?

Log in

No account? Create an account
2 сент, 2018 @ 17:56 Место зарождения русского норманизма.
About this Entry
Swina's coat of arms
swinow:

Сегодня, дорогие посетители моего журнала, я хочу познакомить вас ни много, ни мало - с самим местом зарождения русского норманизма! И это даже никакая не шутка и не преувеличение! ;)



Как известно, теория шведского происхождения первой правящей династии Руси, да и самого основания нашего государства шведами (и шире - скандинавами), была разработана рядом шведских писателей, в основном, первой половины 18 века. Хотя самые ранние публикации на эту тему появились в Швеции ещё в начале 17 века. Тогда же, когда в Шведском королевстве были весьма популярны безудержные шовинистические писания, якобы исторического характера, восхвалявшие шведов и возвеличивавшие их предполагаемое участие в истории разных народов Европы с древнейших времён. Включая Рим и классическую Грецию. Типа "Атлантиды" Олафа Рудбека. Но после поражения Швеции от России в Северной войне и потери ею ряда захваченных до того русских земель по Балтийскому морю - тема "основания" и древнего "господства шведов" на Руси приобрела в Швеции большую популярность. Шведский образованный класс, и шире, само шведское общество - пытались через заявления об этом компенсировать свои патриотические чувства, жестоко уязвлённые после досадного разгрома со стороны России, а также заодно потешить свои имперские амбиции, утверждая, что шведы, якобы имели какие-то древние права на те земли, которые Россия вернула себе по итогам Северной войны. И шире - вообще на всю Русь. Более того, некоторые из указанных шведских авторов писали всё это, находясь непосредственно в русском плену - в том числе, в Сибири! Так что, возможно, там было и что-то личное! :)))

Основывались эти их идеи главным образом на, как мы сказали бы сейчас, народно-этимологических трактовках некоторых относительно созвучных слов, например - финского названия шведов и шведского топонима Рослаген, да на постулируемых ими, якобы существовавших, но никогда никем в реальности не виденных "древних шведских летописях" (как вариант, "написанных древними рунами") в которых якобы описывалось, как древние шведы захватывали чуть ли не весь мир, включая всю европейскую России. То есть - всё это, целиком и полностью извлекалось авторами этих писаний, на самом деле, из их собственного воображения! В целом - всё это создавалось по законам "науки" 18 века и имеет соответствующую научную ценность ;) Но, как это не странно, практически все положения из этих сочинений, включая квазилингвистические упражнения, начала нового времени, так до сих пор и являются важнейшей составляющей учения о шведском основании нашего государства, присутствуют и сохраняются в нём в полном объёме, практически без изменений. Являясь, хотя и весьма сомнительными с точки зрения реальной науки, но по сути священными составляющими этого учения.

Затем, во второй половине 18 века такие немецкие авторы, как Байер, Миллер и Шлёцер (работавшие тогда в России) познакомили с указанными шведскими построениями, на правах респектабельной европейской науки, "последнего слова в европейских изысканиях" - уже само русское общество. В то время, когда перенимать европейские науки было здесь хорошим тоном! Байер, который, собственно и занёс первым эти идеи в Россию - переписывал их, на самом деле, прямо и непосредственно из соответствующих шведский творений. Он долгое время и очень тесно общался с многими шведскими адептами и авторам соответствующих идей. И несмотря на возражения со стороны гения русской науки М.В. Ломоносова, который категорически не приемлил этих шведских заявлений, почуяв неладное - эта версия всё же закрепилась в России. Ибо Ломоносов проиграл придворную схватку с немецкими учёными, кормившимися в тогдашней Русской Академии Наук, включая тех из них, кто и экспортировал сюда указанные шведские фантазии под видом науки. А во власти в России, к тому времени не осталось уже тех, кто воевал со шведами в Северной войне и кого могли бы справедливо возмутить эти шведские идеи (со всеми вытекающими из указанного возмущения последствиями). Пётр Первый - к тому времени уже умер, а его верный соратник А.Д.Меншиков, сначала управлявший Россией после смерти Петра, потом также впал в немилость к его малолетнему внуку и погиб в нищете.

Появление шведского учения и его проникновение в Россию, очень подробно исследовала замечательный историк Л.П.Грот. Полностью на документальной основе, открыв и рассмотрев буквально всю подноготную этого учения! Если кто-то ещё не читал её текстов на эту тему, всенепременно и настойчиво рекомендуем! Ибо это весьма любопытное и полезное чтение! Вот одна из её статей на эту тему: Как востоковед Байер внедрял шведские инновации. Вот откуда растут ноги норманизма.

Однако, в начале 19 века, это учение закрепляется уже и среди собственно русских авторов, которые принимают его за чистую монету! И первым в их ряду, был без преувеличения, знаменитейший русский историк Н.М. Карамзин. Именно он, являясь, по сути, основателем русской исторической науки (не считая великого Ломоносова, который в прочем пал в борьбе с немцами, и его труды по древнерусской истории позже оказались опубликованы под редакцией того самого, предлагавшего его пороть розгами и сослать в Сибирь, Миллера, так что - насколько они соответствуют тому, что реально писал Михаил Васильевич, нам остаётся только догадываться), к сожалению, уверовал в указанные шведские предположения, занесённые в Россию немецкими деятелями. Причём уверовал настолько, что даже совершил самый настоящий подлог в историческом источнике!!! Карамзин, безусловно был весьма образованным человеком, и нам есть за что быть ему очень благодарными - ибо он, по сути, открыл саму   историю России! Но в указанной теме, он, к сожалению, пошёл по ложному пути! Предлагаю Вам посетить то самое место, где Карамзин и принял норманизм...

Итак, к югу от Москвы, примерно километрах в 10 от МКАД-а, в ближнем Подмосковье (сейчас, правда уже переименованном в "Новую Москву" и во всю застраиваемом жилыми кварталами и широченными дорогами) есть весьма замечательное, и даже изумительное место - усадьба Остафьево! Это старинное поместье, названное так по имени местной деревни. Так получилось, что находится оно весьма недалеко от моего дома - поэтому уже не один год, я регулярно посещаю его в тёплый сезон, катаясь туда на велосипеде. Примерно с апреля по октябрь - я бываю там по несколько раз в месяц, особенно летом. А иногда и по нескольку раз в неделю. Это действительно находится очень близко от меня - по прямой километров 5, а по дорогам - 10-12, на круг туда-обратно получается километров 20-25, смотря как ехать. Я даже иногда совершаю туда вечернюю прогулку на велосипеде. Просто чтобы чуть чуть размяться неспешно перед сном. А бывает и днём заезжаю, в том числе если возвращаюсь откуда-то издалека - это ближайшая ко мне достопримечательность подобного рода! Хотя в округе имеются и другие интересные усадьбы и прочие объекты. Но Остафьево для меня, по сути, это как соседний двор! Там имеется неплохой старинный парк, с многочисленными аллеями, включающий в себя несколько древних деревьев, пруд с плотиной, мостик, разные памятники, ну и, разумеется, сам дворец - собственно та самая усадьба! А также  некоторые другие старинные дома и постройки.

С 18 века поместье принадлежало князьям Вяземским - между прочим, Рюриковичам, прямым потомкам Владимира Мономаха!!! Хотя, как и сам Мономах, будучи Всеволодовичами, то есть потомками от предполагаемого сына Анны Новгородской не от Ярослава Мудрого, они могут и не быть линией самого Рюрика, тем не менее, например, Вальдемару Великому, датскому королю, крестившему Балтийскую Русь, который приходился внуком Мономаху, они всё же были настоящими реальными родственниками! Что уже весьма интересно, само по себе! Первый из Вяземских князей, владевший Остафьево, между прочим, привёз себе жену из Ирландии, отбив её у тамошнего её мужа! Среди князей - обитателей поместья было отмечено несколько выдающихся личностей, в том числе близкий друг А.С.Пушкина. Но, что особенно интересно, с точки зрения нашей темы - именно в этой усадьбе много лет подряд прожил тот самый Карамзин, который приходился родственником князьям Вяземским. И обитал он там на правах члена семьи. Именно здесь он написал большую часть своей знаменитой работы, включая тот самый том, в котором пересказал и принял основные постулаты шведских выдумок про происхождение Древнерусского государства, заложив этим основы собственно русского норманизма!

То есть - эта усадьба, по сути, является местом рождения русского норманизма. Именно здесь, впервые, нашим местным автором это учение было признано состоятельным! Хотя, оснований для этого не было ровно никаких - и оно является выдумкой, а варяги основавшие Русь, совершенно точно не были выходцами из Швеции, в "лучшем случае", они были соседями датчан, и пришли, в первую очередь с крайнего запада южного берега Балтики! И были они совсем не скандинавами! Однако, именно здесь эти шведские идеи впервые оказались признаны в самой России, непосредственно русским историком! И многие последующие авторы, повторяли это же самое за Карамзиным - воспроизводили их в своих текстах, словно это что-то адекватное и реально установленное. Хотя оно таковым не является. Так что, место это знаковое! Самое настоящее логово русского норманизма. Начало его закрепления в самой России!  ;)

Итак, воспользовавшись тем, что у нас стояла прекрасная летняя погода пару недель назад (впрочем она и сейчас ещё достаточно неплохая), я решил в очередной раз прокатиться в это поместье и заодно отфотографировать то, что может быть интересным, чтобы потом показать вам это и рассказать о нём. Стоял изумительный, жаркий летний денёк и я добрался туда примерно за полчаса.


План поместья на информационном щите около входа.

"Frontyard".
С фасадной части перед дворцом устроена большая лужайка, к которой по дамбе мимо пруда ведёт дорожка от входа в усадьбу.
Дворец построен в стиле классицизма.  По бокам от главного здания стоят два больших дуба, так называемые "Карамзинские дубы", вроде как высаженные Карамзиным.








Не знаю, какой кадр лучше - выбирайте сами!






Райская погодка!




По бокам от главного здания стоят вспомогательные, соединённые с главным цокольным этажом и двумя замечательными открытыми колоннадами. Хотя зимой, наверное, от них толку маловато! В прочем, зимой я там не был ни разу - только с апреля по октябрь. Для меня это исключительно летнее роскошное место.










Один из "Карамзинских дубов" около колоннады.




Также там растёт весьма живописная сосна!



С одной стороны дворец выходит к пруду:









Другим крылом - в парк:





"Backyard".
Задним фасадом, дворец смотрит на основную часть старинного парка, в котором, кстати, сохранился весьма высокий  вяз, посаженный, по-моему, ещё при Николае I, а то и Александре I. Хотя в этот раз я к нему не сходил, ибо он уже относительно в глубине, а у меня была другая цель.







Именно на задний фасад выходят окна комнаты, в которой жил и работал Крамзин. Три окна слева на втором этаже - это и есть комната Карамзина. Она же видна и двумя фото выше. Усадьба довольно давно пребывает в состоянии реконструкции, отсюда и строительный мусор, который иногда попадается. Но, кстати - прогресс там, действительно налицо!


Торцевое окно комнаты Карамзина. Именно около него и писал Николай Михайлович!


Прямо под этим окном установлен памятник самому Карамзину. А заодно и его книжкам! :)



Знакомьтесь, князь Вяземский! Хозяин поместья.
В глубине парка имеется памятник ещё одному местному представителю этого славного древнего рода!  Тому самому, который дружил с Пушкиным, а этот более старший.



Сам парк. Между прочим, тут водится масса практически ручных белок, которые почти лезут на руки, выпрашивая угощения. Я неоднократно снимал их и на фото, и на видео, но в этот раз не стал отвлекаться! Что вы белок, в конце концов, не видели? ;)  Хотя они весьма забавные! Кстати, мне кто-то говорил, что именно в этом поместье Пушкин написал по царя Салтана и  про остров Буян, включая белочку, которая грызёт золотые орешки. Но за это утверждение я не ручаюсь.



Кабинет Карамзина.
Разумеется, я сфотографировал и саму комнату Карамзина, собственно, именно это я и собирался сделать в первую очередь. Это действительно весьма и весьма интересное место! Помимо того, что там много лет жил и работал историк - именно в этой комнате уже после его смерти постоянно останавливался Александр Сергеевич Пушкин! Который много раз бывал в усадьбе. Он очень любил ночевать именно в этой комнате. Причём спал на кровати Карамзина, на которой тот умер в Петербурге и которая специально была перевезена в Остафьево, в его комнату - интересная деталь. В этой же комнате бывали также такие люди, как Н.В.Гоголь и славянофил Погодин - ещё один русский историк, который продолжил развивать шведские выдумки про Древнюю Русь. Они "рылись" там как-то в вещах Карамзина уже после того, как там была обустроена его мемориальная комната. Но и это ещё не всё! Уже после большевистского бунта, в усадьбе Остафьево обосновался один из соратников Ленина - знаменитый советский министр культуры А.В.Луначарский! Красные вообще любили жить в бывших усадьбах знати. Луначарский не был исключением. И как Вы думаете, где он обустроил свой кабинет? Да - именно в комнате Карамзина! Кстати, после своего изгнания, Луначарский уехал во Францию и умер там в том же самом доме, в котором умер и последний представитель рода Вяземских, не оставивший наследников. Вот такое удивительное совпадение. Начиная с 30-ых годов 20 века, после того как Луначарский был смещён - в поместье открыли какой-то санаторий, который в разных вариантах просуществовал до перестройки. И комната Карамзина использовалась как одна из палат! Представляете каково это было - жить в той самой комнате, в которой обитал Карамзин, любил ночевать Пушкин, бывали Гоголь и Погодин, а также работал Луначарский!  Вот такое интересное обстоятельство. Сейчас там воссоздали комнату какой она примерно была при Карамзине и даже разместили там несколько, сохранившихся чудом, подлинных его вещей. Также в этом поместье бывали многие другие деятели культуры и выдающиеся личности 19 и 20 веков, включая уже и некоторых современных политиков, и знаменитостей. 


Вот его комната.


Входная дверь - представляете, здесь проходили Пушкин и Гоголь, Луначарский и Погодин...


Информация перед входом.


Фото комнаты на начало 20 века.


Современный интерьер. Некоторые предметы просто являются старинными - начала 19 века.



Однако, вот эта конторка и чернильница на столе - являются подлинными предметами Карамзина!


Именно здесь Николай Михайлович первым среди русских писал о варягах - шведах. И именно здесь он, повторяя шведские постулаты, заявил в своей работе следующее:
“Мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал отечеству нашему и первых государей и самое имя… Напрасно в древних летописях скандинавских будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его… однакожь историки находят основательные причины думать, что Несторовы варяги-русь обитали в королевстве Шведском, где одна приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. Жители её могли в VII, VIII или IX веке быть известны, в землях соседственных, под особенным названием… Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами Швеции, доныне именуют всех ее жителей вообще россами, ротсами, руотсами.”

Хотя он, при этом, отметил, что ничего подобного в самих скандинавских источниках нет даже близко (что чистая правда), но тем не менее, в "научные" заявления шведских писателей от истории, он почему-то уверовал настолько серьёзно, что даже совершил самый настоящий прямой подлог в историческом источнике. Карамзин цитируя в своей работе письмо Ивана Грозного шведскому королю Юхану III, зачем-то привёл высказывание нашего царя: "а варяги - немцы" в виде: "а варяги были шведы"!!!  Хотя Иван Грозный ничего подобного никогда не говорил!  Указанные политики вели между собой довольно интенсивную переписку, по причине постоянных столкновений и борьбы за Ливонию, Финляндию и Ижорские земли. И, в том числе, переругивались относительно того, кто из них благородней и важней. А также, чья страна "уважаемей". При этом, Иван довольно справедливо указывал Юхану на то, что предки того не были королевского рода. У шведов тогда действительно не было древней королевской династии, и тамошние правители являлись выборными - из местной знати. В отличие от Ивана, который реально был потомком древнего, известного в Европе великокняжеского рода, приравниваемого на Западе к королевскому.  Частью переписки Ивана и Юхана является Второе письмо (или Второе послание) Ивана Грозного Юхану III (1573 года).  Вот фрагмент из настоящего текста данного источника:

“Ты писал по нашему царскому письму о великом государе самодержце Георгии-Ярославе — это мы потому так писали, что в прежних хрониках и летописцах написано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом во многих битвах бывали варяги, а варяги — немцы; и раз они его слушали, значит, были его подданными; но мы об этом только известили, а нам это не нужно”.

Карамзин же когда приводил этот фрагмент в своей работе “процитировал” его окончание почему-то таким образом: “а варяги были шведы”.

Хотя русские источники никогда не называли варягов, основавших Русь шведами. Наиболее ранние тексты, как мы знаем, просто говорят о неких варягах. Чуть более поздние русские источники часто называют их "немцами". И даже конкретно, связывают варягов, основавших Русь с Пруссией (наиболее близкой к тогдашней России немецкой, на тот момент, южно-балтийской областью). Например, в  “Новгородской Четвертой Летописи” читаем: “избрашася от Немец три браты с роды своими, и пояша с собою дружину многу. И пришед старейшиною Рюрик седе в Новгороди …”  А с рубежа 15-16 веков Рюрика в России на официальном уровне связывают именно с Пруссией (“Послание о Мономаховых дарах” митрополита Спиридона-Саввы, “Воскресенская летопись”, “Сказание о князьях Владимирских”, и т.д.) Именно об этом говорил Иван. Похожая традиция, связывавшая Рюрика и его братьев с выходцами из южно-балтийского королевства известна и в Северной Германии.

В прочем, ничего о шведской принадлежности наших варягов не говорят и шведские источники. Включая самого Юхана III - он также ни словом не обмолвился в переписке с Иваном о том, что они были шведами. А его письма также сохранились. Эта идея была высказана в Швеции позже - сначала во время нашей смуты, когда шведы пытались выставить претендента на Московский престол, они попробовали  сфабриковать соответствующее заявление, вложив его в уста новгородского епископа. Хотя по параллельным источникам известно, что тот ничего такого никогда не говорил. А ещё чуть позже бывший шведский посол в России Пётр Петрей, находясь на королевской службе опубликовал работу по истории России, в которой и заявил впервые, что Русь была, якобы, основана шведами. Что и приобрело очень высокую популярность, а также статус "настоящей науки" в Швеции примерно через век после Петрея, когда Швеция оказалась разгромлена Россией. Но до этих событий, в Швеции о шведском происхождении наших варягов также совершенно ничего не знали! Вот такая интересная ситуация. 





Окна, из которых на парк смотрели Карамзин, Пушкин, Гоголь и Луначарский...


Ещё несколько фото парка и окрестностей.



Внизу видим источник, я иногда специально заезжаю сюда, чтобы набрать воды в велосипедную флягу. Особенно, когда жарко. Там всегда течёт приятная, вкусная, холодная вода.



Бетонный вазон с цветами на дамбе - артефакт советского санатория.







Всё-таки, мы живём в Американской империи! Даже мы, с нашими строптивыми правителями - и то часть глобальной Америки! Так, на входе в это наше старинное поместье, средоточие русской культуры, сразу после ворот, рядом с киоском в котором продаются исторические книги и публикации об усадьбе - стоит вот такой расчудесный холодильник, наполненный замечательными бутылками с холодным американским газированным напитком, придуманным когда-то на Диком Западе в качестве микстуры! Как раз примерно тогда, когда тут гуляли Гоголь и Погодин, Чехов и Чайковский. Несмотря на борьбу с американским империализмом - Кока Кола продаётся (и покупается) везде! Боже, благослови Америку!



Окрестные поля. И аэропорт Остафьево на горизонте.



Вот такое весьма симпатичное, и даже местами роскошное, а также интересное, с точки зрения истории, место. И именно здесь появился тот самый "настоящий научный" норманизм, безоговорочно уверовавший в шведские теории! На котором некоторые всё ещё пытаются настаивать и сейчас - повторяя его постулаты как истину в последней инстанции! Безапеляционно трактуя, например, все находки циркумбалтийского типа, а равно даже и западноевропейские,  византийские и арабские - почему-то как доказательства присутствия на Руси в древности именно и только скандинавов! Скандинавы тут конечно иногда бывали. Но не только они. И русь, основавшая наше государство была не из Скандинавии.

Однако, сама усадьба весьма приятная. Если никогда не бывали здесь - думаю, стоит её посетить!