swinow (swinow) wrote in oldrus,
swinow
swinow
oldrus

Посмотрим на храм Свентовита.

Оригинал взят у swinow в Посмотрим на храм Свентовита.
Вчера я побывал в городе Подольск. Заметив там новенький деревянный храм - я зашёл внутрь. Это оказался Храм Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, но я увидел в нём и кое что другое!



Вот этот храм внутри. Там не было ни единой живой души, поэтому я свободно походил везде и пофотографировал. Чуть ли не в алтарь залез. Шучу, конечно - в алтарь не заходил, но фотографировал свободно, со всех сторон. Я вообще люблю деревянные здания, в том числе храмы. В них обычно очень приятно. И аромат сосновых брёвен! Но вчера мне бросилось в глаза, что то, что я наблюдаю, достаточно точно соответствует описанию арконского храма!





Вспомним свидетельство Саксона Грамматика о храме Свентовита на Арконе :

Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок Именно в этом внутреннем помещении, за занавесями и стоял идол Свентовита.

Обратите внимание, насколько точно внутренняя конструкция современного русского деревянного храма соответствует описанию Саксона. Такое впечатление, что он говорит про этот храм в Подольске! Действительно - вон оно внешнее ограждение, связанное с крышей - стены самого храма, вот он "редкий переплёт балок", вот "четыре колонны", по углам внутреннего пространства! Если повесить на балки между этими четырьмя колоннами пурпурные занавеси, получится то самое "внутренне помещение"! А фигура Свентовита, соответственно должна стоять примерно там, где сейчас видим этот подсвечник в центре, с цветами у основания! Конечно таких огромных окон тогда быть не могло. Хотя какие-то оконца, наверняка были. Но в целом - видимо, наблюдаемая конструкция является прямым продолжением той самой, описанной Саксоном! Современным её развитием, воплощением.









Свентовит за пурпурными занавесями внутри храма. Из книги Джулио Феррарио (Милан, 1826 год)

Подкупольное пространство.

О том, что у того храма также был купол можно предположить из следующего арабского описания (ал-Масуди, "Золотые луга"): "Описание зданий, почитаемых Славянами (...) Еще другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом; оно было построено из красного коралла и зеленого смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червонного золота."






Вот стены снаружи. Храм Свентовита снаружи выглядел по-другому. Это были не просто голые брёвна - он был покрыт искусной резьбой, при этом также, ярко разукрашенной. В современных христианских деревянных храмах, эту традицию не поддерживают.




Обратимся снова к Саксону: Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.

Видимо, стены храма снаружи выглядели примерно как-то так. Не обращайте внимания на фигуры зайчиков и гуляк, я говорю именно о стилистике:





Это было реализовано в своё время, в оформлении московского ресторана "Жар-птица", который находился на 2-ой Брестской, недалеко от Белорусского вокзала. Сейчас он уже закрыт, но ранее, когда он ещё работал, я проходя мимо и видя всё это - всё время вспоминал описания Саксона.

Кстати, храм на Арконе был покрыт красной кровлей. Я предполагаю, что это было что-то типа лемеха, покрашенного красной краской.

На храмах вендов, в языческие времена - обычными были и колокола. Вот, например, об этом у А. Пауля: Остатки славянского язычества в преданиях острова Рюген., Две легенды о Винете. Святыни лужицких сербов. Город Перуна, Гора Чернобога и языческие колокола. Знаки на камнях. О мегалитах и языческом культе в Мекленбурге. Опровержение одного опровержения, или снова о Перуне. Тетеров - резиденция чрезпенянских князей IХ - XII вв.

Вот колоколенка на храме Кирилла и Мефодия в Подольске:



Вот кстати ещё один интересный материал в тему от Пауля: Ранние скандинавские церкви. К вопросу о том, как выглядели языческие храмы.

Надеюсь, вам показалось это интересным. Комментарии, рассуждения и дополнения в камментах - приветствуются.

Tags: архитектура, традиция, христианство, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments