Исторические записки (nickfilin) wrote in oldrus,
Исторические записки
nickfilin
oldrus

Category:

О византийских приемах Святослава Ярославича


Под 1075 г. в Повести временных лет содержится интересный текст:

"В тот же год пришли послы от немцев к Святославу; Святослав же, гордясь, показал им богатство свое. Они же, увидев бесчисленное множество золота, серебра и шелковых тканей, сказали: "Это ничего не стоит, ведь это лежит мертво. Лучше этого воины. Ведь мужи добудут и больше того". Так похвалился Иезекия, царь иудейский, перед послами ассирийского царя, у которого все было взято в Вавилон: так и по смерти Иезекии все имущество его расточилось".

Необычность этого сообщения состоит в том, что в летописи крайне редко упоминается о прибытии в Киев иностранных послов. Святослав, опытный воин, одерживавший победы, менее других мог быть обвинен в небрежении к войску и стремлении к роскоши. Не совсем понятно, почему летописец заострил свое внимание на этом незначительном эпизоде, упустив из памяти многие более важные события. Нелогично в контексте современных ему представлений выглядят на первый взгляд и действия Святослава (русские князья Олег и Святослав например демонстрировали равнодушие к сокровищам).

 

Немецкий хронист Ламберт из Герсфельда (около 1077 г.) подтверждает данные летописи о посольстве. Под 1075 г. он сообщает, что к Генриху IV в Майнц «прибыл король русский по имени Дмитрий (Изяслав, брат Святослава - Ф.Н.), принося ему неисчислимые богатства из золотых и серебряных сосудов и драгоценных одеяний, и просил у него помощи против брата своего, который силой изгнал его из королевства»

Генрих IV отправил в Киев посольство  с требованием возвратить великокняжеский стол Изяславу, угрожая войной.  Однако посольство не достигло своей первоначальной цели. Cпустя некоторое время оно возвратилось в Германию с богатыми дарами для Генриха IV, присланными князем Святославом.  Они состояли из "большего количества золота, серебра и дивных нарядов, чем на чьей-нибудь памяти привозили в Германию за один раз".

Хронист добавляет, что Святослав напрасно потратился на подарки, поскольку император  был занят внутренними междоусобицами и «не имел абсолютно никакой возможности затевать войны внешние, да к тому же со столь далеким народом».


Заметим, что Ламберт не упоминает о хвастовстве Святослава,  но лишь о дарах. Летопись о дарах не упоминает вовсе. Раздражение источников летописца вызывает как не странно лишь то, что Святослав продемонстрировал послам сокровища своей казны. Понять это раздражение возможно только в контексте эпохи.

Я уже писал о том, что русские князья по принятии греческой веры попытались воспринять частично и византийский придворный церемониал. Во время торжественных выходов (церковные праздники, дипломатические приемы) могли использоваться "царские" облачения.  Надпись на стене св. Софии в Киеве, свидетельствует о применении в каких-то ситуациях по отношению к Ярославу Мудрому титула "царь".
См.  "Порты на память" (О возможной судьбе царских инсигний Владимира и Ярослава)

Именно византийский придворный церемониал предполагал в особо важных случаях демонстрацию иностранным посольствам "царственного великолепия" диковенных и дорогих изделий и даже всех сокровищ царской казны.

Процитирую здесь известного византииста Г.Литаврина

"Когда империя была заинтересована в переговорах, посла всячески обласкивали: его одаривали, ему показывали достопримечательности столицы и спортивные игры на ипподроме, водили его в бани, брали на охоту и прогулки по морю и на конях. Алексей I говорил, что он принял знатного турка с почетом и предоставил ему возможность "насладиться роскошью" для того, чтобы тот навсегда проникся благодарностью к императору. Иногда василевс считал нужным поразить иноземных гостей видом груд золота и драгоценных изделий в казнохранилище, тут же предлагая гостям указать, что им понравилось более всего, и вручал это в качестве подарка. Никита Хониат, говоря о печальном итоге Четвертого крестового похода, упрекал Алексея I за то, что он, показав западным сеньорам и рыцарям казну империи, разжег их алчность: на Западе 100 лет не забывали об этих богатствах".

Совершенно непонятная в рамках русской дипломатической традиции акция Святослава  находит таким образом аналогии в византийском придворном церемониале. Она является его необязательным элементом. Можно предположить однако, что демонстрация сокровищ была лишь кульминацией той "византийской" церемонии приема, который устроил Святослав немецким послам.

Такое понимание делает понятным протест летописца. Он на правлен против более значительного явления. А именно против попыток княжеской власти возвыситься над обществом в том числе и перенимая византийские придворные нормы, принимая "смысл уных", налагая неправедные виры и одаривая дружину золотом. 

Прием немецких послов был видимо особенно пышным в силу того, что это было посольство кайзера, а Святослав пытался вести себя с его агентами как равный, и обращаться с ними по-византийски.
Tags: византия, древнерусский быт, русские князья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments