ на своихъ мЂстех  и  странахъ» аппелирует к неназванному в тексте объекту. Не связана эта фраза и с предыдущим текстом («В лЂто 6352 [854]. Начало земли Рускои»), который заимствован из Хронографа и имеет продолжение после рассказа об основании Киева:
«В си же времена бысть въ ГрЂчько земли цесарь, именемъ Михаилъ, и мати его Ирина, иже проповЂдаеть  покланяние иконамъ въ пръвую  недЂлю поста. При семъ приидоша Русь  на Царьград в кораблех»

Всвязи с гипотезой Алешковкого-Петрухина-Гиппиуса об устранении в тексте гипотетического Начального свода (в Новгородской Первой летописи) бывшего в гипотетическом Древнейшем своде сокращенного этнографического введения к Повести Временных лет можно сделать предположение о том, что фраза «живяху кождо  съ родомъ своимъ на своихъ мЂстех  и  странахъ» - на самом деле окончание именно этого рассказа о расселении народов после потопа, столпотворения и разделения языков. 

В силу того, что по тексту рассказа видно, что имя полян вводится здесь впервые («И бЂша  мужи  мудри  и смысленЂ, нарЂчахуся Поляне»), следует сделать заключение, что в первоначальном виде рассказ о разделения народов не включал перечень славянских племен. Еще А.А. Шахматовым установлено, что подробный список владений Сима, Хама и Иафета – вставка. Следовательно реконструкция первоначального текста Этнографического введения до исследуемого нами обрывка фразы (его текст выделен жирным шрифтом) может иметь следующий вид:
«По потопѣ  первие   сынве   Ноеви  раздЂлиша землю жребьи метавше не преступати ни комуже въ жребии братень.  [И] живяхо   кождо въ своеи части,   бысть  язъıкъ единъ,   и оумножившемъся человекомъ на земли. [И] помъıслиша создати столпъ до небесе въ дни Нектана   и Фалека  и собрашася на мЂстЂ Сенаръ поли  здати столпъ до небесе  и градъ около єго Вавилонъ . И созда   столпъ то   за 40 . лЂт . [и]  не свершенъ бысть. И сниде Господь Бог  видЂти градъ и столпъ. И рече Господь  се родъ единъ . и язъıкъ единъ и съмЂси  Бог  язъıкъı . И раздели на  70 и 2  язъıка и расъЂ по всеи земли . По размЂшеньи же язъıкъ, Бог вЂтромъ  великимъ разраши    столпъ. И есть останокъ его промежю Асюра и Вавилона. И есть въ въıсоту  и въ ширинү  5433 локти   и   в лета многа хранимъ станокъ.  По размЂшеньи   же столпа . и по разделеньи  язъıкъ  прияша сынови  Симови   въсточнъıя странъı   а Хамови сынове  полуденьнъıя странъı. Афетови же прияша западъ  и полунощнъıя  странъı . От  сихъ же  70 и 2 язъıку бысть язъıкъ СловЂнескъ   от племени  Афетова. Нарци   еже суть СловЂне .  
Во  мнозЂхъ же времянЂх  сЂли суть СловЂни по Дунаееви  гдЂ єсть нъıне  Оугорьска земля   и Болгарьска [и] от тЂхъ СловЂнъ разидошася по землЂ и… живяху кождо  съ родомъ своимъ на своихъ мЂстех  и  странахъ, владЂюща кождо  родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму  же  имя Щекъ, третьему  же  имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь».
Tags: источники
Subscribe

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Как пишутся антирецензии

    Тульский историк А.В. Журавель о проблеме упадка культуры рецензирования в современной исторической науке. Александр ЖУРАВЕЛЬ. Как пишутся…

  • Час истины - Иван Грозный

    Оригинал взят у sergey_rf_965 в Час истины - Иван Грозный

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments