valdemarus (valdemarus) wrote in oldrus,
valdemarus
valdemarus
oldrus

Categories:

Максимович К. А. Происхождение этнонима «Русь» в свете исторической лингвистики

и древнейших письменных источников
Продублирую и здесь  приглашая к обсуждению.  На других площадках оно тоже видимо состоится, как минимум двое  заявившихся уже  есть.  

Статья  http://ifolder.ru/2640239  из сборника

KANISKION: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова / Ред. М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — 408 с.
http://www.patriarchia.ru/db/print/148584.html


От себя замечу,

что  линия заимствования из  ранневосточнославянского в финский,  мне видится наиболее обоснованной.
Другое дело каков  источник  этой ранневосточнославянской формы. Он еще  дискусионен. Возможность варината предложенного О.Н. Трубачевым сохраняется,  надо лишь аккуратно обосновать переход -ks- > -ts-.  Этот вариант имеет некторую поддержку и в  современной археологии Среднего Поднепровья.  Поясню.  Страбон описывая Сев.Причерноморье самым северным народом называет роксолан, причисляя их к бастарнам.

   В  глубине  страны  обитают  бастарны, граничащие  с  тирегетами  и германцами;  бастарны  также,  быть      может,  германская  народность  и делятся  на  несколько племен. Действительно, одни из  них  называются атмонами,  другие  -  сидонами, те, кто владеют  Певкой,  островом  на Истре,  носят  название  певкинов,  а  самые  северные,  обитающие  на  равнинах   между  Танаисом  и  Борисфеном  -  роксоланов.   Насколько известно,  вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского  моря представляет равнину. Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем.
http://www.darial-online.ru/1999_1/gagloiti.shtml
 
Относились роксоланы к бастрнам или нет, большого значения не имеет. Вполне вероятно, что к бастарнам они отнесены либо по соседнему месту проживания, и возможно также по совместным действиям.  М.Б. Щукин дает  такое объяснение:

Основной пласт информации Страбона относится ко времени Митридата Евпатора, к рубежу II-I вв. до н.э., когда и бастарны, и роксоланы входили в политическую систему, созданную Митридатом. Не исключено, что и между ними существовало определенное политическое соглашение. Информаторами Страбона это политическое единение могло восприниматься как единство этническое.

Время и  место действия -  где-то в окресностях  Зарубинецкой культуры, к которой согласно современным 
данным (А.Обломский)  восходят  древнейшая раннеславянская культура - киевская и близкие ей постзарубинецкие группы.  Таким образом условия  для   заимствования названия  "роксоланы"  в среду праславянского населения   Днепровского  Левобережья существовали.  

Славянская этимология предложенная  Максимовичем должна, как мне кажется (к сожелени сам Максимович об этом практически ничего ненаписал) предполагть, что  правосточнославянский прототип *roud-sь с вероятным значением "рыжие, русые"  появился как название специфической группы населения, ярко отличающейся от остального местного населения. Также как белые называют негров или других темнокожих "черными",  восточных азиатов "желтыми",  индейцев "краснокожими", а индейцы в свою очередь "бледнолицыми".  Ничего необычного в таком обозначении нет.  Хакон Станг в своей диссертации много места уделил информации о различных "красных" народах Сев.Причерноморья  и она привела его к выводу что  она  относится  к герулам, которые и были по его мнению проторусью.   Пришлых с севро-запада,
(области где антропология и генетика фиксирует  повышненную концентрацию рыжих),   народов
в северном-причерноморье  всегда  хватало.   Уже Геродот пишет об обитавших здесь будинах

108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон.     
109. .....эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки.

Книга IV 
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/herodot4.htm

Так и напрашивается сказать, да вот она русь, и озеро есть и болота и  меха,  и рыжие волосы, отчего и назвали их так  славяне.   Но у нас нет задачи уходит в такую глубину. Вполне возможно, что  этот геродотовский рассказ  позже просто всплыл у  арабов, не имея под собой никаких оснований в древнерусских реалиях.   Важно лишь, что  предположение о  возникновении  названия из-за необычного для славян  вида не является невозможным.  

Если говорить о более близких к Руси временах, то мне интересна выделяемая  А.Обломским культура раннесредневековых ингумаций в Днепровском Левобережье, представляющая элиту того времени, имевшую связи с Подунавьем.  По набору вещей она пересекается к кладами антов, которые еще Рыбаков пытался сопоставлять с  ранней русью.   А.Обломский отмечает  для этой группы  связи с германским миром, предполагая,  что она  представляет  постчерняховцев вернувшихся из Подунавья.   Есть в ней участие и  кочевнического элемента.   

Tags: научная проблема, этимология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments