Сергей (sergey_rf_965) wrote in oldrus,
Сергей
sergey_rf_965
oldrus

Category:

Арсания - "третья Русь" восточных источников

Оригинал взят у slovenorus14 в Арсания - "третья Русь" восточных источников
Одними из самых сложных вопросов, связанных с формированием Русского государства и его ранней историей, являются вопросы, вытекающие из сведений средневековых восточных авторов о так называемых «трёх группах русов» - Куйабе, Славии и Арсании (Артании). И если в отношении Куйабы и Славии особых проблем не возникает: большинство исследователей отождествляют эти «группы русов» соответственно с Киевом и Новгородом (и подвластными этим городам территориями), то вопрос о том, где находилась «третья Русь» - Арсания (Артания, Артаб), до настоящего времени остаётся нерешённым.
При всём разнообразии точек зрений разных авторов (см. А.П.Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html#part41), можно выделить две основные группы мнений относительно местонахождения «третьей группы русов», а именно: северную - от Белоозера до Оки и Приуралья, и южную – Северное Причерноморье, Приазовье и Среднее Поднепровье. Сразу отметим, что «южная» версия представляется несостоятельной, хотя бы потому, что в период к которому относится информация об Арсании, в IX – первой половине X вв., Причерноморско-приазовский регион, и Среднее Поднепровье (до второй половины IXв.), находились под властью Хазарского каганата и различных кочевых орд, а между тем, рассматриваемые восточные источники, ясно дают понять, что Арсания была вполне самостоятельным государственным образованием, независимым как от остальных русов, так и от иных соседних государств и народов. Кроме того, «южная» версия также противоречит и сведениям, содержащимся в арабских источниках, о расположении Арсании между Куйавой и Славией: "...Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня. И доходят мусульманские купцы из Армении до Куйабы. Что же касается Арсы, то, согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца. И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов, черных лисиц и олово (свинец?). И вывозят это все оттуда торговцы из Куйабы". (ал-Идриси "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак" http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html#part41).
Таким образом, при всём противоречии и ограниченности сведений арабских авторов о русах, всё-таки можно выделить определённый ориентир, указывающий на географическое положение Арсании относительно остальных «групп русов». Однако, возникает вопрос, где конкретно следует искать этих самых «третьих русов». Вряд-ли Арсания, как предполагал А.П. Новосельцев, располагалась в районе Ростова и Белоозера. Во-первых, это противоречит вышеуказанным сведениям ал-Идриси о расположении Арсы «между Славой и Куйабой». И как уже было сказано, Арсания представлена в источниках как независимое политическое образование во главе с собственным «царём», однако же и Ростовская и Белозёрская земли с самого начала формирования Древнерусского государства, со времён Рюрика (а если верить Иоакимовской летописи, то ещё раньше – при Гостомысле) и позднее, были неотъемлемой частью Новгородско-киевского государства, т.е. фактически являлись частью «ас-Славии», а не отдельной «группой русов».
Остаётся территория от Мурома и Рязани и земель мордвы (А.А. Шахматов, А.Л. Монгайт, В.Ф. Минорский и др.) до Среднего Поволжья и возможно Приуралья (В.В. Седов). В пользу данной версии свидетельствуют как, уже упомянутое указание на местонахождение Арсании «между Славой и Куйабой», так и иные данные. Так, в западной части указанной территории, присутствуют вероятно производные от АРСании, географические и этнические названия, а именно: город РЯЗань и самоназвание части мордвы – ЭРЗяне; восточнее – на территории бывших Волжской Булгарии и Казанского ханства, более поздними источниками зафиксированы некая АРСкая земля и её административный центр - АРСкий городок. Что касается Рязани, то можно ещё сравнить то, как назван этот город в сочинении другого, более позднего восточного автора Рашид-ад-дина: «Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войной на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулькан, Кадан и Бури совокупно осадили город АРПАН и в три дня взяли (его)». (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_6/frametext.htm). Как видно, имеется некоторое сходство между терминами X в. - «Артан(ия)/Артаб» и XIV в. - «Арпан». Также, в пользу версии о проживании русов Арсании в районе расселения мордовских племён, могут свидетельствовать и данные антропологи, в частности, тот факт, что антропологический тип всё тех же эрзян, в отличии от других финно-угорских народов, является в целом североевропейским, сходным со славянским (великорусским). Кроме того, как показали исследования генетиков, опять же у эрзян, значительно распространена, преобладающая и у славян, гаплогруппа R1a.
Конечно, названия географических объектов, так же как и результаты исследований генетиков и антропологов, могут только косвенно подтвердить версию о связях Рязани и мордвы-эрзи с арсанийскими русами. Так, например, гаплогруппа R1a, могла достаться эрзянам и, от обитавших примерно в тех же местах в IV-VIIвв., славян-именьковцев и/или от более древних южных соседей протомордовских племён – скифов и сарматов, и от них же мог произойти и этноним «эрзя»... Однако, есть и прямые сведения источников, которые на наш взгляд, могут являться доказательством факта пребывания русов Арсании именно на отмеченной территории от района Рязани до Среднего Поволжья, и в частности в мордовских землях. Речь идёт об информации русских летописей о войнах Владимирского княжества с мордвой в 1228-1229 гг., где при описании этих событий, среди мордовских племён упоминается некая Пургасова РУСЬ: «В лето 6736. (1228г.) Тоя же зимы генваря 14 князь велики Юрьи, и Ярославъ. И Костянтиновичи Василько и Всеволод, идоша на Мордву, и Муромскыи князь Юрьи Юрьи Давыдович, и вшедше в землю Мордовъскую в Пургасову волость и жита пожгоша и потравиша, а скоты избиша, а полонъ послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы въ тверди свое, а которыи не убегоша, тех избиша»… «В лето 6737. (1229г.) Приидоша Мордва с Пургасомъ Новугороду Нижнему, и биша ихъ Новогородци. Они же зажгъше монастырь Святыя Богородица вне града, бежаша прочь. Победи Пургаса Пурешевъ сынъ с Половци и изби Моръдву всю и РУСЬ Пургасову, а Пургасъ утече в мале.» (Московский летописный свод XVв. http://michael-engel.io.ua/album513479_6). Итак, мы видим, что с одной стороны, «Русь Пургасова» не является частью Владимирской Руси и иных русских княжеств того времени, а политически связана с мордвой. И в то же время летопись отличает подданных Пургаса от остальной мордвы и прямо называет их «РУСЬЮ», что явно свидетельствует об этнической связи Пургасовой руси с древнерусским этносом.
Таким образом, совокупность данных топонимики вышеуказанных территорий (Рязань, Арская земля), результаты исследования генетики и антропологии части местного населения (мордвы-эрзи) и его самоназвание, а также прямых сведений письменных источников (сообщения ал-Идриси о локализации Арсании между Киевом и Новгородом и летописные данные о Пургасовой Руси), позволяет с высокой степенью вероятности предположить о том, что «третья группа русов» - Арса/Арсания (Артания, Уртаб, Арпан) располагалась именно в регионе Нижней Оки – Среднего Поволжья.
Теперь попробуем восстановить в общих чертах политическую историю Арсании. Начнём с того, что русов Арсании, так же как и русов Славии и Куявии, можно уверенно связать с русами-варягами Рюрика, и определить время возникновения этих «групп» серединой IX-го века, так как это хорошо согласуется с данными русских летописей и восточных источников. Так, по мнению почти всех исследователей, информация арабских авторов о «трёх группах русов» относится ко второй половине IX-го – началу Xв. И русские летописи относят переселение варягов Рюрика в Приильменье к середине IX века, где они возглавили уже существовавшее там протогосударственное образование включавшее в себя славянские союзы племён словен ильменских и кривичей, а также финнских племён чуди, веси и мери (которая, кстати к моменту призвания варягов была уже значительно славянизирована). И именно это раннегосударственное образование во главе с варягами-русами, известно в арабских источниках как «группа русов ас-Славия». Что касается Куйабы, то согласно данным русских летописей и сведениям иностранных источников, до середины IX в., Среднее Поднепровье находилось под властью Хазарского каганата, а освобождение Киева и полянского союза племён от хазарского ига, относится к середине – второй половине IX в., и связывается всё с теми же русами-варягами – Аскольдом и Диром, соответственно и распространение в этом регионе этнонима «русь» связано с прибалтийскими варягами-русами, утвердившимися в Киеве и обозначенными в восточных источниках как «группа русов Куйаба».
По всей вероятности и возникновение Арсании, также связано с миграцией южнобалтийских варягов-русов в Восточную Европу. В связи с этим надо отметить, что версию о происхождении Пургасовой Руси от русов-варягов, хорошо обосновал В.В. Фомин, однако этот исследователь весьма осторожно изложил свои выводы и допустил «двойное» происхождение Пургасовой Руси как от варягов, так и от иранцев-алан: «…"Пургасова Русь" могла представлять собою остаток тех варягов (варяжской руси), которые, давно оторвавшись от своих сородичей, влившихся в состав населения Древнерусского государства, жили в соседстве с Волжской Болгарией и мордвой, имея давние и теснейшие связи с ними, в том числе политические... Но есть еще одно объяснение "Пургасовой Руси". В 1998 г. Е.С. Галкина и А.Г. Кузьмин высказали предположение, что она являет собой реликт русов-алан Подонья». «…археологический и антропологический материал противоречит как этой версии (о финноугорском происхождении русов Пургаса), так и точке зрения, что ее население состояло из переселенцев-славян, вышедших из русских пределов в привычном понимании (Муромских, Черниговских, Владимирских, Рязанских). И этот же материал позволяет говорить о двух истоках "Пургасовой Руси" - северо-западной (или южно- и восточнобалтийской) и южной (аланской)». (В.С. Фомин Пургасова Русь http://www.portal-slovo.ru/history/35266.php?ELEMENT_ID=35266&PAGEN_1=2 ). Но учитывая, что в рассматриваемый период аланы, в отличии от южнобалтийско-приильменских русов, уже не представляли из себя значительной политической силы, и соответственно вряд ли могли распространить своё влияние на мордву, версия о варяжском происхождении русов Пургаса выглядит намного более убедительной.
Косвенным подтверждением версии о происхождении «арсанской группы русов» от варягов Рюрика, могут быть всё те же восточные источники, в частности те фрагменты, где ас-Славийа названа «высшей» и «лучшей» по отношению и к Киеву-Куйабе (что кстати подтверждает и ПВЛ, называя Аскольда и Дира боярами Рюрика), и к Арсании: "И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их» (Ибн Хаукаль "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик"); "Русов три группы. Одна группа близко к Булгару, и царь их находится в городе, называемом Ку.а.на, и он (город) больше Булгара. (Другую) группу называют Аусани, и царь их находится в месте, именуемом Арта. (Третья) группа, лучшая из всех, называется Джалаба (Джлба)» ("Книга - перевод (книги) путей и стран, (составленная) Абу-л-Хасаном бин Са 'ад бин Мухаммед ал-Надживани, (известным) как ал-Саведжи").
Также, если допустить, что изначально частью Арсании был район Рязани и проследить летописные сведения о ближайшем к Рязани городе - Муроме, то это может как подтвердить варяжское происхождение арсанийских русов, так и кое что прояснить в последующей истории «Третьей Руси». Итак, Муром назван в числе городов, где согласно ПВЛ, в 862-864гг. власть приняли варяги-русы: «В год 6370 (862). … И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик». (ПВЛ http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest1.php), однако уже в 907 г., в летописном рассказе о походе Олега на Византию, при перечислении племён и городов Руси, ни племя мурома, ни город Муром, не упоминаются. Сведения о Муроме вновь появляются в летописи только под 988 годом, когда Св. Владимир Креститель посадил на княжение в этом городе своего сына Бориса. И если предположение о том, что г. Муром был частью Арсании, то можно сделать вывод, и о том, что возникновение Арсании изначально было связано с варягами Рюрика, но вскоре, так же как и Куявия Аскольда и Дира, она отделилась от «лучшей и главной» Славии, и уже в качестве самостоятельного политического образования стала известна восточным авторам.
Следует также рассмотреть и точку зрения тех исследователей, которые отождествляют Арсанию/Артанию с Южной Прибалтикой, в частности с Арконой. Действительно, значительное сходство названий как будто бы дают основание для подобного отождествления, но при этом, размещение Арсании в Южной Прибалтике противоречит большинству восточных источников о русах (за исключением информации об «острове русов», который вполне может быть признан за Рюген/Руян), которые, при всей их отрывочности и неопределённости, всё-таки определённо указывают на Восточную Европу. Вопрос может быть разрешён следующим образом: если русы Арсании это какая-то группа варягов – выходцев из Южной Прибалтики, то вполне логично будет предположить, что основанному ими на новой территории городу, они дали название в честь рюгенской Арконы – политического и религиозного центра своей прародины, которая дошла до нас в арабских источниках как Арса/Арта.
Однако, если о ранней истории Куйабы-Киева, вплоть до его подчинения князем "Славии" Олегом в 882г., достаточно хорошо известно из летописей, то об Арсании летописные известия отсутствуют. Связано это с тем, что уже в X в. арсанийские русы утратили своё политическое единство и оказались в сфере влияния соседних государств и народов. «Восточная Артания» (в последующие века известная как Арская земля) оказалась сначала в составе Волжской Булгарии, затем Золотой Орды и Казанского ханства. «Западная Арсания» - Муромо-Рязанская земля, примерно через сотню лет после возникновения Арсании-Артании, вновь стала частью Русского государства (как уже было отмечено, после 988г. в Муроме княжил русский князь Борис), а после его распада сначала подчинялась черниговским князьям, а потом стала основой Рязанского княжества, просуществовавшего как независимое великое княжество до 1456г., история которого хорошо известна из летописей. Вероятно, возвращение под власть государства Рюриковичей Мурома и прилегающей местности произошло либо в 964-966гг., в результате походов Святослава на вятичей, хазар и волжских булгар, либо в 985 г. – в результате похода Владимира на волжских болгар. Другая часть русов Арты, известная в летописях как «Пургасова Русь», оказалась интегрированной с мордовскими племенами, сохраняя при этом, как видно из летописного сообщения, ещё в XIII в. свою этническую самобытность и политическую самостоятельность, и впоследствии ассимилировалась, передав части мордовского народа, свою кровь и самоназвание. После нашествия Батыя «мордовская» и «булгарская» части бывшей Арсании были включены непосредственно в состав Золотой Орды, а после её распада оказались в составе Казанского ханства. Видимо в этот период и произошло окончательное растворение среди местного булгарского и мордовского населения, оказавшихся вне Русского государства, последних потомков русов бывшей Арсании.

P.S. Наступил XV век. Наша Русь, распавшаяся ранее на независимые княжества, оказавшаяся через столетие после этого распада, под страшным «евразийским» игом и в ходе противостояния с Западом потерявшая половину своих исконных земель, была объединена под властью Москвы, стала единым национальным государством Русского Народа и начала борьбу за возвращение некогда потерянных своих территорий, как на западе, так и на востоке, в том числе и до территорий булгар и мордвы, т.е. до древней Арсании, доходили войска московских князей. В следующем веке, во время царствования одного из самых великих и славных наших правителей – Иоанна IV Васильевича Грозного, Русское государство фактически стало Империей, и начался наш Русский «натиск на восток», завершившийся на берегах Тихого океана, продолжилась борьба за расширение нашей Державы и жизненного пространства нашего Народа. И в самом начале этого победоносного Русского натиска, в 1552 г., воины Царя Иоанна, достойного продолжателя дела своих предков - первых Рюриковичей, сокрушили Казанскую орду; земли булгар и мордвы, были освобождены от власти монгольских правителей и вошли в состав Московской Руси. Тем самым, Русское государство, навсегда вернуло себе, одну из тех земель, на которую и ранее, около семи веков до её возвращения Руси, уже приходили русы, сведения о которых и дошли до нас в восточных источниках.
Tags: загадки истории, источники, русы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments