Исторические записки (nickfilin) wrote in oldrus,
Исторические записки
nickfilin
oldrus

Об оракулах росов у Псевдо-Симеона и имени первого "кагана рос"


В византийской хронике Псевдо-Симеона рассказывается о происхождении русского племени от некоего могущественного вождя после того как ими (росами) был получен некий оракул: «Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними».

Высказывались мнения, что божественно озаренный вождь, предостерегший от исполнения оракула - Вещий Олег (Николаев В.Д.), а также что предсказание - пророчество  Иезекиля о народе (или ошибочно князе) Рош («Вот я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Тубала»).

Однако такие объяснения не могут нас удовлетворить.  В первом случае, имя Руси было известно грекам по крайней ммере с 839 г. (Ингельгейм), следовательно оракулы,  предостерегшие Олега не могли предшествовать прозванию руси. Во втором не совсем понятно, почему в устах Симеона  пророчество (προφητεία ) Иезекиля называется некими безымянным оракулом (χρησμός) , автор не пытается уточнить, что речь идет о библейском предсказании (избежать которого кстати по понятиям того времени невозможно).  Да и собственно, если говорить о пророчестве Иезекиля, то росы не давали повода обвинить их в том, что они отказались от исполнения божественного замысла (жгли, грабили и убивали)...

Напрашивается вывод о том, что речь идет об интерпретации какого-то не совсем ясного для византийцев предания, услышанного от руси. Время действия этого предания - непосредственно накануне прозвания руси.  "Обретение имени" народом рос (по крайней мере в дипломатическом смысле, посольство в Ингельгейм, Византию) состоялось в 839 г. во всяком случае не позднее этого времени.

Рядом с этим первым фактом, свидетельствующем о создании "каганата рос" во времени и пространстве (Приладожье, Варяжское море) располагаются два события:
1. Пожар в Ладоге ок. 840 г., свидетельствующий по мнению Л.С. Кузьмина о захвате Ладоги викингами.

http://altladoga.narod.ru/knigi/elv/kuzmin/ladogaransrednevekovie1.htm
"...на рубеже 830-840-х гг. Ладога была захвачена группой норманнов. Вряд ли стоит сомневаться, что они заняли в ней доминирующее положение. Несмотря на частичное уничтожение или изгнание, носители культурных традиций лесной зоны Восточной Европы остались существенным компонентом среди обитателей поселка и его округи. Кроме материалов домостроительства об этом свидетельствуют некоторые украшения".

2. Нападение датчан и шведов под предводительством конунга из Упсаллы Анунда на Бирку и некий славянский город (840-е гг.). 
Это нападение описано в житии Ансгара. Это нападение датируется различными авторами от 840 до 852 г.
http://www.krotov.info/acts/09/2/ansgary.htm 

Обе датировки между тем весьма условны.

1. Дата пожара в Ладоге определена  вычислением среднего года от дендродат допожарной и послепожарной застройки - 837 и 842 гг., то есть мог состояться до 839 г.  И в этом случае "посольство кагана рос" посылала (в Византию прежде всего) как раз та группировка свеонов, которая захватила Ладогу в момент пожара.

Мотивы этого посольства включали видимо не только рациональные побуждения (установление более плотных контактов по пути из варяг в греки), но и иррациональное стремление к удовлетворению тщеславия. Посольство фактически "воображаемого" (судя по археологическим данным)  каганата можно сравнить с  наглой попыткой захватить Рим (на самом деле г. Луну), имевшей место примерно в то же время.

2. Дата нападения на Бирку также должна быть удревнена. На что есть несколько оснований.  О смерти Людовика (840) и взятии викингами Гамбурга (845) в Житии Ансгария упоминается после рассказа об Анунде. Нападение Анунда произошло после антихристианского восстания и изгнания епископа Гаутберта (после него в Бирке 7 лет не было священников). А это восстание  видимо произошло вскоре после отъезда Ансгара (830). О чем свидетельствуют вроде странная фраза "с всеобщего одобрения и согласия он начал строительство церкви и открытую проповедь Евангелия".  Восстание видимо не позволило достроить церковь (не говорится о строительстве церкви, а только о его начале).

Можно предположить, что восстание имело место около 830-831 гг. Через 7 лет в Бирку вернулись священники и стали открыто исповедоваться христианские обряды. Это несомненно логично связать с победой христианского префекта Бирки Херигария в противостоянии с Анундом, а также раскаянием язычников в ходе осады. Т.е. дата нападения Анунда на Бирку 837-838 гг.

Исследователи уже не раз связывали пожар Ладоги с нападением Анунда на некий славянский город (некоторые однако считают, что это может быть Волин). Теперь мы поптаемся связать эти два события с третьим - НАЧАЛОМ РУСИ (то есть созданием каганата народа рос).

Гипотеза: В 837-838 гг. шведский конунг Анунд из Упсалы, отказавшись штурмовать и грабить Бирку, двинул свои дружину к Ладоге и, захватив город и подчинив окрестности,  провозгласил себя правителем этих мест.  Тогда же по пути из Варяг в греки было выслано посольство в Византию, попавшее в мае 839 г. в Ингельгейм (свеоны кагана рос). Титул кагана был подсказан византийцами, которые и посзднее (при Василии) настаивали на нем. Так возник кагант Рос.

Оценка гипотезы: Что дает нам попытка подтянуть даты, кроме весьма сомнтиельного желания сделать ход событий простым и понятным? Она дает объяснение загадки оракула Рос, заданной Псевдо-Симеоном.

Дело в том, что причиной похода Анунда на славянский град и, следовательно, причиной ухода его воинов в изгнание и "причиной  начала Руси стал ОРАКУЛ", толкование которому дал сам Анунд:

"Между тем упоминавшийся король стал предлагать данам бросанием жребия разузнать, будет ли это место по воле богов ими разграблено. Он говорил: "У них много сильных и могущественных богов, там уже даже построена церковь, и многие там почитают Христа, сильнейшего из богов, и, возможно, Он каким-либо образом желает помочь верующим в него. Поэтому необходимо выяснить, будет ли нам на это божественное позволение". Даны, ибо таков у них обычай, никак не могли от этого отказаться. Итак, вопросили посредством жребиев и обнаружили, что с их удачей они не смогут ничего добиться и Бог не разрешает им предать это место разграблению. Затем они вопросили, в какие края им должно отправиться, дабы приобрести себе богатство и не возвратиться домой пустыми и обманутыми тщетной надеждой. И выпал жребий, что им следует идти к какому-то городу, находящемуся далеко оттуда, в пределах славов. Они, то есть даны, веря, что это приказано им как бы по определению богов, ушли из упомянутого места и прямым путем поспешили к указанному городу Напав на ничего не подозревавших и безмятежных жителей, они с помощью оружия внезапно захватили этот город и, взяв в нем добычу и много богатств, возвратились к себе".

После захвата Анундом Ладоги даны, составлявшие большую часть его войска (20 из 30 кораблей) вернулись домой. Анунд же по Житию некоторое время оставался с жителями Бирки и успел примириться с ними:

"Сам же король, который пришел к Бирке, чтобы ограбить жителей, заключил с ними мир, а серебро, недавно от них полученное, отдал назад и еще некоторое время оставался там, желая примириться со своим народом".

Совсем уже вилами на воде писано (но для художественной реконструкции пойдет): Судя по логике развития событий (роль Анаунда в отказе от штурма Бирки) Анунд должен был участвовать в походе на славянский город. "Некоторое" (небольшое время) в Бирке он мог оставаться как до похода (он лишь примирился с жителями и вернул им серебро). А его отсутсвие могло привести к переходу власти к другому претенденту (Олафу). Анунд и его шведская дружина остались в Ладоге и стали именоваться руотси (как и их соплеменники-торговцы ранее в этих местах). Среди росов получила хождение легенда о предводителе Анунде, толкование оракула которым оградило их от несчастий которые должны были последовать после разграбления Бирки и дало новую родину..

P.S. Слабость гипотезы состоит конечно в том, что нигде не упоминается о участии в походе собственно шведов. Это могло бы дать повод о том, что речь идет исключительно о данах и их конунге (неком Рюрике например). Против того свидетельствует вроде шведский состав посольства в Ингельгейме.  В противном случае довренные лица короля должны б оказаться данами....
Tags: викинги, начало руси, русы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments