sharkod (sharkod) wrote in oldrus,
sharkod
sharkod
oldrus

Categories:

Почему лучше было быть смердом, чем закупом

«Русская правда», так назывался  свод писаных законов выведенных из обычаев общинной жизни. Наиболее древняя их редакция   относится к  1016 году и содержит 35 глав. В этом уставе Ярослав Мудрый (978-1054) постарался  четко изложить  законы и обычаи, которые уже  были в Киевской Руси.  Все жители Киевской Руси назывались русинами или русскими. Высшей властью у них было народное собрание - мир, копа или вече, которое существовало во всех русских городах и общинах. Мир судил, утверждал правила, призывал или прогонял князей, то есть временный орган поддержания правопорядка. Русские говорили: «Мир запоёт, так камень треснет», «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Как миром положено, так тому и быть». Изначально власть на Руси принадлежала, как и в греческом полисе, всем свободным людям. Это мы видим и в русских былинах, где царь или князь, не приказывает, а просит. Например, в былине про Никиту Кожемяку он отказывает царю в просьбе защитить Киев от змея и только когда царь привёл 5 000 детей, чтобы они  со слезами упросили Кожемяку, тот согласился.
Древнерусское общество  было обществом равных.  За тем в процессе  укрепления власти феодалов,  нашествия монголов, литовско - польской оккупации, Русская правда изменялась и вытеснялась Магдебургским правом, и личной властью правителей. В итоге она исчезла, а большинство свободных людей превратилось в крепостных. Так Русь прошла универсальный исторический путь от родоплеменного сообщества к самодержавной империи.
Русская правда во многом сформировала русский национальный характер, так ней состояние опьянения было не отягощающим, а смягчающим обстоятельством преступления.
Преступление определялось не как нарушение обычая или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба.
Тяжелой обидой одинаково считалось нанесение увечий и оскорбление действием , например удар чашей или мечом в ножнах.
Высшей мерой наказания по Русской Правде были  поток и разграбление, то есть отъём имущества и выдача преступника вместе с семьей в рабство. "Вышка" назначалась только в трех случаях — за разбойное  убийство, поджог  и конокрадство.
В Русской правде не было такого наказания как смертная казнь, за все нарушения взималась вира - (штраф), причем платила её вся община в которую входил  убийца.
Вора же, можно было убить на месте преступления вообще безнаказанно.
Русская правда делила народ на свободных и зависимых людей. Все свободные были равны, но  князья, бояре, княжьи мужи уже были "равнее" других. Так за убийство Ябетника - (судебного пристава)  взималась  двойная вира.
Если не было свидетелей истец или ответчик - "шли на роту", то есть подвергались физическому испытанию водой или железом. Если человек выносил испытание, то  считалось, что бог ему помогает и значит  он говорит  правду. В более простых ситуациях ограничивались крестоцелованием. Русские верили, что, поцеловав крест или икону, человек не может лгать, иначе он попадёт в ад.
Свободные люди  выполняли повинности и платили налоги, но  не князьям, а в пользу государственной казны, из которой уже по решению мира выплачивалось вознаграждение князьям, боярам, и духовенству за их услуги миру.
К свободным людям  относились  посадские, это боярство,  духовенство, купечество, ремесленники и рабочие,  они  жили в городах, и их было мало.  Подавляющее большинство составляли  земледельцы - общинники миряне. Их называли смерды. Возможно от санскритского - марта, “смертный человек”, или одна из форм слова "мирянин". Смерды могли передавать по наследству  своё имущество и выступать на суде.
Были и подневольные люди, это холопы или рабы - захваченные в плен враги и бывшие свободные соплеменники. Их имущество принадлежало их господам, они не имели прав в суде, за них нёс ответственность хозяин. За  убийство  холопа бралась вира как  за порчу имущества.
Свободные люди становились рабами, через невыплаченный долг, самопродажу, рождение от холопа, выйдя замуж за холопа и через преступление.  Преступника община могла выдать истцу «головой».  А поклясться  своей головою  значило -  поставить на кон личную свободу.
Был и переходный статус между свободным и холопом, это закуп - человек отрабатывающий долг, который  назывался купой.  Закуп не мог выплатить долг деньгами или имуществом, и свой заём отрабатывал у заёмщика. Если закуп пытался сбежать,  не расплатившись, он обращался в холопа. Обычно закупами становились смерды после не урожая, когда они брали в долг и не могли по разным причинам его вернуть.
Объем и условия отработки определялся самим заёмщиком, заёмщики часто насильно отбирали у должников последнее имущество, и превращали их в холопов. В Русской правде долговые отношения были утверждены при Владимире Мономахе после восстания закупов в 1113 году. Тогда киевляне разнесли усадьбу коррумпированного иудейскими ростовщиками тысяцкого (мэра города) Путяты Вышатича и ринулись в иудейский квартал,  жители которого спаслись в каменной синагоге, но их дома были разгромлены, а все переведённые в холопы русины освобождены. При Мономахе, «Русская правда» расширилась до 121 статьи.  Было запрещено наказывать  и отнимать имущество закупа, но права закупа были урезанны. В суде как свидетель он мог выступать  только в особых случаях. Если закуп совершал правонарушение, его кредитор платил за него штраф, но сам закуп уже мог быть «выдан головой». Так через закупничество свободные люди превращались в рабов.  Интересно, что то же самое происходит и в начале 21 века.  Общество расслоилось по имущественному статусу. Свободные люди становятся хроническими должниками банков, теряют права и как закупы двигаются в сторону полной нищеты и несвободы.
Tags: древнерусский быт, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment