Исторические записки (nickfilin) wrote in oldrus,
Исторические записки
nickfilin
oldrus

Categories:

Часть 2: "...во имя Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша"

  Во введении к Новгородской Первой Летописи Младшего извода содержится интересная фраза: 
"и в нашеи странЂ званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша; инЂи  же: ловы дЂяше  около города". 

Фраза интересна тем, что она содержит древний текст, с которым полемизирует автор летописной Повести временных лет, называвший несведующими тех, кто утверждает, что Кий был простым перевозчиком.

Рассмотрим эту фразу в контексте: 

"Якоже древле царь Римъ, назвася и во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его Александриа; и по многая мЂста  тако прозвани быша грады в имена царев тЂхъ и князеи тЂхъ: тако жъ и в нашеи странЂ званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша; инЂи  же: ловы дЂяше  около города. И тако бо есть промыслъ божии, еже я†в послЂдня:  куда же древле погании жряху бЂсомъ на горах, нынЂ же паки туды святыя церкви златъверхия каменозданныя стоят, и монастыреве велицы поставлени быша, и черноризец в нихъ исполнено бысть, безпрестани славяще бога в молитвахъ, въ бдЂнии, в постЂ и в слезахъ, ихъ же ради молитвъ миръ стоитъ. Аще бо къ святымъ сыи прибЂгнемъ,  церквамъ, тЂм велику ползу прииметъ души и тЂлу. Мы же паки на послЂдование возвратимъся"

Обратим внимание на несколько моментов: 

Контекст в котором находится фраза имеет на мой взгляд более позднее происхождение. 
Можно спорить о том, много ли было  в XI  в. было в Киеве "каменозданних златоверхих» церквей (впервые в летописи златоверхим называется, построенный в 1108 г. Михайловский златоверхий собор, но Длугош не известно опираясь ли на какие источники сообщает о золочении куполов св. Софии Ярославом). Однако явно вряд ли автор второй половины XI в. или даже более ранний мог говорить о многих великих монастырях, существовавших в его время.
Однако, если эта фраза с искаженным смыслом (не говорится о каком великом князе идет речь), выпадает из контекста, то возникается вопрос в каком контексте она находилась в более древнем памятнике.
Примерное место фразы можно установить, во-первых, по тому обстоятельству, что она и соседствующий с ней текст  аппелирует сразу к нескольким пассажам последующего текста а) о язычниках, приносящих жертвы на горах Кевских, б) о прозвании Киева и в) о ловах и перевозе через Киев. А это означает, что наиболее вероятное ее место – в конце рассказа об основании Киева. Во-вторых, точное место ее нахождения маркирует новообразование «нарекоша» («И сотвориша градокъ, во имя брата своего старЂишаго и  наркоша имя Кыевъ»), единственное в начальной части Новгородской Первой леописи, т.е. в той ее части которая ограничена 922 г. и восходит по моему мнению к более древнему источнику, чем оставшаяся часть НПЛ, где новообразования типа рекъ, рекоша, нарекоша, проникшие из древнеерусского втсречаются в той же пропорции, что и в ПВЛ.
Всвязи с этим позволю себе реконструировать древнейший рассказ об оснвоании Киева в следующем виде (перенос фразы выделен жирным шрифтом):
И сЂдяше Кыи на горЂ, идЂже нынЂ увоз Боричевъ, и бЂ с родомъ своимъ; а  братъ его Щекъ на друзии  горЂ, от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старЂишаго Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша; инЂи  же: ловы дЂяше  около города". И бяше около их лЂсъ и боръ великъ, и бяху ловища звЂрие. И бЂша  мужи мудри и смысленЂ, нарЂчахуся  Поляне, и до сего дне от них же суть кыянЂ; бяху же поганЂ , жруще озером и кладязем и  рощениемъ, якоже прочии погани.
Автор летописной ПВЛ, пользовавшийся и Древней нелетописной Повестью и Хронографом, воспользовался более кратим выражением Хронографа (с формой «нарекоша»,, дополнив повествование рассуждением, направленным против исключенной им фразы:
«Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду».
Tags: источники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments