Ulmerug (ulmerug) wrote in oldrus,
Ulmerug
ulmerug
oldrus

Categories:

О происхождении этнонима «русь»


Вопрос о происхождении корня «рус», составившего основу наименования древнего европейского рода, а позднее государства и целого народа, затрагивали в своих работах большинство исследователей, занимавшихся проблемами начала древнерусской истории, начала Руси. Безусловно, данный вопрос является лишь небольшой частицей сложной многоуровневой структуры кристалла проблемы, и, основываясь только на его решении, делать глобальные выводы ошибочно. Но в то же время нельзя забывать, что все составляющие кристалл элементы тесно связаны между собой, и недооценивать определенную важность вопроса происхождения этнонима «русь» для решения проблемы в целом, конечно, не стоит. Одновременно этимологию наименования народа надо рассматривать только в связи с происхождением и историей этноса, а не в отрыве от нее, и использовать лишь имеющие объяснения в историческом контексте версии, а не случайные необъяснимые созвучия.

Для начала, отметим, что народ под названием «русь» появляется в письменных источниках со времен Тацита (I в.н.э. ) в различных формах: Руги, Роги, Рутены (Русины), Русци, Ройаны, Руйяны, Раны, Рузы (Rugi, Rogi, Rutheni, Ruteni, Rusci, Russici, Rojani, Rujani, Rani, Ruzzi), а основа «рус» («рос»), и связанное с ней "рокс", как составная часть проявляется в этнонимах Россаланы (Роксаланы), Росомоны. Важно то, что под всеми этими, казалось бы, различными наименованиями древние авторы, скорее всего, подразумевают один народ. Русы (в разных вариантах этого этнонима), упоминаемые источниками в различных частях Европы (южное побережье Балтийского моря, придунайские области, Причерноморье и Приазовье, Приднепровье и т.д.), по всей видимости, родственны. Выдающийся русский историк, профессор А.Г.Кузьмин, писал о том, что слово «русь» во всех вышеуказанных взаимозаменяемых формах имеет очень древнее происхождение и является этническим понятием, причем обозначает у многих индоевропейских народов именно господствующий, правящий род. Отметим также, что русы – славянизированный, но изначально неславяноязычный европейский народ1 (на южном берегу Балтики, например, они сохраняли особенности своего языка достаточно долго: географ XVI века Меркатор писал о русах с острова Рюген (Руян): «Язык у них был словенский да виндальский»). Важно и то, что древнерусское «русь» трудно рассматривать как сугубо славянское слово2. Различия в наименовании народа «русь» в источниках, по всей видимости, являются следствием связанных с эволюцией языков изменений произношения и написания, особенностей различных диалектов, а также  особенностей письменной передачи звукового восприятия одного и того же этнонима (в разных его диалектических вариантах) в соответствии с грамматическими правилами языков древних авторов. Есть мнение, что изначально этноним «русь» звучал в исконно «русском» варианте как «рузь», «ружь». По всей видимости, исконное наименование было более твердым и представляло из себя индоевропейскую форму с основой «R(o)ug» или «R(o)ug'».   В процессе палатализации, согласно концепции данного явления3 , в различных индоевропейских диалектах и языках произошло смягчение «g’» вначале до «dz» («дзь»), «dj» или «j» («дж»), затем до «z», «j» («з», «ж»), что привело в конечном счете в русскоязычных источниках за счет перехода «з» в  «с» (или другого лингвистического процесса) к форме «русь». При этом надо отметить, что различные формы, вполне вероятно, могли сосуществовать параллельно в разных диалектах. Иллюстрацией данных построений может служить отмечавшаяся, в частности, П.Я.Черных связь русского корня «руж» с корнями «руг», «руд», а также общеславянским «rog» и индоевропейской базой «uer-g-»4. М.Фасмер указывал на связь русских корней «рус», «руж», «руг», «руд», «рыж(ий)» между собой и с общеславянским «rydj», а также на близость русского корня "рож" корню "rug" (в том числе и германскому) и этнониму "Rugi"5. Т.о., если принять во внимание изначальную форму этнонима с основой в виде "Rug'/Rog'" и учесть эволюцию произношения наименования и прочие вышеуказанные факты, а также особенности грамматики языков исторических источников, то находят объяснение фигурировавшие у европейских авторов названия: «Rugi», «Rutheni» и т.д. Взаимозаменяемость же 'о' и 'у' в наименовании народа у различных авторов (рус-рос, руг-рог и т.д.) достаточно характерна для индоевропейских языков, а также может быть связана с влиянием на древних авторов контактов с Византией, в которой, как известно, бытовало наименование «росы» (хотя О.Н.Трубачевым отмечалось, что при написании данного этнонима греческая "омега" вполне может читаться как "у") . Если же исходить из предполагаемого первоначального состава гласных фонем и их сочетаний в индоевропейских языках6, можно предположить исконные формы с "o" или дифтонгом  "ou", что и привело, возможно, к взаимозаменяемости в этнониме гласных о/у.
Т.о., аргументированное на основании анализов исторических свидетельств справедливое утверждение, что под вышеуказанными наименованиями (Руги, Роги, Рутены, Руяне и т.д.) в источниках упоминаются не разные народы, а один вполне определенный этнос, известный в историографической традиции под наименованием «Русь», находит и лингвистическое обоснование.

Далее рассмотрим нашедшие отражение в библиографии версии происхождения наименования «русь».

Существует огромное количество теорий, строящихся лишь на созвучиях и ничего по сути не объясняющих. К ним относятся версии, выводящие «русь» из латинского rus (сельская местность, пашня) или от корня «urs», имеющего во многих индоевропейских языках значение «медведь» (вопреки попыткам многих современных исследователей выставить безусловно почитавшегося на Руси медведя неким подобием тотема африканского образца для русского народа, обоснования такого утверждения явно слабы, как и вообще аргументация стараний приписать тотемные культы европеоидам, во всяком случае, северным). Существует версия, выводящая «русь» на основании длительных, сложных и достаточно спорных лингвистических изысканий из призрачного самоназвания причерноморских готов [hrö:θ], что само по себе весьма дискуссионно, а также имеет мало общего с историей: готы и русы всегда всеми источниками однозначно разделялись.

Отмечалась связь этнонима с терминами, имеющими отношение к воде: роса, русалка и т.д. В данном случае также кроме созвучия не приводилось каких-либо серьезных оснований выводить из данных слов этимологию наименования народа.

Известны связи корня «ро(у)с» с достаточно большим количеством топонимов и гидронимов (например, река Рось в Приднепровье), что давало некоторым ученым повод выводить этноним из наименований рек и озер. Но широкое распространение подобных топонимов и гидронимов скорее говорит не о происхождении этнонима от названия водного ресурса, а об обратной связи: более вероятно, что народ давал свое наименование местностям и рекам, возле которых селился.

Некоторые исследователи, сторонники определенных взглядов на историю Руси под названием «норманнская теория», начиная с Г.Миллера, пытались лишь на основании иллюзорного созвучия выводить слово «русь» от финского наименования Швеции «Руотси». Это утверждение с присущими ему выдающимися остроумием и логическим мышлением вполне обосновано раскритиковал еще М.В.Ломоносов, а во второй половине XIX века аргументы С.А.Гедеонова, высказанные им в том числе в основательнейшем труде «Варяги и Русь», убедили историка-норманиста М.П.Погодина отказаться от такого объяснения наименования «русь»7. Возражения против данной версии сводились, в частности, к тому, что во-первых, ни славяне, ни скандинавы этнонима «руотси» не знали, а во-вторых, самоназвание этноса или название страны не может восходить к наименованию, бытующему у совершенно стороннего народа (по совершенно справедливому замечанию М.В.Ломоносова, название страны может восходить либо к победителям, либо к побежденным, но никак не к третьей стороне). К тому же, государство Русь в финских языках именуется совершенно иначе – «Venäjä» (что больше созвучно с этнонимом «венеды», носители которого тесным образом связаны с русами циркумбалтийского региона8). Не обращая внимания на данные обоснованные возражения, некоторые исследователи на основании сложных витиеватых лингвистических манипуляций пытались связать «русь» с «Руотси» и неким мнимым древнескандинавским прототипом, оставившим следы в сложных словах в виде первой основы «rop-» - грести. Абсурдность данной теории подтверждается критикой даже со стороны самих «норманистов», некоторые из которых дипломатично говорят о «лингвистических трудностях», с которыми сталкивается данная точка зрения; А.В.Назаренко же прямо пишет о парадоксальности таких построений9. Однако, несмотря на все это данная версия всплывает в работах некоторых ученых и до настоящего времени, причем, как правило, без попыток преодолеть контр-аргументы оппонентов.

Упоминая вышеуказанные версии, хочется отметить, что для решения исторических проблем построение этимологий лишь на основании созвучий или спорных лингвистических связей неприемлемо, т.к. может привести к совершенно лженаучным выводам. Этимологию в частности, как и в целом лингвистику, занимающуюся историческими вопросами, всегда надо рассматривать сквозь призму исторических исследований и связанных с ними изысканий в смежных областях: археологии, антропологии и т.д. Попытаемся продемонстрировать данный подход в дальнейшем изложении.

Многими исследователями отмечалась этимологическая связь корня «рус» с обозначениями красного (в европейских языках) и белого (в иранских) цветов.
Так, этноним Россаланы (Роксаланы) (принадлежащий народу, упоминаемому источниками в Причерноморье, Приазовье, а также еще в ряде европейских областей), справедливо трактуемый со времен Ломоносова как «Рос(рус)-аланы», т.е. русы-аланы, в переводе с иранских языков означает светлые (белые) аланы («rohs», «ruhs», «ruksi» - светлый10). Это вполне аргументированно объясняется с одной стороны тем, что белый цвет традиционно связывался с правящей верхушкой, в том числе в индоиранской среде (т.о., рос-аланы – господствующая верхушка аланской общности, что подтверждается историческими исследованиями11). С другой стороны, вполне логично объяснение данного факта на основании того, что антропологический облик русов определенным образом отличался от внешнего вида темнопигментированных в большинстве своем народов данного региона. Это и отразилось в переданном источниками восприятии южными народами внешности светлопигментированных русов в виде характеризующего качества «белые», «светлые» (это могло касаться как цвета кожи или волос, так и комплекса признаков в целом). Арабский автор Ибн Фадлан писал о русах, что они "белокуры, белы телом..."12. Вполне вероятно, что отождествление светлой пигментации с правящей верхушкой, правящим родом, произошло на основании реально сложившегося совпадения определенного антропологического типа и господствующего социального положения (отметим, что такие совпадения, как и совпадения антропологических и культурных общностей, в истории имеют место13). Т.о., не обозначающее белый цвет слово явилось основой для формирования этнонима, а  наоборот, возможно предположить с учетом всего вышеизложенного, что наименование народа могло перейти в ряде языков в обозначение светлого, белого цветов.

Связь корня «рус» в разных формах со словами, обозначающими красный цвет различных оттенков, широко представлена в европейских языках. В русском языке данная связь просматривается в словах «русый», «рыжий», «рудый» (с учетом вышеуказанных лингвистических закономерностей). Сохранность слова в различающихся вариантах можно объяснить тем, что смягчение (палатализация) изначальной формы могло по-разному происходить в различных диалектах (что отмечает, например, А.А.Зализняк14), а впоследствии при становлении русского языка современного вида в него влились все получившиеся формы. Имеются аналоги и в славянских языках: укр. «русый», словац. «rus», «rosa», польск. «rydzy», в.-луж., н.-луж. «ryzy»,  бел. и серб. «рус», чеш. «rusy», «ruzi»,  словен. «rus» в значении «рыжий»,  «красный», «коричневый»15 А.С.Фаминцын также указывал на то, что в сербском языке слово «руйан» значит «темно-красный, желто-красный»16. М.Фасмер считает, что все эти варианты восходят к праславянскому «rydj»17, что хорошо увязывается с предполагаемым звучанием наименования «русь» в определенных диалектах на некотором отрезке времени как «рудж», «рудзь». Весьма интересно, что в словацком языке существует слово «rydzi», этимологически связанное с рассматриваемым корнем и обозначающими красный цвет производными от него18. Это слово имеет значение «чистый», которое в некоторой степени согласуется с термином «светлый», и, соответственно, вписывается в вышеуказанную концепцию отождествления «русского» правящего рода с подобными характеризующими определениями. Что же касается связи красного цвета различных оттенков с корнем «рус» в других европейских языках, она проявляется также достаточно явно. Например, галльское roudos – «красный» – передавалось в разных кельтских языках и диалектах как ruad, ruadh, rudd, ruth, ruz19. Сюда же относятся латинское «russus» (красный, рыжий); литовские «rausvas» (красноватый),  «rusvas»; латышское «rusls»; английские «red», «russet» «rouge», «rust», нем. «rouge»,  дат. и норв. «rød», шведское «röd»; франц. «rouge», «roux», «rousse»; итал. «rosso»; исп. «rojo» (красный, рыжий, коричневый), и т.д. И если в ряде языков (напр., во французском) наличие слова в форме «rousse» можно объяснить влиянием латыни, то, что касается германских, балтских и славянских языков, заимствование из латыни недоказуемо, о чем писал еще М.Фасмер. Т.о., для описания красного цвета в европейских языках используются слова с основами «ро(у)г»,  «ро(у)с», «ро(у)д», «ро(у)дж», «рокс» и т.д., что хорошо согласуется с разбросом форм наименования «русь». Связь этнонимов с корнем «рус» в различных формах и красного цвета прослеживается также по историческим источникам. Римский автор I в. Лукан называет племя Rutheni (русены) «рыжими» (flavi rutheni)20. Греческой средневековой хронографии было известно мнение, что этноним «русский» означает «красный»21. Лиудпранд (X в.) прямо говорит, что «это северный народ, который греки по внешнему качеству (а qualitate corporis) называют русами (rusios)22. Аль-Масуди в 1-й половине X века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“». Весьма интересным также является утверждение В.Н.Татищева, что «руссы… на их (руссов) … языке значит чермный»23, т.е. красный.

Объяснение связи этнонима «русь» с обозначениями красного цвета находится в следующей группе лингвистических параллелей: в словах, относящихся к воинской терминологии. Дело в том, что красный цвет в индоевропейской традиции ассоциировался с воинством, знатью. Красные одеяния спартанцев, пурпурные плащи правителей и полководцев Рима, «чермные» паруса военных кораблей, стяги, плащи и щиты русских князей и дружинников свидетельствуют об этом (может быть, по этой причине былинный князь зовется Красным Солнышком?). Датский хронист Саксон Грамматик упоминает, что при взятии в XII в. данами Арконы (столицы ругов-русов с острова Руян в Балтийском море) в сундуках под замками было обнаружено множество пурпуровых одежд24. Cвязь знати и воинства с красным цветом прослеживается у кельтов. В Индии красный цвет принадлежал варне кшатриев-воинов. Помимо этого, источниками отмечается использование некоторыми европейскими народами красной боевой раскраски, в том числе лица и волос. В этой связи также интересно указание Ибн Фадлана на то, что русы «красны лицом, белы телом...»25, что может говорить и о применении боевой раскраски (иначе как цвет лица может столь существенно отличаться от цвета тела?). Семантика данного явления может заключаться как в «кровавой» специфике военного дела, так и в попытке психологического воздействия яркими одеяниями на противника (в отношении спартанцев это отмечал Плутарх; также не исключено, что именно эти причины побудили греков говорить о том, что русы «своим видом показывают кровопролитие»26). Нельзя не отметить, что связь воинства с красным цветом и применение соответствующей раскраски носили помимо всего и ритуальный, метафизический характер.

На близость по значению корня «рус» в различных формах словам из военной терминологии указывал ряд исследователей27. В русском языке это прослеживается в таких словах, как «оружие» (где «о» является префиксом28), «ружье». С ними этимологически связаны слова «ругать», «резать»29, что прекрасно согласуется с вышеуказанными вариациями основы «рус». Сюда же можно отнести и «разить», «рушить». Близкие слова есть в славянских языках. Весьма широко связь этнонима с военной тематикой и характеризующими ратные дела понятиями представлена в европейских языках: англ.  «rush» – стремительная атака (ряд лингвистов, однако, выводят это слово от латинского со значением "назад") «сrush» – разрушать (сравнительное сходство с русским «крушить» – «крошить»), «rug» – добыча, «rugged» – суровый, яростный; «ruthless» – безжалостно, беспощадно, «rousing» (русин) – воодушевляющий, сильный,«roster» – воен.:список личного состава; немец. «rüsten» - вооружаться (ср. англ. «rust» - рыжий), «rüstung» – подготовка к войне, вооружение, «rüstzeug» - вооружение, «rüsthalle» – арсенал, «ruger» – наказывающий; франц. «rosser» – бить, колотить; «rouge» – злой (и одновременно красный), «rush» – стремление, натиск, напор; испан. «rosguero» – задира; «rostro a rostro» – лицом к лицу; лит. «ruoštis» - снаряжаться, вооружаться, «rūstis» - гнев, «rūsčiai» - грозно, сурово, и т.д. Как видно, указанные формы слов соответствуют разбросу вариантов произношения и написания этнонима «русь». Очень важная параллель, говорящая о древности рассматриваемого соответствия, находится в санскрите: слова «ruj» («рудж», или «руж»), «roj», "ruz", «rus» и «rоs» (приведена латинская транскрипция). Они имеют идентичные значения: ломать, уничтожать, причинять боль (страдание), сокрушать, убивать, ранить30. Как видно, в санскрите соседствуют формы «рудж», «родж», "руз", «рус»  и «рос». Можно предположить с учетом известной близости санскрита и русского языка сходные лингвистические процессы в них. Возможно, близко к вышеуказанным словам и санскритское «rudh» - подчинять, осаждать, сопротивляться (и одновременно красный, кровавый). В персидском языке, также принадлежащем индоиранской ветви, имеется слово «rujūlat» («руджулат) - «мужественный»31(в среде лингвистов, однако, бытует мнение о заимствовании сего слова из арабского). Значение соответствий в индоиранских языках весьма велико. Они указывают на то, что время зарождения наименования «русь» сдвигается вглубь к эпохе возникновения индоевропейских языков, предшествующей разделению общности на европейские и индоиранские ветви.

Данным неслучайным лингвистическим параллелям находится вполне логичное объяснение на основании исторических фактов. Воинственность русов подчеркивалась многими авторами древности, как европейскими, так и восточными32. Саксон Грамматик в хронике «Деяния Данов» описывает продолжавшиеся на протяжении веков войны датских королей с королями русов, проходившие с начала I тыс.н.э. на море и на суше (король данов Фротон I вел войну на море с королем русов Транноном, Фротон III воевал с русом Алимером)33. Руги-русы и родственные им племена принимали весьма заметное участие в кровавых битвах эпохи Великого переселения народов. Готский автор Иордан (VI в.) упоминает постоянную, начиная со II в., борьбу готов с ругами, которые были сильнее германцев «телом и духом» 34. Король Одоакр, руг по происхождению (согласно Иордану; в дальнейшей письменной традиции его называют в том числе русским князем), во главе войска, состоявшего из ругов, скирров, туркилингов, низверг в V в. последнего императора деградировавшей к тому времени Западной Римской империи, совершив знаковое для европейской истории деяние. В норвежской «Саге о Тидреке» и немецкой поэме «Ортнит» русы фигурируют в связи с войнами времен гуннской империи Аттилы (Vв.) против самого «бича божьего» и готского короля Теодориха (причем упоминается король русов Вальдемар (германская огласовка имени Владимир) и знатный воин Илья русский, которые, по всей видимости, являлись прототипами героев русского былинного эпоса35). Русские летописи и византийские источники описывают многократные походы русов на Константинополь, зачастую заканчивавшиеся не только захватом богатой добычи, но и заключением мирных договоров, согласно которым Византия обязывалась платить русам дань и обеспечивались выгодные условия торговли русским купцам (таков, например, договор Олега 907 г.)36. Показательно, что при заключении договоров русы «…кляшися оружием своим и Перуном богом своим..."»37. Русский князь Святослав Игоревич, сокрушив крупное средневековое государство, Хазарский каганат, совершил важное и знаковое историческое деяние. Его планы создать огромную державу с центром на Дунае, которым, правда, не довелось сбыться, говорят о величайшей масштабности воинского и государственного мышления Святослава, т.к. его идеи вовсе не были пустыми амбициями, что доказывают многочисленные боевые и дипломатические успехи князя38. Весьма характерны слова Святослава, сказанные византийскому послу: «Мы — мужи крови, оружием побеждающие врагов, а не ремесленники, в поте лица зарабатывающие на хлеб»39. Русы совершали многочисленные походы и в восточном направлении40. Поэтому с этим воинственным народом были прекрасно знакомы арабские авторы, описывая русов как суровых, яростных и умелых бойцов. Свидетельства Ибн‑Русте (IX в.) как нельзя лучше подтверждают все вышесказанное о воинственности русов: «Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: „Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом“. И нет у них недвижемого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами». Ал-Марвази писал о русах: «И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море, нападают на корабли и захватывают товары… Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов». Т.о., многочисленные свидетельства источников (которые, безусловно, не ограничиваются упомянутыми в настоящей статье), явно свидетельствуют о том, что война являлась для русов важнейшим занятием, практически смыслом жизни, т.к. она обеспечивала средства для существования и продолжения рода. Важно отметить, что как минимум до времени образования Древнерусского государства русы являлись не просто сословием, а именно кровнородственной общностью41 с определенными социальными функциями (правящая знать, воинство).

Итак, на основании вышеуказанных исторических фактов и лингвистических данных подтверждается утверждение о том, что русы изначально представляли из себя знатный воинственный европейский род древнего происхождения, наименование которого связано с воинской тематикой и имело, по всей видимости, исконную форму с корнем в виде «R(о)ug» или «R(о)ug'» , происходя от общеиндоевропейской основы. На определенных этапах истории различные ветви русов входили в состав мультиэтничных общностей, образуя в них правящую верхушку и воинское сословие. В истории же Руси и России сей народ сыграл наиболее значимую роль, став духовной и физической основой народа и государствообразующей нации.

В заключении хочется особо отметить, что автор заметки, конечно, ни в коей мере не пытается поставить под сомнение фонетические процессы или напрочь опровергнуть бытующие традиционные этимологии, наоборот, процесс эволюции этнонима от предполагаемого изначального "Rog/Rug" до прочих зафиксированных источниками форм вполне неплохо объясняется исходя из известных фонетических процессов.. Также данная статья не является и специализированным лингвистическим исследованием. В заметке указываются семантические параллели схожих слов и их взаимосвязи с историческими фактами, которые до настоящего момента не были должным образом исследованы профессиональными лингвистами и филологами, порой незаслуженно недооценивающими такое явление, как множественная этимология, в том числе, применительно к рассматриваемыми в заметке параллелям из индоевропейских языков. Также в статье намечаются предположительные пути для объяснения упомянутых параллелей исходя из исторических фактов и для возможного решения проблемы различий в наименовании народа "русь" в исторических источниках.  

Примечания:

1. Кузьмин А.Г. Начало Руси.
2. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культуры, торговли, политики связей IX-XII вв.
3. См., напр.: А.Мейе. Общеславянский язык; Бернштейн С.Б.Очерк сравнительной грамматики славянских языков, О.Н.Трубачев. Лексикография и этимология.
4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.
5. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка.
6.Савченко А.Н. Сравнительная грамматика индоевропейских языков. 
7. Погодин М.П. Г. Гедеонов и его система происхождения варягов и руси.
8. Кузьмин А.Г. Указ. соч.
9. Назаренко А.В. Указ. соч.
10. См. по этому поводу: Трубачев О. Н. К истокам Руси.
11. Галкина Е.С. Тайны русского каганата.
12. Ибн Фадлан. «Записки» о путешествии на Волгу.
13. См. по этому поводу: Алексеев В.П. Историческая антропология; Авдеев В.Б. Расология.
14. Зализняк А.А. Древненовгородский диалект.
15. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка.
16. Фаминцын А.С. Божества древних славян. См. также Сербско-хорватско-русский словарь.
17. Макс Фасмер. Указ. соч.
18. Макс Фасмер. Указ. соч.
19. Holder A. Op. cit. S. 1201-1202,1235. См. по этому поводу в: А.Г.Кузьмин. Об этнической природе варягов (к постановке проблемы).
20. Albenque A. Les Rutenes. См. по этому поводу в: А.Г.Кузьмин. Об этнической природе варягов (к постановке проблемы).
21. Завитневич В. Происхождение и первоначальная история имени Русь.
22. MGH SS. Т. III. См. по этому поводу в: А.Г.Кузьмин. Об этнической природе варягов (к постановке проблемы).
23. Татищев В.Н. История российская.
24. См. Фаминцын А.С. Указ. соч.
25. Ибн Фадлан. Указ. соч.
26. Завитневич В. Указ. соч.
27. Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости?; Белов А.К. Изначалие.
28. Черных П.Я. Указ. соч.
29. Макс Фасмер. Указ. соч.; Черных П.Я. Указ. соч.
30. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь.
31. F.J.Steingass. A comprehensive Persian-English dictionary.
32. Кузьмин А.Г. Сведения иностранных источников о руси и ругах. (В сборнике “Откуда есть пошла Русская земля”).
33. Saxo Grammaticus. Gesta Danorum.
34. Иордан. О происхождении и деяниях гетов.
35. Азбелев С.Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли.
36. См. по этому поводу: Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси.
37. Радзивиловская летопись.
38. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава; Прозоров Л.Р. Святослав.
39. Лев Диакон. История.
40. См. по этому поводу: Прозоров Л.Р. Кавказский рубеж. На границе с Тмутараканью.
41. Кузьмин А.Г. Начало Руси.

PS: Благодарю уважаемого ilija_a за указание на параллель в санскрите.
 
 UPD:  В процессе дискуссии оппонентами были отмечены моменты лингвистического характера,  которые были учтены в заметке.
UPD2: Добавлено указание на близость русского корня "рож"  корню "rug" (в том числе германскому)  и этнониму "Rugi" по М.Фасмеру, что также может объяснять возможность отражения в источниках этнонима с основой, звучащей как "руж",  в форме "Rugi". 

UPD3: В результате анализа возникших в ходе дискуссии вопросов, было скорректировано мнение об изначальной форме этнонима «Русь». По всей видимости, изначально наименование представляло из себя индоевропейскую форму с корнем «R(o)ug» или «R(o)ug'» . В процессе палатализации согласно концепции данного явления в различных индоевропейских диалектах и языках произошло смягчение «g'» вначале до «dz» («дзь»), «dj» или «j»(«дж»), затем до «z», «j» («з», «ж»), что привело в конечном счете в русскоязычных источниках за счет перехода «з»  в «с» (или другого лингвистического процесса) к форме «русь». При этом надо отметить, что различные формы, вполне вероятно, могли сосуществовать параллельно.Т.о., более определенно объясняется бытование в латиноязычных источниках (Тацит, Иордан и т.д.) этнонима в форме «Rugi». Также заметка подверглась корректировке в части чередования «о/у».

UPD4: Во избежании недопониманий и скоропалительных огульных оценок, заключение заметки было откорректировано с добавлением разъяснения позиции автора.  

Продолжение обсуждения: http://community.livejournal.com/oldrus/90625.html#cutid1

Tags: русы, этимология
Subscribe

  • Открытие академиком Фоменко Тартарии в 2000 году

    В очень долгой дискуссии с пропагандистом Новой Хронологии, с рытьем источников, нырянием в веб-архивы и пр., которая велась здесь , были…

  • Княжа доба: історія і культура

    Княжа доба: історія і культура - сборник, издаваемый во Львове и посвящённый истории и культуре Восточной Европы IX-XV вв. Княжа доба: історія і…

  • Валентин Васильевич Седов

    Обращаю внимание уважаемых читателей на то, что созданное мной собрание работ выдающегося археолога и историка-слависта Валентина Васильевича Седова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 215 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Открытие академиком Фоменко Тартарии в 2000 году

    В очень долгой дискуссии с пропагандистом Новой Хронологии, с рытьем источников, нырянием в веб-архивы и пр., которая велась здесь , были…

  • Княжа доба: історія і культура

    Княжа доба: історія і культура - сборник, издаваемый во Львове и посвящённый истории и культуре Восточной Европы IX-XV вв. Княжа доба: історія і…

  • Валентин Васильевич Седов

    Обращаю внимание уважаемых читателей на то, что созданное мной собрание работ выдающегося археолога и историка-слависта Валентина Васильевича Седова…