smelding (smelding) wrote in oldrus,
smelding
smelding
oldrus

"БРОДНИКИ С ТАТАРАМИ" - ИЛИ "БРОДНИКИ СТАРЫЕ"?

История о злополучном первом столкновении с монголами в русских летописях рассказывается по-разному.
В том числе по разному сообщает она о роли в этом сражении бродников- людей вообще довольно загадочных.
Галицко-Волынская летопись, продолжение Ипатьевской, и Суздальская, продолжение Лаврентьевской, о бродниках в этой битве молчат вообще. Известие о том, что воевода бродников Плоскыня предал русских князей татарам, содержится только в двух источниках, в Новгородской первой летописи и в академическом списке Суздальской летописи.

Ини же Татари поидоша по русскыхъ князихъ, бьюче до Днѣпря; а у города того оста 2 воеводѣ Цьгырканъ и Тешюканъ на Мьстислава и на зяти его на Андрѣя и на Ольксандра Дубровьцьскаго: бе/л.99./ста бо 2 князя съ Мьстиславом. Ту же и бродници съ Татары быша, и воевода Плоскына, и тъ оканьныи воевода цѣловавъ крестъ честьныи къ Мьстиславу и къ обѣма князема, око ихъ не избити, нъ пустити ихъ на искупъ, и сълга оканьныи: прѣда ихъ, извязавъ, Татаромъ; а городъ възяшь, и люди исѣкоша, и ту костью падоша; а князи имъше, издавиша, подъкладъше подъ дъскы, а сами вѣрху сѣдоша обѣдати, и тако животъ ихъ концяша.

вот так это выглядит в Новгородской первой летописи

а инїи же Татарове поидоша после Рүс̑скых кнѧзеи бьюще их и до Днѣпра . а оу города ѡсталисѧ два воєводы . Чегирканъ . и Тешүканъ . на кнѧзѧ Мстислава . и на зѧтѧ єго Андрѣѧ . и Александра Дүбравьскаго . бѣста бо тү два кнз҃ѧ со Мстиславомь . тү же и Бродници быша старыє . и воєвода их Плоскынѧ . и тъи ѡкаӕнныи целовавъ крс̑тъ . кы 8 кнз҃ю Мстиславү . и ѡбѣма кнз҃ема ӕко их не избити . и пүстити их на искүпѣ 9. и сългавъ ѡкаӕнныи предасть их свѧзавъ Татаром̑ . а город взѧша а люди посѣкоша . а кн҃зии има Ж издавиша и . подкладше под доскы . /л.234/ а сами верхү

А так - в Академическом списке.

Кстати, Гумилев нагородил, по обыкновению своему, какой-то невероятной брехни - де татары обещали не проливать кровь русских князей, и крови не пролили, мол, а удавили под досками. Соврал в очередной раз папа всех евразийцев с целью придать очевидному - и очередному, если вспомнить хотя бы Рашид ад Дина - клятвопреступничеству нежно любимых им кочевников хотя бы отдаленную видимость честности. В источниках, как обычно, ничего этого нет. Клятву татары нарушили совершенно безмятежно - как всегда - пленных умучили не ради соблюдения неких приличий, а для собственного удовольствия.

Но нам тут интереснее роль бродников и Плоскыни. Полагаю, версия Новгородской первой летописи, что Плоскыня и его бродники были "с татарами", вызвана недоразумением. Каким образом они оказались с "татарами". и при чем тут крестное целование Плоскыни? Неужели пришедшим невесть откуда с неизвестным врагом - летописец только что расписывал, как никто не имеет о татарах никакого понятия - бродникам князья доверились настолько, что согласились сдаться? И каким образом бродники, известные летописям с 1147 года под знаменами Святослава Ольговича, отца героев "Слова о полку", Игоря и Всеволода, в 1190 году пришедшие на помощь болгарам против Византии, успевшие отметиться в Липицкой битве в 1213 на стороне младших сыновей Всеволода Большое Гнездо, вдруг стали союзниками этих незнакомцев, только что объявившихся у границ Руси?

По всей видимости, "с татарами" Новгородской летописи является простой опиской вместо "старыми" - то есть старыми союзниками-федератами русских князей. Ошибка усугубилась и предательской ролью Плоскыни, который целовал крест, конечно, не в том, что татары пощадят пленных - а целовал крест. вступая к князьям на службу. Он не примкнул к татарам перед сражением - а связал князей и отворил ворота врагу. Описка новгородского книжника только сдвинула время предательства воеводы - который, с высокой вероятностью, и сам стал жертвой своего преступления.

Бродник (рисунок И. Дзыся)
Tags: загадки истории, источники, кочевники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments