Исторические записки (nickfilin) wrote in oldrus,
Исторические записки
nickfilin
oldrus

Categories:

Арса рассказа о трех группах руси (разбираясь в гипотезах)

Рассказ о трех группах руси (Славии, Куйябе и Арсании) восходит к арабским рукописям 10 века. О трех центрах руси как полагают сообщали ал-Балхи (920-е гг., его труд не сохранился, выдержки из него читаются у его ученика ал-Истахри), Ал-Истахри (ок. 930), Ибн Хаукаль (конец 10 в.).

Текст из сочинения ал-Истахри "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик"

"Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец?).
И русы - народ, сжигающий своих мертвых... и одежда их - короткие куртки... и эти русы торгуют с Хазарами, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные им районы Рума, внутренние булгары же христиане".


Другие варианты по А.П. Новосельцеву.

Вопрос об Арсе до сих пор не решен. Выдвигались следующие версии:

1) Арзамас и эрзя (Френ, д'Оссон, П.Савельев)
2) Рязань (А. Шахматов, Д.Щеглов, А. Монгайт)
3) Пермь (Рено, Д.Хвольсон)
4) Тмуторокань (Л.Мошин, Г. Верналский, А.Насонов, C.Юшков, В.Пархоменко, Д.Иловайский, В.Мавродин)
5) город в Крыму (А. Соболевский)
6) Скандинавский или датский город (Ф. Вестберг)
7) город на Волге в устье Оки (П. Смирнов, Минорский)
8) г. Родень (Б.Рыбаков)
9) неопределенное угорское географическое понятие or+tanya - "огражденное местоположение" (А.Красик)
10) о. Рюген (И.Хрбек)
11) Чердынь на Южном Урале (Р.Хеннинг)
12) "Арская земля" русских летописей в Вятке (С.Ухов) или Татарстане (г. Арск)
13) Артания - отражение имени антов (Л. Нидерде) 
14) Ростов-Белоозеро, Сарское городище (А.П. Новосельцев)
15) Орша (А. Сонич)
16) Смоленск (А. Горский) 
17) Гиркания (А.Поляк)
Вероятно здесь отражены практически все возможные версии. Однако как определить наиболее адекватную действительности?

На мой взгляд важнейшим указующим на решение источником является письмо Хазарского царя Иосифа 10 века. Обратим внимание на следующий отрывок:

"Ты еще настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что я живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении четырех месяцев пути. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань".

Данный источник по сути единственный источник 10 века , в котором упоминается как известная область созвучное Арсе название Арису, при этом в сочетании с названием Славии, Булгара, Буртаса, Вантита и другой номенклатурой арабо-персидских источников. Локализация Арису в бассейне Итиля позволяет с достаточной уверенностью отождествить Арису с мордовским племенем Эрзя. А Славиун - видимо со славянами междуречья Оки и Волги, словенами ильменскими или вообще славянами дальнего порубежья, племенная идентификация которых условна.

Дальнейшее отождествление Арису с Арсой, а Славиун со Славией на первый взгляд - наиболее разумное решение проблемы. Однако этому мешает тот очевидный факт, что эти области в данном источнике - не русь, а отдельные народы, данники хазар.

Противоречие однако устранимо. Оно основано на предположении, что данные рассказа (уже у ал-Балхи) были изначально представлены в форме рассказа о трех группах руси. Между тем еще А.П. Новосильцев отметил, что такому представлению противоречит отдельное упоминание стран Куябы и Руси во фрагментах ал-Истахри и Ибн-Хаукаля, видимо передающих текст первоисточника: 

А.П. Новосельцев: 

"Географ ал-Истахри (30-50-е годы X в.) включил в свой географический труд, который, в свою очередь, основан на не дошедшем до нас сочинении ал-Балхи (20-30-е годы X в.), следующие строки: "И то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар, точно так же и шкуры бобра, которые везут во все концы света, - и их нет нигде, кроме тех рек, что в стране булгар, русов и Куйабы"  

Ученик ал-Истахри Ибн Хаукаль писал: "А русы - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и между славянами на реке Итиль...  и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы" . 

Вывод, который можно сделать из этого тек ста, тот, что было время, когда Киев (Куйаба) не рассматривался как город русов". 

Если Куйаба действительно в данном источнике еще не город Руси, то рассказ изначально велся не о трех группах русов, а вероятнее всего просто о руси. 

Именно ко всей этой далекой северной руси, а не только к Арсе  возможно следует отнести  следующее сообщение: "лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну". А также, видимо заимствованное у византийцев, мнение о бытовавшем у руси  "таврическом обычае" убивать иностранцев. Следование ему приписывали руси греки еще в 9 веке (Житие Георгия Амастридского).

Такое предположение позволяет с достаточной долей вероятности установить первоначальный смысл известий, легших в основу сочинения ал-Балхи. Этот смысл несомненно не содержал информации столь резко противоречащей древнерусским источникам (летопись не знает в 10 веке "русской Арсы" и вообще трех независимых центров руси, которых можно было бы без натяжек отождествить с известными местностями). 

Первоначальный рассказ ИМХО содержал сообщения:

1) о малоизвестности коренных русских областей, об избиении там иностранцев и торговли русских по рекам.
2) о вывозе русью из различных областей дорогих мехов, рабов, мечей, олова или свинца.

В трактате "Об Управлении империей" Константин Багрянородный, автор середины 10 века, то есть близкий по времени своей деятельности ал-Балхи и ал-Истахри, выделяет основные источники русских товаров и пути их движения от Днепра. Начальный пункт торгового движения - это, во-первых Киев (ср. Куйаба), во-вторых, его пактиоты, доставлявшие товары "с крайних пределов земли славян" (ср. Славия). Среди "заграничных" важнейших направлений названы только три: Мордия (Мордва, то есть Эрзя и Мокша), Булгария и Хазария:

 "В это Меотидское море впадает много больших рек; к северной стороне от него - река Днепр, от которой росы продвигаются и в Черную Булгарию, и в Хазарию, и в Мордию". 

Известия Константина (ввиду того, что Мордия не была пунктом, где русь могла сбывать меха и рабов, а являлась несоменно местом, где ближе всего можно было купить соболя и другие меха, для последующей их отправки в Булгар и Хазаран) можно интепретировать как "русь, двигаясь по рекам от Днепра чаще всего вывозит свои товары в Булгар и Хазарию из 1) Киева, 2) от Славян-Пактиотов и 3) Мордвы.

При этом, если Константин употребляет для обозначения 3 пункта известное еще Иордану название "Мордва", а западные миссионеры - чаще всего западное мордовское племя "мокша" ("моксель"), то восточный хазарский правитель также мог именовать страну по имени восточно-мордовской Эрзи - Арису (Арса восточных источников). 

Отсутсвие месторождений свинца, которые можно б связать с эрзей и с мордвой при таком подходе не является  препятствием для гипотезы. Олово, как и мечи, в Булгар и Хазарию поставлялось из наиболе отдаленных районов, связанных с торговыми путями руси. А как раз с малоизвестной Арсой ал-Истахри связал первоначально несвязанную с ней информацию о наиболее  недоступных областях руси.

Вывод

Первоначалаьный рассказ ал-Балхи сообщал о вывозе русью мехов из Куйабы, от Славян (затрудняюсь определить конкретное ли это понятие) и Мордвы (Эрзи, Арису). 

Ал-Истахри ошибочно превратил эти отправные пункты движения товаров в центры руси, так как в его время было известно, что по крайней мере Куйаба - русский город. Остальные он сделал русскими по аналогии (что было и не совсем неверно, ибо многие области славян в его врем также попали уже под господство руси).
Tags: источники, начало руси, русы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments