Михаил Диунов (diunov) wrote in oldrus,
Михаил Диунов
diunov
oldrus

Category:

О внешности князя Святослава

Часть 1.



На днях был юбилей разгрома князем Святославом Хазарии. К этому дню, во многих журналах появились картина (неизвестного мне художника), с изображением Святослава.



Я все думал, стоит ли об этом писать или нет и решил все таки написать. Потому что терпеть дальше изображение русского князя в виде полутюрка-полупротоукра уже нет никаких сил.

К сожалению точно таким же Святослав изображен и на известном памятнике скульптора Клыкова. Похоже подобный облик просто превратился в стереотип и его узнавание массами сильно облегчает жизнь художников.


Разберем возражение против такого изображения русского князя.

1. Во-первых, самое важное - антропологические характеристики. Святослав ни при каких условиях не мог выглядеть так, будто бы это тюркизированный украинец проживающий в Лвiве. То есть ни при каких условиях Святослав не бог иной внешности кроме как североевропейской. То есть в нем не может быть ни динарских, ни туранидных признаков. Портреты русских князей более позднего времени, прямых потомков Святослава, выполненые по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейский фенотип рода Рюриковичей.

2. Во-вторых, сразу бросается в глаза внешний вид князя. Не буду опровергать или доказывать наличие оселедца у Святослава, хотя сам по себе перевод описания его внешности у Льва Диакона неоднозначен и допускает различные толкования. Отмечу только тот факт, что собранные в пучок волосы и усы как признак военного сословия фиксируются у франков и готов, так что Святослав вполне мог обладать этими признаками. Но вот помимо этого у князя просто обязана была быть борода. Это связано с тем, что русы, так же как и германцы, скандинавы, славяне носили бороду просто в обязательном порядке. aquilaaquilonis изучая греческий оригинал текста Диакона обнаружил, что Безбородость Святослава в переводе М.М. Копыленко (Лев Диакон. История. М., 1988) является ошибкой переводчика. В греческом оригинале значится pogon epsilomenos, что на самом деле означает "редкая борода". Причем на латинский язык описание Святослава из источника было переведено как barba rara, т.е. "с не густой бородой". Также есть свидетельства современников, таких как Ибн - Хаукаль "Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."
Учитывая то, что бритье бороды было типично тюркским признаком, просто нелепо наделять русского князя, для которого потеря бороды считалась бесчестьем (как и для каждого германца и славянина, это зафиксированно и в кодексе законов - "Русской правде") таким не свойственным ему отличием.


Вот так должен выглядеть русский князь времени Святослава.

Часть 2.


о внешности князя Святослава, начатые несколько дней назад.

Начнем с визуализации. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.

Эта иллюстрация свидетельствует нам о том, что в Европе никто не считает Святослава укро-тюркским метисом. Совершенно правильно показан североевропейский фенотип, не имеющий ничего общего с южными динароидными чертами, которые приписывают Святославу украинские историки, с вполне очевидной политической целью превратить русского князя в запорiжского козака.

Теперь разберем аргументы сторонников теории smeldingа.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.
Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).
Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.


Изображение Трокского идола Перуна. Борода хорошо видна.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.
Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.
Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.
Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").

Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.
Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.

Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.


5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.
Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.

Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).


Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).


Часть 3.


Сторонники теории smeldingа продолжают радовать меня своими креативами.
Теперь мне было подан в качестве убойных аргументов следующий набор:

1. Изображение Перуна из Радзивилловской летописи

Да в радзивилловской летописи есть такое изображение, которое некоторые считают Перуном. На нем можно при желании усмотреть бритую голову и оселедец.

Но в этой же летописи есть и другое изображение, также считающееся Перуном, у которого на этот раз есть и волосы и борода.

То есть помимо очевидных расхождений данных летописи (показывающих и вариант бритый и вариант с бородой и волосами) мы видим очень интересную деталь. "Перун" изображен с атрибутами ему не свойственными - копьем и щитом. Уже одно это позволяет усомниться в правильности атрибуции самой миниатюры и следовательно отвергнуть данный довод.

2. Изображения на монетах Ярослава Мудрого
Здесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете.


3. Изображения в Радзивилловской летописи
Ситуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам.


4. Изображения в Изборнике Святослава
В этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых - трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий.


Дополнения:

Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.


Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода.

В данном посте приведен полный текст с иллюстративным материалом. источник и комментарии доступны по ссылкам в текссте. Иллюстрации в связи с значительным объемом трафика убраны под кат.

Tags: дискуссии, древнерусский быт, русские князья, русы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 146 comments