Трохи замечаний по поводу источников.
http://diunov.livejournal.com/320012.html
http://diunov.livejournal.com/320372.html
http://diunov.livejournal.com/320952.html
http://diunov.livejournal.com/313156.html
http://diunov.livejournal.com/294909.html
Мне поначалу захотелось, было, вклиниться в общее древо обсуждения по теме «расовых признаков» князя Святослава Игоревича, но подумал, что может быть стоит немного укрупнить тему.
Речь идёт даже не столько о том какая «морда лица» была у Святослава, а о том насколько исследователь может доверять источнику. Подход, получается, немного нессиметричным. При рассмотрении вопроса «готы-Русь» база строится на ссылке из википедии (мягко говоря, неавторитетном источнике), на небезызвестной компилятивной «Гетике» Иордана, которая за последние сто лет раскритикована в пух и прах; но достаточно детальное описание облика князя данное Львом Диаконом, выдаётся чуть ли не за фальшивку. При этом, описанный портрет князя характеризуется как укро-тюркский, что, мягко говоря, вульгарно. Само понятие «укры» — это даже не из области юмора, а скорее из сатиры, но к антропологии отношения не имеет. Кроме того, я давно заметил, что вольное обращение с первоисточниками и вкусовой подход, весьма характерны для германоцентристского и норманистского течений исторической мысли. Может быть, не стоит настолько упрощать: мало ли, чей портрет, кому не мил? :)
Теперь по порядку:
- Графические первоисточники, приведённые в статье об усах и оселедцах, мягко говоря, неполны и… Хм, не вполне в контексте. Можно привести немало примеров, где в летописных миниатюрах, славянские персонажи (в том числе и простолюдины) одеты, обуты и причёсаны в византийской манере. Причина этого достаточно прозрачна, на этом себе многие обломали не только зубы. Достаточно вспомнить Рабиновича из Института этнографии.
- Отсутствие бритвы, как предмета обихода эпохи раннего средневековья, мягко говоря, не соответствует истине. Бритва появляется в Восточной Европе в начале эпохи раннего железа, периодически исчезает и появляется вновь. Этот предмет был повторно занесён в эпоху латена и окончательно закрепился в первых веках н.э. в балтских культурах в первых веках н.э. Бритва была известна как зарубинецкой, так и постзарубинецким культурам. Она встречается на древнерусских памятниках. Другое дело, что атрибутировать маленький серпообразный кусочек металла смогли не так давно, но сделали это обнаружив этнографическое соответствие, дожившее до XIX- начала XX веков. Странно, что это остаётся за рамками обсуждений.
- Оселедец… Насчёт его чисто тюркской принадлежности, это к Голливуду. Я серьёзно, сколько же можно жить стереотипами. Вы уж простите. Подобная причёска зафиксирована у малоазиатских народов эпохи поздней бронзы (а это вовсе не «Азия» :) ), как известно, ни хетты, ни лидийцы к тюркам не относились. «Оселедец» был в употреблении на севере Индии в средневековье. Я думаю, намёк понятен? :). Предки тюрок, в течении огромного времени находились в сфере влияния скифского мира, а позже и сарматского. Все остальные рассуждения насчёт практичности «оселедца» видятся рассуждениями за компьютером, нисколько не связанными с попыткой реальной реконструкции.
Я заметил одну особенность: и здесь, и ранее, — при рассмотрении «готского» вопроса напрочь отбрасывается сарматский фактор, который был весьма силён как на рубеже эр, так и позже. Это касается и сарматской компоненты в Черняховской культуре, и иранских языковых реликтов в этномимах «антских» народов, и брахикранный фактор в славянской антропологии, и некоторых «ираноидных» теонимов в пантеоне Владимира. И, наконец, индоиранские параллели в самом корне «Рос/Рус» (Rohs-Roxs).
Теперь о «готской» Черняховской культуре (ЧК). Честно говоря, не хочется расписываться на многостраничные штудии, но вспомнить то, что неизвестно википедии (повторяющую ископаемые идеи времён Райнеке и Швантеса), зато известно всякому, кто с ней (ЧК) мало-мальски знаком.
- ЧК была неоднородна, а делилась, как минимум, на четыре культурные зоны. Каждая из этих зон, была по своему самобытна, и имела свою культурную подоснову. К слову сказать, что Днепровское левобережье испытало именно сарматское влияние, которое имело место и в Причерноморской зоне. Посему, мешать всё в одну кучу, видится непростительным упрощением.
- Культурные «навороты», вроде высокотехнологичной керамики, стекла, металлообработки и пр. ни что иное, как обычное провинциально-римское влияние. Достаточно сопоставить хронологические шкалы иех или иных вещевых комплексов и территории бытования. «Безметаллические» славяне — миф начала XX века (спасибо старику Макаренко), и построенный на особенностях безынвентарного погребального обряда. Как только начали массированно копать поселения, то за последние 30 лет у Праги-Корчака появились и фибулы, и конское снаряжение, и элементы вооружения, и проч. Металла достаточно, его просто не закапывали в землю, а пускали во вторичную переработку, особенно цветмет, залежи которого в Восточной Европе крайне скудны.
- Обобщать Пеньковку и Прагу-Корчак — также упрощение, различий достаточно. Тем паче, что сама ПК неоднородна, и делится на три зоны: западную, дунайскую, и восточную. Иное дело, что у сформированных Корчака и Пеньковки было несколько обширных контактных зон.
- Пару десятилетий назад появилась гипотеза участия киевской культуры в сложении Пеньковки. (Горюнов Е.А., Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья, Л., Наука, 1981).
Теперь о готах и «готах»:
«Бескрайние потоки» готов и герулов, совершенно не подтверждаются археологически. Вельбарская культура представлена на востоке узким ручейком селищ с тонким культурным слоем, спустившимся через Горынь и Припять по Днепру. Численность погребений в могильниках тоже не характеризует вельбарк как многочисленный народ, что вполне естественно. Хервиг Вольфрам в своих «Готах», достаточно чётко намекнул на то, что этнические выходцы из германской среды были малочисленны среди автохтонов. Сколько может переселиться общин со всем скарбом, скотом, женщинами и детьми, да ещё к тому же морским путём? Впрочем, это отдельная тема. Его же перу принадлежит достаточно очевидная мысль, что «готы», в значительной степени, мифологический народ. Уж не обессудьте. :) Другое дело, что даже небольшая группа способна стать спусковым механизмом для общественного толчка вызревавшего в течении многих лет. Правда, с одним условием — необходимо определённое родство (культурное, кровное или генеалогическое, религиозное и т.д.).
Едем дальше.
Теперь о мисках и длинных домах. Миски, ещё до вельбарка были представлены в Восточной Европе зарубинецкой и постзарубинецкими культурами, это вовсе не готская новация, а наследие поморско-подклёшевой культуры, и опосредованного периферийного латена. Длинные дома и на территории «готской» зоны ЧК встречались вовсе неповсеместно. Для сравнения можно привести массовую застройку длинными домами теллей и вирдов (вирд Феддерзен, к примеру) на исконных германских территориях. В ЧК они локальны, и их подозрительно мало.
Я полностью придерживаюсь точки зрения, что германцы не были, и не могли быть доминирующими группами в ЧК. Сама культура синкретична, несёт в себе субстратные фракийские (вспомните иордановскую спекулятивную игру слов «готы-геты»), сарматские, пра-(или около)славянские, германские и причерноморские черты. ЧК была, по своему, нормальной провинциальноримской культурой, и не более того.
Вообще, возникновение ЧК, это большой парадокс, но как мне видится, корень кроется в том, что в корзину единой археологической культуры искусственно сложили несколько различных культур объединённых территориальным соседством и экономическими связями, и «крышей» римской провинции.
Теперь насчёт ЧК и Руси. Эта мысль, действительно привлекательна, но только с точки зрения сармато-праславянских связей. Пускай скривятся мордочки ревнителей нордической белизны, но решение здесь может оказаться вовсе не у «нордов» германцев, а среди индоиранцев, или если выражаться популярно — индоариев. Германцы здесь, увы, заслуженно в минусе.