Исторические записки (nickfilin) wrote in oldrus,
Исторические записки
nickfilin
oldrus

Category:

О времени основания Смоленска (о граде Владимире Смоленском)


Как известно, в Повести временных лет (летописный сборник начала 12 в.) Смоленск упоминается в легенде об Олеге Вещем, который якобы захватил его прежде Киева,  посадив туда своих наместников. Константин Багрянородный в середине 10 века упоминает среди русских городов Милиниску, как считает большинство авторов родоплеменной центр смоленских кривичей, древнейший Смоленск.

Между тем наиболее ранние археологические слои современного Смоленска относятся к 11 веку. Отчего возникло мнение о переносе древнего поселения на новое место. На мой взгляд в летописи есть некоторые основания для гипотезы о том, что год основания нового города Смоленска  - 990-й.


В литературе не раз обсуждалось известие поздних летописей об основании Владимира Залесского Владимиром Святославичем вскоре после крещения. Это известие вызывало сомнение, так как город не упоминается в летописи до 12 века.

Вряд ли однако сию ошибку можно объяснить, как это обычно делается, тем, что в предании спутаны два Владимира - Владимир Святославич (980-1015) и Владимир Всеволодович Мономах, настоящий основатель города.

Дело в том, что в большинстве вариантов летописной легенды есть несколько немотивированных добавлений, конкретизирующих место основания города вне Суздальской земли.

В летописи Авраамки, опиравшейся на древний хронограф особого состава, под 6497(989?) г. помещена следующая запись: “... и потом пришед из Киева (князь Владимир. — О.Р.) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную. и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев”.

Аналогичные упоминания "Словенской земли" под 989-991 гг. есть в Супрасльской, Устюжской, в “Великих Четьях-Минеях”, в Тверской и Густынской летописях. Причем переписчики, понимая под владимиром несомненно город на Клязьме, вынуждены были неуклюже пояснять появление в исходном тексте более древнего невесть откуда явившегося ориентира.

Например в Тверской после заголовка “О граде Володимере Залесском, иже в Суждальской земле на реце Клязме” есть такая запись: “В лето 6498. Поиде Володимерь в Словянскую землю и страну Залесскую, и в Суждальстей области и Ростовстей постави град в свое имя Володимерь...”  Автор поясняет, что он имеет в виду не Новгородскую, а Ростово-Суздальскую область, расположенную в Залесской стране. Почти аналогичными являются сообщения “Великих Четьей-Миней” и Густынской летописи.

В некоторых летописях (например, в сокращенном летописном своде 1495 г., в Вологодско-Пермской летописи, в Русском хронографе) вместо “Словенская” стоит “Смоленская”.  Так например в сокращенном летописном своде говорится: “...иде Володимер в Суздальскую землю, в Смоленскую землю...”.

Я не вижу оснований полагать случайность появления Смоленской-Словенской земли в данном тексте. Хорошо знакомый залесским летописцам Владимир на Клязьме врядли могли произвольно поместь у Смоленска или в Новгородской волости.  Проще допустить обратную зависмость - имя г. Владимира "притянуло" Залесскую землю, а город в Новгородской или Смоленской земле был отождествлен с Владимиром Залесским (12 в.).

Второй важный момент. В большинстве вариантов Владимир крестит "всех людей" или что еще интереснее во многих вариантах не всех, а "всех русских людей" и "наместников". Выделение "русских людей" как бы среди прочих весьма архаично и созвучно Правде Ярослава, выделяющих русин (подданных киевского князя) среди словенских мужей.

Крещение и по времени и по составу крестивших (Иоаким Корсунянин, иногда  Федор или Фома, епископы, присланые константинопольским патриархом Фотеем) явно относится легендой к древнейшему времени первоначальному распространению христианской веры, то есть ко времени крещения Новгорода и Киева. Ряд вариантов сообщает, что после крещения Ростовской земли (“Великие Четьи-Минеи",  Синопсис)  князь Владимир пошел в Новгород, где поставил епископом Иоакима Корсунянина.

Итак предполагаю, что все тексты восходят к древнему известию о крещении руси и наместников в Смоленской или Словенской земле и основанию на территории словен или кривичей в 989-990 гг. града, т.е. крепости Владимир.

Выбирая между Смоленском и Словенской землей, следует признать Смоленск первоначален по следующим причинам:

1. О крещении Новгорода сообщается отдельно и в других выражениях.
2. Смоленск лежит как раз на пути в Новгород и его не могли миновать спутники Иоакима.
3. Эту крупнейший племенной центр управлялся наместниками. Наместники в Смоленске появились со времен Олега Вещего.
4. Примерно в это время (на рубеже 10-11 вв. во время правления Владимира, именем которого назван новый град) центр земли Смоленск (а Новгород видимо ранее) был перенесен на новое место/оформился как княжеский город.
5. Именно в Смоленске, а не в Новгороде соборная церковь была Успения Богородицы (в 1101 г. Владимир Мономах поставил ее каменную).

Посему наиболее верным думаю следует признать следующую версию фразы, воходящую очевидно к несохранившейся части Новгродоской Первой летописи Старшего Извода. А именно чтение Софийской I:
(В лето 6498) "Пришед из Киева в Смоленскую землю и постави градъ в свое имя Владимер и спом осыпа, и церковь Святую Богородицу зборную деревянную постави и вси люди крести русскыя и наместники".

Гипотеза:

В древнее время существовало предание, согласно которому князь Владимир после крещения Киева и по пути в Новгород крестил смоленскую русь и смоленских наместников. А также основал на некотором удалении, а именно в 12 км  от прежнего Смоленска (Гнездово) княжескую крепость и опорный пункт в земле смоленских кривичей.  Этот град получил название г. Владимир. Однако после запустения  старого Смоленска (Генздово) и переселения значительной части смольнян поближе к Новому городу, Владимир воспринял название старого племенного центра Смоленск  (также как Переяславль-Рязанский было вытеснено названием Рязань).

Между тем название Владимир (Смоленский) нашло отражение в ряде источников. Нестор сообщал, что город этот (Владимир Смоленский) был дан в удел св. Борису. При брате во Владимире в 1015 г. находился видимо и св. Глеб, который видимо в отсутсвие Бориса (в походе на печенегов) занимался там подготовкой путей и мощением гатей для похода на Новгород и Ярослава.

В конце 11 веке имя города видимо стало забываться. Нестор истолковал пребывание Глеба во Владимире Смоленском, как пребывание с отцом Владимиром в Киеве. И вынужден был изобрести его бегство на Смядынь.

Может быть другая легенда (ПВЛ, Сказание наало 12 в.) определила место Владимира в Ростовской земле, отождествив его с недавно отстроенным градом Владимиром на Клязьме. Таким образом владимирские (смоленские) князья Борис и Глеб стали "ростовскими" (ростовским и муромским). А для перемещения Глеба из Суздальской земли обратно в Смоленск была придумана неуклюжая история лестью Святосполка и поломкой коня на Смядыни...

Вот так (с боольшой долей несерьеза конечно). :)
 
Tags: древнерусские города, хронология
Subscribe

  • ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ С СААРЕМАА.

    Вышла книга Енн Хаабсаар. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Книга Енн Хаабсаар рассматривает заново историю создания русского…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Славянизация Балтийской Руси.

    Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ С СААРЕМАА.

    Вышла книга Енн Хаабсаар. ОСНОВАНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Книга Енн Хаабсаар рассматривает заново историю создания русского…

  • Русь и Сельджуки. Начало

    Битва у Судака между сельджуками и половецко-русским войском около 1220 г. стала своего рода репетицией катастрофы на Калке, что отметил в своем…

  • Славянизация Балтийской Руси.

    Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе,…