aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote in oldrus,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis
oldrus

Category:

Русские походы на Сарай

1. 1374-1375 гг. Новгородский поход, которого не было

Сарай упоминается русскими летописями в связи с двумя походами новгородских ушкуйников. Вопрос с этими двумя походами не вполне ясен. Состоялись они в 1374 и 1375 гг., причем ни одна из русских летописей не рассказывает о них обоих. Кроме того, в них есть черты сходства – и в том, и в другом случае упоминаются Болгар и Сарай. Эти обстоятельства навели некоторых исследователей на мысль о том, что в действительности речь идет об одном и том же походе, по-разному описанном в летописях. С этим трудно согласиться, потому что обстоятельства этих походов слишком разные, чтобы речь могла идти об одних и тех же событиях.
Зачастую современные авторы говорят в связи с этими походами о взятии и разгроме ордынской столицы. На самом деле летописные тексты не дают для этого никаких оснований. В 1374 г. говорится лишь, что «50 ушкуевъ поидоша на низъ по Волзе къ Сараю», о дальнейших событиях умалчивается. В 1375 г. ушкуйники «сами поидоша в носадахъ по Волзе на Ни[зъ] къ Сараю, гости крестьяньскиа грабяще, а Бессермены бьюще. И доидоша на оусть Волгы, близъ моря, града некоего Хазьторокана». Из этого следует, что Сарай они прошли, не останавливаясь. Таким образом, главное «достижение» новгородских молодцов заключалось в разгроме двух русских городов и продаже русских пленных в рабство мусульманам.
Любопытно сообщение Тверской летописи о том, что после избиения ушкуйников на пиру в Астрахани татары «въ главахъ ихъ мизгитъ складоша». «Мизгитъ» – это масжид (мечеть). Сообщение довольно туманно, но можно предположить, что черепа убитых были вделаны в стены мечети. Обычай такого рода засвидетельствован источниками у тюркских народов, но, насколько мне известно, не применительно к мечетям.

Поход 1374 г.

Того же лета идоша на низъ Вяткою ушкунцы разбойници, 90 ушкуевъ, и пограбиша Вятку, и шедше взяша Болгары, хотеша и городъ зажещи, и даша имъ окупа 300 рублевъ; и оттуду разделишася на двое: 50 ушкуевъ поидоша на низъ по Волзе къ Сараю, а 40 ушкуевъ поидоша вверхъ по Волзе, и дошедше Обухова, пограбиша все Засурие и Маръквашъ, и перешедъ за Волгу суды все изсекоша, а сами поидоша къ Вятке на конехъ, и много селъ по Ветлузе идуще пограбиша.
(Воскресенская летопись. ПСРЛ. Т. 8, стр. 21)

Поход 1375 г.

[О Прокофьеве кончине.] Коли князь Дмитрии былъ подъ Тферью, а в то время пришедше Новгородци Великого Новагорода оушкуиници, 70 оушкуевъ, и стареишина беаше оу нихъ Прокопъ, а другыи Смолнанъ, и, пришедше, взяша градъ Костромоу. Взятье же ихъ таково: прежде выидоша рекою Костромою на Волгу и сташа, ополчившася на брань; граждане же изидоша изъ града противу, събрашася на бои, а воевода же беаше оу нихъ, тои же наместникъ, Плещеевъ. Новгородци же видевше гражданъ Костромиць много, болши 5000, а самыхъ мало, с полторы тышаци, и разделишася Новгородци на 2 части: одину половину отпоустиша в таи в лесъ, они же обоидоша около по можжеелнику и оудариша на Костромиць в тылъ, а другаа половина в лице оудари. Воевода же видевь бывшее и оубояся, нача бежати, ни самъ на нихъ оударивъ, ни рати своеи повелелъ, но выдавъ рать свою и покинувъ градъ свои, подавъ плещи, побеже къ Костроме; Костромици же, видевше то, и не бившеся побегоша. Мнози ту на побоищи побьени быша и падоша, а друзии по лесомъ разбегошася, а иныхъ живыхъ поимали и повязаша. Новгородци же видеша оставленъ градъ и небрегомъ, и несть емоу забороны ни откудоу же, и взяша градъ и пограбиша его до конца, и стоявше въ граде неделю целу, и всякого скровища изыскавше изнесоша, и всякии товаръ изъобретше и поимаша. Не все же товарно съ собою попровадиша, но елико драгое и легчаишие, а прочее тяжкое излишнее множаишее въ Волгу меташа и глоубине предаша, а иное огнемь пожгоша, и множество народа крестьяньскаго полониша, моужеи и женъ и девиць, съ собою провадиша, и отъидоша отъ Костромы. И шедше на Низъ по Волзе, пограбиша Новгородъ Нижнеи, много всякого полона взяша и градъ зажго[ша]. И поидоша на Низъ, и поверноуша в Каму, и тамо помедлиша неколико время. И потомъ внидоша Камою на Волгоу, и дошедше на Низъ по Волзе града Болгаръ, и тамо полонъ всь крестьяньскии попродаша Бессерменомъ, или Костромьскии или Нижняго Новагорода, жены и девици, и сами поидоша в носадахъ по Волзе на Ни[зъ] къ Сараю, гости крестьяньскиа грабяще, а Бессермены бьюще. И доидоша на оусть Волгы, близъ моря, града некоего Хазьторокана, и тамо избиша лестию Хазитороканьскии князь, именемь Салчии; и та[ко] вси безь милости побьени быша, и ни единъ отъ нихъ не остася, а имение ихъ все взяше Безьсерменове; и такова бысть кончина Прокопоу и дружине его.
(Новгородская IV летопись. ПСРЛ. Т. 4, часть 1, стр. 304-305)

И въ то же время Новогородецъ Прокофей съвокупи около себе людий съ полторы тисячи, (въ) 70-и ушкуевъ, взяша Кьстрому. Наместникъ тогды былъ на Костроме Плещее, виде ихъ Новогородцевъ Плещее воевода побеже; тогда Новогородци елико могоша взяша, а излишнее меташа въ воду, а иное огнемъ пожгоша, а люди множество плениша. И шедше на Низъ пограбиша Новьгородъ, а градъ съжгоша; и пограбиша многы люди, и въ полонъ поведоша. И поидоша въ Каму реку, и по мале выгребоша Камою, и поидоша въ суде(хъ), и дошедъ Болгарь испродаша полонъ весь, а сами поидоша къ Сараю, гости христианскии грабя, а бесермени биючи. И доидоша до усть Волгы, до Хазторокани, и тамо изби я лестию князь Хазторо(ка)ньскый, именемъ Салчей, събратився съ Прокофьевою дружиною, и позва ихъ на честь пира, и тако все безъ милости побиени быша, и безчсиленое ихъ богатество взяша, а въ главахъ ихъ мизгитъ складоша.
(Тверская летопись. ПСРЛ. Т. 15, стб. 435-436)

2. 1471 г. Вятский поход, который был

В 1471 г. Сарай захватило и разграбило войско вятчан: «Тое же зимы Вятчане съвокупльшеся, шедъ взяша Сарай Великий, Татаръ всехъ изсекоша, а сущее все разграбиша, а инии мертвыхъ раскопываючи грабяху» (Львовская летопись. ПСРЛ. Т. 20, стр. 296); «Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Сарай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше, возвратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша» (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191); «А того же лета Вятчане шед суды Волгою на низ взяша Сараи, много товара взяша, и плен мног поимаша. Слышевше се Татарове Большие орды, поне же близ ту кочевали за один день, и тако многое их множество поидоша переимати их, и поимавше суды и всю Волгу заступиша суды своими, хотяще их перебити, они же единако пробишася сквозь их и уидоша со всемъ, а под Казанью тако же хотеша переняти их, и тамо проидоша мимо тех со всем в землю свою» (Московский свод. ПСРЛ. Т. 25, стр. 291); «Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских» (Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
Летописи не говорят прямо о том, что этот поход был осуществлен по призыву Москвы. Однако это выглядит правдоподобно ввиду того, что сразу же по возвращении из Сарая вятчане отправились в поход против напавших на Устюг новгородцев под началом воевод Ивана III: «Вятчане же пришедше изъ Сараю и поидоша с воеводами великого князя, с Васильемъ Образцемъ и Борисомъ Слепцемъ, и съ Оустюжаны противу Новогородцевъ» (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191).

3. 1480 г. Московский поход, который мог быть

«Казанская история», написанная в 1564-1565 гг., содержит рассказ о посылке Иваном III во время Стояния на Угре войска во главе с царевичем Нурдовлатом и князем Василием Ноздреватым Звенигородским в тыл Ахмату: «И совеща князь великий с воеводы своими добро дело, иже полза бысть ему великая, и по немъ и детемъ, и внуком его в веки. И посылаетъ отай царя Златую Орду пленити служиваго своего царя Нурдовлета Городецкаго, с нимъ же и воеводу – князя Василиа Ноздроватаго Звенигородцкаго со многою силою, и доколе царь стояше на Руси, не ведущу ему сего. Они же, Волгою, в ладияхъ пришед на Орду, и обретоша ю пусту, без людей: токмо в ней женьский полъ, и старъ и млад. И тако ея поплениша: женъ и детей варваръскихъ, и скот весь в полонъ взяша, иныхъ же огню и воде, и мечю предаша, и конечне хотеша юртъ Батыевъ разорити. Уланъ же царя городецкаго и Обляз лесть сотвори, глаголя царю своему: “Что твориши, о царю, яко нелепо есть тебе большаго сего царства до конца разорити – от него же ты и самъ родися, и мы все. И наша земля то есть и отецъ твоих искони. Се повеленная пославшаго ны понемногу исполнихомъ, и доволно есть намъ, и поидемъ, егда како Богъ не попустит намъ”. И прибегоша вестницы ко царю Ахмату, яко Русь Орду его расплениша. И скоро в томъ часе царь от реки Угры назадъ обратися бежати, никоея пакости земли нашей не учиниша. Да тако же преже реченное великаго князя воинство от Орды отступи. И приидоша нагаи, иже реченныя мангиты, по московскомъ воинстве. И тии тако же останки ординъския погубиша, и юртъ царевъ разориша, и царицу его побиша» (Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. СПб., 2000, стр. 262).
Исследователи обычно рассматривают этот рассказ как вымысел автора «Казанской истории», поскольку ни одна из русских летописей в своих повествованиях о Стоянии на Угре о таких событиях не упоминает. Однако отвергать его с ходу было бы слишком опрометчиво. Следы традиции, согласно которой Сарай был разорен войсками Ивана III, содержат и русские летописи, независимые от «Казанской истории»: «Темъ блаженнымъ великымъ княземъ Иваномъ Василиевичемъ всея Русии вначале свободилъ Богъ христианьство отъ работы бесерменьскыа, и та Болшая Орда имъ порушилася, и почали те цари Ординьские жити въ Азсторохани, и та Болшая Орда опустела, а место ея во области близъ города Азсторохани, два днища по Волге вверхъ, именуется Сараи Болшие» (Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 13, стр. 236).
Отголоски этой традиции обнаруживаются и в Разрядных книгах: «Тамбовские историки-краеведы нашли в московских архивах и опубликовали составленную в 1681 г. выписку, сделанную “в Разряде”, с кратким изложением истории завоевания московскими войсками юга и юго-востока Европейской России. Важно, что выписка сделана именно “в Разряде” – в дневнике важнейших государственных событий, который велся при дворе московских великих князей и затем царей и представляет собой источник, независимый от летописей. Там сказано, что “в прошлых давних летах, при княжении великих князей московских… татарские цари жили в Орде на луговой стороне Волги реки, на реке Ахтубе” и что “великие князи московские на Ахтубе Орду войною разорили и учинили пусту…”. Как видим, разорили Орду именно “великие князи московские”, а не ногайцы, и не вообще Орду, а совершенно конкретно резиденцию ханов на Ахтубе – левом притоке Волги ниже нынешнего Волгограда, т.е. именно Сарай» (А.А. Шенников. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987, стр. 47).
Страх перед возможной диверсией служилых татар Ивана III в ордынском тылу стал одной из причин поспешного отступления Ахмата в 1472 г. Трудно предположить, что русский великий князь не воспользовался бы этим средством борьбы в 1480 г., тем более, что времени у него для этого было предостаточно – противостояние с Ахматом в 1480 г. длилось около шести месяцев, а в 1472 г. – всего около месяца. Путь на Сарай по Волге после победы над Казанью в 1478 г. был открыт. Косвенным подтверждением историчности сообщения «Казанской истории» является и полное отсутствие упоминаний о служилых татарах в рядах оборонявшего Берег русского войска в 1480 г., в отличие от 1472 г., предполагающее их занятость в другом месте. Умолчание русских летописей о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого также может быть объяснено. Официального рассказа о событиях 1480 г., который был бы решающим аргументом относительно действий русского командования, не существуют. Кроме того, все сохранившиеся летописные повествования об этих событиях в большей или меньшей степени враждебны Ивану III и стремятся представить его действия в отрицательном свете, т.е. их авторы не были заинтересованы в рассказе об успешной диверсии войск великого князя в татарском тылу.
Tags: военная история, загадки истории, кочевники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments