Приобрел тут книгу Ивана Егоровича Забелина "История русской жизни с древнейших времен" (М., Эксмо,2008). Порадовался. дело в том, что книгу эту я до сих пор видел только в дореволюционном издании, взял ее в научной библиотеке и имел удовольствие видеть на ее титульном листе синий советский штамп "Запрещено". Это у нас при советской власти так "боролись с норманнизмом" - запрещая и закрывая его самых сильных критиков и издавая Карамзиных, Соловьевых и Погодиных... Что уж тут удивляться, что норманнизм цветет и пахнет после эдакой "борьбы". дело, понятно, в сугубой его научности...
Много интереснейших сведений. Мне,например, очень понравился разбор мифа-сплетни, запущенной Шлецером - про какой-то там "донос" Ломоносова на "глубоко научную" речь Миллера, сделанный-де по мотивам национальной неприязни к немцам. Этому, кстати, до сих пор многие верят - что Ломоносов, ученик немца, муж немки, друг Рихмана и Эйлера был германофобом!!!
Забелин же на документах показывает, что инициировал обсуждение и осуждение речи Миллера немец Шумахер, что немецкие же академики встретили речь Миллера в штыки, называя ее галиматьей, указывали на множество грубейших ошибок, что Ломоносов не "русский патриотизм" защищал от "немца", а здравый смысл от наукообразного вздора.
В целом книга весьма любопытна, содержит много не потерявших по сей день актуальности наблюдений.
Однако не радует оформление книги. В книге много нелепых перепечаток допотопных гравюр Бруни, Овсяникова и пр. на темы древней Руси - но чем поможет читателю созерцание черно-белых фигур в неестественных театральных позах, в костюмах и декорациях, не имеющих ровно ничего общего с исторической действительностью Руси? Создаст впечатление архаичности, устарелости - это может быть. На радость как раз тем "единственно-научным" гражданам, кои любят попрекать оппонентов "возвращением к проблематике XIX века".
Зачем на странице 221, на рисунке с подписью "древнеславянский воин" (в единственном числе!) изображены четыре западноевропейских рыцаря? Почему на страницах 224 и 225 шестопер и зерцало конца Московской эпохи приписаны "древнеславянскому воину"? Так же на странице 229 "древнеславянскими боевыми топорами" поименованы стрелецкие бердыши, а на том же развороте мы видим и самого "древнеславянского воина" - в "бумазейной шапке", тегиляе, с саадаком татарского типа и кривой саблей (!) с елманью в руках. Под рисунками то там, то тут торчит, видимо, глянувшееся оформителям словосочетание "графическая реконструкция" - хотя чаще всего "реконструкция" представляет собою обычную прорисовку древнего изображения - а то и фотографии.
Спрошу еще раз - к чему все это?
Зато нет вещей, совершенно необходимых - нет ссылочного аппарата, нет хороших научных комментариев, нет именного и географического указателей - короче, нет того, что могло бы превратить аляповатое "падарочное издание" от Эксмо в хорошую книгу, которую не стыдно порекомендовать интересующимся студентам. Забелин еще ждет хорошего научного переиздания - которого не так давно удостоился С.А. Гедеонов. Хороши были бы комментарии, скажем, к варяжской части Всеволода Игоревича Меркулова, а к скифской и гуннской - Елены Сергеевны Галкиной.
Что ж, подождем, когда такое издание появится.