ortnit (ortnit) wrote in oldrus,
ortnit
ortnit
oldrus

Category:

Про Якуна, Слепого или Красавчика

Летом филолог и историк Ф. Успенский выложил на сайте Academia.edu большую статью, посвященную Якуну, варяжскому князю, о котором повествуют ПВЛ, НПЛ и Киево-Печерский Патерик, и его племяннику Шимону Африкановичу. Статья, как это всегда бывает у Успенского, получилась очень интересная и познавательная. К сожалению, для Успенского, как и многих других историков и филологов, не существует "варяжской проблемы", потому что они приняли некритично одну единственную точку зрения на сей счет. Потому, Якун для него однозначно скандинавский правитель. Он, конечно, вполне мог бы быть скандинавом, но летописи и Патерик об этом не говорят, а значит уверенно ничего мы говорить не можем о его "национальности". Варяг и все. Ну, не будем о грустном. Успенский вновь предпринял попытку доказать тождество Якуна и норвежского ярла Хакона Эйриксона, последнего ярла Хладирского, внука Хакона Могучего, успешно конкурирующего за власть над Норвегией с родом конунгов Инглингов, потомком Харальда Прекрасноволосого. Хакон-внук был не столь успешным, как его дед, но фигурой весьма яркой. Его биография весьма подробно описана в ряде норвежских саг. Для экономии сил и времени, я воспользуюсь краткой справкой из Википедии (более квалифицированный в вопросе "саговедения" ув. Aloslum подтвердил, что авторы всенародной энциклопедии ничего не напутали в данном вопросе и им нужно доверять. Итак, Хакон Эйриксон родился где-то в конце Х века (очень приблизительно его рождение можно датировать 990-ми гг.). Его мать Гита была дочерью Свейна Вилобородого, что делало Хакона одновременно родственником норвежских и датских конунгов по женской линии. Разгромив Олава Трюггвасона при Свольдере, Свейн отдал большую часть Норвегии своим союзникам - Эйрику и Свену Хаконовичам, ярлам Хладирским. Таким образом, наш герой становился наследственным князем Норвежским. Вместе с отцом он принимал участие в датских экспедициях в Англию. Эйрик Хладирский был назначен Кнудом Великим ярлом Нортумбрии, которой правил до самой своей смерти в 1024 г. После переезда отца в Англию в 1014 г. Хакон Эйриксон стал соправителем своего дяди Свена в Норвегии, признавая верховную власть датско-английского короля Кнута. Его правление не было спокойным. Бондам не нравилось правление ярлов Хладира и они поддержали очередного морского бродягу из рода Инглингов - Олава Святого (пока еще не святого, конечно). Сторонники Олава выиграли. Дядя Свен бежал в Швецию и в 1016 г. скончался там, а Хакон бежал в Англию, где Кнут назначил его ярлом Вустерским. На этой скромной должности он продержался не долго и вскоре стал править, вероятно по прежнему в качестве вассала Кнуда Королевством Островов, в которое входили Гебридские острова. В 1028 г. из Норвегии был изгнан Олав, а Хакон вернулся на родину, которую Кнут вновь отдал ему в управление, но не судьба была ярлам править Норвегией. Через пару лет Хакон утонул у берегов Шотландии, покинув Норвегию в последний раз. Детей мужского рода у него не осталось. На этом история великого рода закончилась.
Как подсказал незаменимый Aloslum, о правлении в Норвегии ярлов Хладира от Хакона Могучего до его внука Хакона Эйриксона при датских королях от Харальда Синезубого до его внука Кнута соответственно, а также о свержении ярла Хакона Олавом и уходе его к Кнуту говорится в Саге об Олаве Святом (в начале гл. 130); о возвращении Хакона с Кнутом и изгнании ими Олава, а также о гибели Хакона через год после этого в море говорится в Саге о Кнютлингах (в начале гл. 17), по Англо-саксонским хроникам изгнание Олава датируется 1028 годом: «Тогда король Кнут отправился из Англии с пятьюдесятью кораблями в Норвегию, изгнал короля Олава из этой земли и завладел ею».
Как видим, ни слова о пребывании Хакона Эйриксона на Востоке, в Гардах, саги, где этот сюжет весьма популярен, не сообщают. Между тем, согласно ПВЛ, Якун Слепой или Лепый (Красивый, значит) находился на Руси в 1024 г. во главе отряда варягов на службе у Ярослава Мудрого, принимал участие в битве при Листвене и потерпел сокрушительное поражение от тмутораканско-северских войск Мстислава Храброго. Северяне славянские порубили северян варяжских, а дружина Мстислава добила противника в лучших традициях Александра Македонского. Якун бежал, бросив свою загадочную золотом шитую луду, что специалисты переводят как плащ. Именно за этот момент зацепился Успенский, проведя параллель с рассказом о бегстве Хакона Могучего (тоже красавчика, что подчеркивается в сагах), который сбросил свой шикарный плащ в реку, пытаясь сбить со следа преследователей. Логика Успенского безупречная с филологической точки зрения. Он считает, что потомки Хакона Могучего, от которых черпал свои сведения летописец (племянник Якуна Шимон был ктитором Печерского монастыря и приложил руку к его основанию), помнили родовые предания, а Якун непосредственно воспроизвел прославленную сагами хитрость своего деда. Против этого возражать нет необходимости, проблема только в том, что Хакон Эйриксон вряд ли был в 1024 г. на Руси, так как в это время он правил Гебридскими островами.О каких-то его далеких путешествиях саги и хроники молчат.
Спустя годы после битвы при Листвене и бегства Якуна, на Русь прибывают его племянники Шимон и Фриад. Дядя их выгнал из дома. Папу очередных иностранных изгнанников при дворе Ярослава (согласно сагам, на Руси побывали норвежцы Олав Трюггвасон, Олав Святой, воспитывался его сын Магнус, а также будущий зять Ярослава Харальд Суровый Правитель, кроме того на Руси жил некий Анунд, призванный шведами быть конунгом после изгнания Хальстейна Стенкильсона ок. 1070 г.) Патерик называет Африканом и описывает как благоверного христианина. Филологи полагают, что "Африкан" на самом деле какое-то скандинавское имя (Афреки?), которое автор Патерика переделал на свой лад (известен святой Африкан). А может быть, это крестильное имя варяжского князя. Фриаду вообще не повезло. Его сделали "словом, которое летописец не понял". Вот так вот, сидят летописец и его знакомый (Шимон или Георгий Шимонович), интервьюер рассказывает летописцу историю своей семьи, про Акуна там рассказывает, по-русски говорят... Ему по-русски объясняют, что один Шимон приехал, а летописец все со-скандинавского никак не переведет по человечески, все ему какие-то братья Фриады мерещатся... То "сине хусов" и "тру варингов" Рюрику припишет, то Фриада Шимону. Ну вы поняли. В общем, Шимону повезло. Стал воеводой при Ярославе, тот назначил его опекуном своего сына Всеволода. Сын Шимона Георгий стал воспитателем Всеволодова внука Юрия Долгорукого и при малолетнем воспитаннике фактически управлял Суздальской землей. Но, авторы саг, с таким интересом следившие за родом хладирских ярлов, этого всего не заметили. Ничего про брата и племянников последнего хладирского ярла не знают.
История весьма темная с этими последними варягами на Руси. Варяги эти столь же загадочны, как и Рюрик с братьями. Носят имена, не типичные для скандинавской знати того времени (я не про Якуна - Хакона говорю, конечно). Христиане. Устраивают разборки, не отразившиеся в других источниках. При этом, как показал Успенский, Якун и его родичи на Руси, судя по всему, действительно были знакомы с биографией Хакона Могучего и использовали детали сказаний о нем в своих родовых преданиях. Это позволяет предполагать родственную связь Якуна и Хакона Могучего.
Можно было бы их с Норвегией связывать, но тамошняя знать уровня конунгов и ярлов в этот период вроде бы неплохо известна по сагам и хроникам. Ничего похожего на семейство "Якун - Африкан - Шимон и Фриад" там нет.
Давным давно я это семейство записал в рюгенскую правящую семью, почему-то решил, что Якун был язычником, а его брат и племянники - уникальный случай христиан на Руяне 11 века. Но, не клеится конечно. Семейство вроде бы полностью христианское. О язычестве Якуна ничего не сказано, Африкан и его сыновья точно христиане. Церковь и реликвии христианские упоминаются в Патерике. Если предполагать славянское происхождение этих варягов, то подошли бы ободриты. В 1020-х вендами правит христианское семейство: Уто-Прибигнев (1020-1028), его сын Готшалк. Вендская земля этим правящим родом (потомками Накона и Мстивоя) не ограничивалась. До 1020 г. вместе с Уто правил некий Седерик. Между 1020 и 1028 его сменяют Гнев и Анатрог, которые действуют и в 1040-х гг. Таким образом, Акун и его брат могли быть правителями какого-то вендского княжества, которое не засветилось у Адама и Гельмольда. Но, это выглядит слишком натянуто.Не остается им места в вендских землях.
Таким образом, если исключать Норвегию, остаются все таки скандинавские страны - Дания и Швеция. Я слабо представляю ситуацию с информацией о ярлах и мелких конунгах (вряд ли таковые еще оставались в это время) в этих краях в первой половине 11 века, но, полагаю, о них известно меньше, чем о норвежских коллегах, о которых рассказывали многочисленные саги. При этом, имена у правящего семейства искомых варягов были весьма специфическими и отличались от традиционных родовых имен той же Норвегии (Африкан - Афреки? Фриад). Возможно, Якун и его родня были потомками кого-то из героев "Саги о Йомсвикингах", которая упоминает ярлов Зеландии, Борнхольма, Сконе, но заканчивается битвой у Хьерунговага в конце Х века. Некоторые персонажи этой истории оказались тесно связаны с Хаконом Могучим и его родом.
Если кто-то обладает списками конунгов и ярлов вроде зеландских и борнхольмских, то буду благодарен, если поделитесь.
Tags: варяжский вопрос, загадки истории, персоналии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments