http://openid.yandex.ru/kaddor/ (http://openid.yandex.ru/kaddor/) wrote in oldrus,
http://openid.yandex.ru/kaddor/
http://openid.yandex.ru/kaddor/
oldrus

Category:

Археология, лингвистика и вопросы славянских миграций.

В работе литовского археолога Владаса Зилкуса предлагаеться достаточно интересный обзор, доказывающий наличие не малого количества миграций на территорию населенную балтийскими племенами. Посколько все это на немецком языке, я попытаюсь обрисовать основные идеи.

В начале идет стандартный обзор упоминания балтийских племен в письменных источниках, где Зилкус акцентируеться на данных Птолемея, и говоря об упоминании им явно балтийских племен Galinda и Soudinoi, он почему-то забывает сказать о том, что Птолемей в своей «Географии» сразу возле Galinda и Soudinoi упоминает - Stavanoi, которые вместе с Galinda и Soudinoi расселены до алан. Таким образом уже для I веке есть данные о наличии славян [С(т/л)аванои] возле балтов:

Восточнее вышеназванных племен живут: ниже венедов -галинды (галиданы), судины и ставаны до аланов; (с) Клавдий Птолемей, ГЕОГРАФИЯ

Если принадлежность ранних венедов к славянам является спорной (см. Кузьменко "Ранние германцы"), то даже критики этой версии признают за ставанои - славян, что единственно возможно, учитывая упоминание алан.

[конец интерлюдии]

Далее Зулкус утверждает наличие с 5 века миграций, существование разных полиэтнических групп из Готланда, Дуная, Балкан и от других народов (кельты, гунны, скандинавы), а также говорит о потеснение куршев на север со стороны «незнакомцев из Южной Европы». Именно с 5 века обнаруживается масса славянских фибул, хотя автор и пытаеться, ссылаясь на другого археолога, оспорить их однозначно славянскую идентификацию, но тем нем менее признает массу таких же аналогов с Юга Россиии и с Венгрии.

Что самое главное, Зулкус, говоря о гипотезе Седова признает наличие славянских гидронимов и допускает возможность переселения славян в этот регион, хотя тем не менее отмечает, что характер этого переселения был преувеличен Седовым, но также утверждает, что «гипотезу Седова трудно опровергнуть».

Кроме того, Зулкус отмечает, что у скаловов в отличие от куршей и южно-западных областей (видимо Пруссия) были не характерны погребения лошадей. Встречаються только уздечки, но нет характерных для южных и северо-западных балтов костей лошадей.

Относительно кремации он отмечает ее большое распространение у пруссов уже в 4 веке.

[здесь все]

Но так или иначе, даже если этот обряд был не только у славян, какая-то связь со славянами должна быть? Да. Это, в частности, утверждает другой литовский исследователь в отношении пруссов:



Его работа в целом тоже очень интересна, но в силу формата статьи я не смог детально изучить ее ино-язычную часть, хотя из мельком прочитанного понял, что автор еще больше чем Зилкус признает наличие мульти-этничных компонентов.

[тут также все]

И вот интересная позицию Шименаса, которую приводит Кулаков:

Исследования В. Г. Шименаса на памятниках прежнего восточного ареала западнобалтской культуры римского времени - на правобережье р. Неман в её нижнем течении на могильниках Видгиряй (Simenas V., 1990, р. 9-105) и Шерейклаукис (Simenas V., 1994а, р. 15, 16) - открыли трупоположения с северо-западной ориентировкой. Последние располагались в ямах с заплечиками, стенки которых нередко обмазывались глиной. Могилы сопровождал богатый инвентарь: многочисленные арбалетовидные фибулы, в том числе - "звериноголовые", изготовлявшиеся как из бронзы, так и из серебра, гривны, ножи-кинжалы, копья. Кроме того, в погребениях обнаружены захоронения шкур коней, причем между зубов конского черепа традиционно находились кольчатые удила. Все это дало возможность сделать В. Г. Шименасу вывод о тесной связи населения, сооружавшего такие погребения, с кругом дунайских древностей гуннского времени (Шименас В., 1990, с. 74).
...
Погребальные традиции скальвов и ламатов VIII-XI вв. имеют довольно мало различий. Прежде всего это объясняется общим происхождением этих племен. Их предки, общие с жившими севернее куршами, во II-VI вв. н. э. сооружали могилы с каменными венцами на северо-восточном берегу Куршского залива (Таутавичюс А. 3., 1980, с. 81), придерживаясь консервативных форм ритуала культуры западнобалтийских курганов. Только этим можно объяснить наличие могильников с каменными венцами в погребальных памятниках ламатов (Таутавичюс А. 3., 1980, с. 86) и, видимо, скальвов. Не следует сбрасывать со счетов и гипотезу В. Г. Шименаса о притоке в низовья р. Неман групп балтских воинов, вернувшихся на родину после участия в гуннских походах на придунайских землях.
(c)  В.И.Кулаков. История Пруссии до 1283 года

Здесь необходимо несколько поправок, во-первых относительно трупосожжения у разных племен скалвов (точнее скалвы vs ламата) см. старый пост, чья позиция подтверждается Зулкусом, утверждающим смену погребального обряда в 5-6 веке и увеличение кремации. Вторая поправка это то что Шименас прав насчет Дуная, но не прав насчет балтов:

Существенно, однако, что славяне - носители пражской культуры - не только прорвались на Балканы через Дунай, но одновременно и стали расселяться на север, в том числе на Вислу (Parczewski 1991, р. 679); на Средний Дунай, в Чехию и далее на Эльбу славяне также продвигались, судя по последним данным, не из Польши, а с юго-востока, из Моравии и юго-западной Словении (там же. Р. 681-682; Herrmann 1987). Дунай действительно оказывается центром расселения славян и к югу, и к северу уже с VI в.
...
В. Н. Топоров отмечает исключительную проницаемость всего пространства между Дунаем и Балтикой, о чем свидетельствует, в частности, проникновение дунайской гидронимии в Литву (Топоров 1988, с. 297).
(с) В. Я. Петрухин "ДУНАЙСКАЯ ПРАРОДИНА" И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

И:

Среди возможных причин продвижения
аллохтонных групп на север, вызвавших об-
щую дестабилизацию в лесной зоне, мож-
но назвать события конца IV в. — V в.: втор-
жение гуннов в Восточную Европу, падение
готской «империи Германариха», неудачную
войну остроготов со своими северными со-
седями венедами-антами и их гуннскими по-
кровителями (Иордан, Getica XLVIII, 246),
рождение и гибель гуннской «империи», воз-
вращение гуннов в черноморские стапи после
разгрома у Недао, уход остроготов и захват
их территории антами и склавинами, появ-
ление болгар в восточноевропейских степях,
бесконечные войны между германскими ко-
ролевствами на Дунае.

Практически одновременно, не позднее рубе-
жа V—VI вв., фиксируется начало славянской
экспансии из Приднепровья и Приднестровья
на юг, к Дунаю. Кульминационным моментом
раннего периода этой миграции стали ужаса-
ющие склавинские нашествия на Балканы
540-х — 550-х гг. Для того же времени скла-
вины зафиксированы и на Среднем Дунае, где
они ввязываются в борьбу за престол между
представителями лангобардского королевско-
го дома. О наличии в это время у славян вы-
сокомилитаризованных группировок свиде-
тельствует появление антских и склавинских
наемников-профессионалов в армии Юсти ни-
ана (Казанский 2005—2009). Логично пред-
положить, что славянская экспансия второй
трети VI в. могла задеть не только балкано-
дунайские земли, но и более северные тер-
ритории, занятые родственным славянским
и балто-славянским населением.
(c) М. М. Казанский.
Скандинавская меховая торговля и «Восточный путь» в эпоху переселения народов.

При этом, мимоходом хочу отметить, что термин "каган" у русов может быть влиянием тюрко-язычных гуннов.

Ну и вообщем все эти предположения миграций хорошо попадают в глоттохронологию Старостина:



В 130 году образуеться кластер южно-славянских и уже отдельно от него общий восточно-западно-славянских языков. Далее к 270 разделяется общий восточно-западный кластер на отдельный восточный и западный.  К 420 распадаеться и западный кластер. Данные датировки в целом позволяют еще больше удревнить возможность миграций и приурочить приход славян к исследуемому региону к IV-V векам. Может еще раньше? Тут нужно будет подумать.

Заканчивая хотелось бы отметить, что вопросы миграций весьма сложные вещи и вероятно, что многие из выдвинутых мной предположений будет в дальнейшем уточнены и относительно ревизированы, но суть останеться прежней: славяне были возле Калининграда и особенно Куршской Косы. И не она ли знаменитый остров Русов?

Время покажет, а Бог надеюсь поможет.
Tags: археология, славяне, языкознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments