lokaloki (lokaloki) wrote in oldrus,
lokaloki
lokaloki
oldrus

Category:

История ранней Нормандии как аналогия истории Древней Руси

С позволения модераторов опубликую перевод английской статьи "Когда викинги стали норманнами?" (http://richardjohnbr.blogspot.com/2008/03/normans-in-normandy-when-did-vikings.html)
Возможно, читателям сообщества будет интересно сравнить.
На мой взгляд, есть несколько параллелей в истории ранней Нормандии и Древней Руси:
- скудные археологические свидетельства присутствия скандинавов;
- очень быстрая ассимиляция скандинавов с местным населением;
- сравнительно малый след в языке и топонимике, оставленный скандинавами;
- отсутствие источников про завоевание и первые десятилетия интеграции.
Спорно: перенос названия от завоевателей на завоеванную страну.

Текст статьи:

Нормандия: когда викинги стали нормандцами?

В истории Нормандии десятого века существует парадокс: произошло вторжение викингов, но поселения сохраняют особенности эпохи Каролингов… В конечном счете, мы должны думать, что культуры слились(1). Скандинавские поселенцы настолько полно усвоили французский образ жизни, что в течение пары поколений после прибытия, осталось очень мало от наследия викингов. Одно из возможных объяснений – число поселенцев было очень мало, и они были быстро поглощены местным населением. Или возможно, что была стремительная ассимиляция, викинги приспособились к обычаям их соседей по необходимости и под политическим давлением.

Современные латинские источники называют этих поселенцев «Норманны», но этот термин описывает и викингов, и, позже, нормандцев. Это был общий термин для скандинавов, которые были активны в северной Франции в девятом и десятом веках. Но в десятом веке не делалось никакого отличия между викингами в Нейстрии и викингами в другой части Франции, да и вообще где либо. Главная проблема с тем, чтобы разобраться в истории ранних поселений викингов в Нейстрии – это недостаток источников о первых десятилетиях десятого века, когда эти поселения образовывались. Викинги записали их историю позже, и все источники, которые есть, написаны франками. Поздние норманнские истории проблематичны, потому что они заинтересованы в поддержке и легитимизации молодого государства. (2) Источники показывают десятый век как жестокое время. Франкские лорды воевали за политическое доминирование, а на окраинах франкского королевства меньшие группы людей боролись за верховенство друг с другом и с франками. В девятом веке мобильные группы викингов часто поднимались по Сене и осаждали Париж, или просто грабили районы внутренней Франции. Трудно сказать, где эти банды зимовали, хотя по анналам очевидно, что добыча викингов была так велика, что они начали зимовать во Франции вместо возвращения в Скандинавию.
В начале десятого века побережье Нейстрии и Бретани считались франками частями Франкского королевства. Нападения викингов достигли максимума во время нестабильности во франкских королевствах. Удача была в том, что французские короли правили целым королевством много лет, в противовес обычаю разделять земли между сыновьями после смерти отца. Пипин Короткий, его сын Карл и внук Карла Великого правили в неразделенном королевстве. Но после смерти сына Карла Луи Благочестивого в 840, Франция была, наконец, разделена. Это был период раздробленности, Франция разделилась на три королевства: Западная Франция, Лотарингия и Восточная Франция. Карл Простой, король Западных Франков (это королевство позже стало Францией), с 898 по 922 имел преимущество во франкских землях после периода раздробленности. Это была та политическая нестабильность, которой воспользовались викинги, чтобы воевать и помогать их французским собратьям.

Чем могут помочь хроники?

Историки, которые пытаются восстановить раннюю историю Нормандии, встречаются с рядом проблем (3). Источников очень мало, что еще хуже, их достоверность часто спорная. Полгрейв (4) говорит, «если вы беретесь за эту задачу, вам приходится соглашаться с Дудо или идти гулять». Сегодня хроника Дудо из Св. Квентина вызывает так много подозрений историков, что даже когда его рассказы подтверждаются другими современными авторами, хроника все равно вызывает сомнения. Но без Дудо у нас мало сведений. Франкский историк Флодорад Реймский (5) снабжает некоторой информацией про Нормандию первой половины десятого века, есть несколько ссылок на раннюю Нормандию в Скандинавских источниках, и в поздних Уэльских источниках. Поздние Норманнские источники для этого периода существуют, но многие из них основаны на сообщениях Дудо, так что должны использоваться с осторожностью. При таком недостатке письменного материала, историкам остается обращаться к результатам археологических исследований и анализа топонимики. Интерпретация археологических находок трудна, и выводы, которые могут быть сделаны на их основе, могут быть еще неопределеннее, чем литературные источники. Задача историка в хрониках ранней истории Нормандии трудная, и достигнутые выводы, по необходимости, ограничены таким порядком вещей.

Дудо из Св. Квентина родился в 960 в Вермандуа. Он писал «Деяния первых герцогов Нормандии» с 996 года до того времени, когда он стал настоятелем Св. Квентина в 1015 (6). Ранняя история, включая некоторые наиболее дискуссионные и вымышленные детали, базируется на «Энеиде» Вергилия и «Готике» Иордана. Его главным информантом был граф Рудольф Иврский. Созданная по заказу герцога Ричарда Первого, хроника заканчивалась на его смерти в 996 (7). Дудо производит впечатление знающего много про Ролло (8), и он единственный источник по Договору в Сан-Клар-на Эпте, где Карл Простой пожаловал Ролло земли вокруг Руана в 911. Ролло крестился, и в обмен получил земли. Епископ сказал Ролло, который не хотел целовать ногу Карла: «Вы, кто получили такой дар, должны поцеловать королю ногу». И он ответил: «Я никогда не преклоню колени ни перед кем, и никому не буду целовать ноги». Заставленный, однако, прелатами франков, он приказал одному из своих солдат поцеловать ногу короля. Мужчина немедленно схватил ногу короля, прижал к губам и держал, пока король не упал на спину. Это вызвало смех в толпе». Великолепная история, но почти наверняка легенда. Дудо был официальным хронистом династии Ролло, и он рисовал Ролло как предводителя викингов во многих кампаниях и битвах, возможно, слишком многих, чтобы историки могли поверить в них. Следовательно, факты ранних лет жизни Ролло как предводителя ранних нормандцев затерлись среди вымыслов позднейших мифов. Однако некоторые важные детали в истории Дудо имеют некоторые подтверждения. Хотя Дудо и единственный источник, который датирует 911-ым годом соглашение между Ролло и Карлом, эта дата соглашения очень правдоподобна.

Неизвестно, когда викинги, участвовавшие в набегах, начали селиться на побережье, но есть некоторые факты из немногих документов, которые сохранились от этого периода. Хартия Каролингов 905-го года записала дар Карла Простого от двух слуг Короны их канцлеру Эрнесту. Это была последняя королевская хартия в Нормандии. Через три месяца, некий намек на беспорядки в регионе можно сделать из хартии 906-го года, которая записала перенос реликтов из Сан-Марков (сегодня в Манше, Басс-Нормандия) в Корбени, «из-за непомерных и продолжающихся атак язычников». В 918, Карл Простой подарил земли старого аббатства Сент-Герман-де-Пре «исключая ту часть земли аббатства, которую мы подарили норманнам на Сене, по имени Ролло, и его людям, для защиты королевства». Договор, описавший этот дар Ролло, не сохранился, но ясно, что Ролло и его люди обосновались между этими двумя королевскими декларациями.

Решающим событием могла быть битва при Шартре в 911. Позднейшая Нормандская традиция склонна согласиться с этим, и ставит Ролло в центре события, хотя некоторые историки оспаривают это. Одно из прочтений источников позволяет сделать вывод, что в результате битвы викинги были успокоены даром земли с целью сдерживать и контролировать их. Флодорад Реймский говорит, что викингам подарили землю вокруг Руана: «некоторое время назад земля дана норманнам в обмен на то, что они пообещали Карлу защищать страну». Сообщение Флодорада важно, потому что дает взгляд современника. Он был каноником в Реймсе, и писал свои анналы с 925-го до своей смерти в 966. Единственная проблема, что он находился на некотором расстоянии от Нормандии, и история Нормандии не была его основной задачей.

Из его записей ясно, что викинги и франки постоянно воевали. В 925 Флодорад записал, что «норманны из Руана нарушили только что заключенный договор и разграбили области Бове и Амьена. Те из жителей Амьена, которые не убежали, были сожжены». Франки ответили разорением Руна: «они сожгли поместья, угнали скот и убили несколько норманнов». Граф Герберт возглавил другой отряд против викингов, шел в направлении на восток и окружил их в лагере на берегу. «Это был тот самый лагерь, расположенный на берегу и называющийся Эу, который франки окружили. Они разрушили вал, который бал вокруг лагеря перед стенами, разрушили и преодолели стены. Когда они штурмом взяли город, они вырезали всех мужчин и сожгли все укрепления. Некоторым, однако, удалось бежать на соседние острова. Франки атаковали и захватили их, но с бОльшими трудностями, чем взятие штурмом города. После этого норманны, которые выжили в битве, увидев, что случилось и потеряв всякую надежду спастись, некоторые прыгнули в волны, другие перерезали себе горло, некоторые убивались оружием франков, другие же умирали от своего собственного оружия. И тогда, когда все было уничтожено и жажда добычи была утолена грабежом, франки вернулись на свою территорию».

Яркое описание дает историкам ощущение жестокости века. Викинги совершали набеги по всему северному побережью Франции, но Нейстрия, кажется, была главной областью их поселений. Однако, они еще не были уверенно ограничены этой областью, и только готовились принять ее границы. В 937 Флодорад говорит: «Бретанцы отступили в их отечество после долгих сражений в частых битвах с норманнами, которые захватили территории, принадлежащие бретанцам. Они оказались сильнее в множестве этих баталий и вернули себе свою территорию». Ролло упоминается в 925 как принцепс (лидер) норманнов в Руане. Хотя с хартии 918-го года нет упоминаний, можно уверенно предполагать, что норманнские хроники верно говорят, что Ролло вел армию с самого начала. Однако, ссылка Дудо на соглашение в Сен-Клер-на–Эпте не подтверждается и должна быть признана нереальной. Дудо также ошибся, когда описывал время поселения. Дар «земель от реки Эпты» согласовывается с другими источниками, но дар Бретани – нет. Также сцена дара пустыни не похожа на правду: если земля, подаренная Карлом викингам, была «не возделана плугом, полностью лишена стад скота и отар овец и нуждалась в человеческой жизни», тогда почему скандинавские имена в меньшинстве по всей Нормандии? Принимая, что хронике Дудо, и его последователям и имитаторам нельзя верить в описании ранней истории Нормандии, историки должны ограничиться явными фактами, отыскивая их среди позднейших искажений.

Протяженность границ Нормандии можно проследить по истории Флодорада. Король Ральф уступил Байе и Майн в 925 в соответствии с Флодорадом, хотя есть споры относительно уступки Майна. Позже, в 933, норманнам отдали Аванчин и Котенин. Исключая Майн, это устанавливает Нормандию приблизительно в тех границах, в каких она существовала в 1066. Полуостров Котенин был заселен викингами независимо от викингов Ролло Руанского. Эти ранние годы были жестоким временем. Норманны находились в постоянной войне, воевали с франками в 923, в основном старались расширить их сферу влияния. Люди Байе восстали против викингов в 925, через год после передачи контроля над графством викингам. Дудо упоминает восстание против Вильгельма Длинный Меч некоего Риуфа: «дурно известного изменой».

Не смотря на все проблемы, не смотря на внутренние революции и внешние беды, Нормандия сохранила свое место в середине десятого века и, хотя безопасность ее территории была нарушена много раз, норманнская территория крепко управлялась и герцоги могли отразить врагов. Это может привести нас ко взгляду на отношения между франками и викингами как более тесные, чем они были на самом деле. Все события предполагают, что границы были относительно текучими. Соглашение было, и викинги крестились, но эти крещения часто приносились в жертву. В 920-ых архиепископы Руана и Реймса вдвоем писали письма по поводу викингов, которые остались язычниками, несмотря на обращение. Гервей Реймский спрашивал Папу «Что следует делать, если они крещены и снова крещены, и после крещения продолжают жить, как язычники, и как язычники убивают христиан, убивают священников, приносят жертвы идолам, едят запрещенное?»

Это маленькое свидетельство широко распространенных скандинавских институтов или образа жизни. Хотя в 1013 герцог Ричард Второй с радостью принял группу викингов в Руане, в этом нельзя видеть слишком много. Лидеры, Ричард и Олаф, могли чувствовать некоторое родство, но это не может быть точно установлено. Как франкские дворяне и короли были рады приветствовать викингов и крестить их как христиан, в надежде сделать друзьями и перестать быть врагами с ними, так и Ричард обращался с Олафом и его викингами. Олаф разграбил Бретань, но позволил Ричарду крестить себя. Нормандцы теперь были более франки, чем скандинавы. Дудо говорит, что во время Вильгельма Длинного Меча, скандинавская речь вышла из употребления в Руане, и очень вероятно, что местный язык был вскоре принят. Накануне первого Крестового похода, норманнский рыцарь Боэмонд мог риторически спросить «Разве мы не франки?»

Как могут помочь археология и топонимика?

Разделение земли в Нормандии сохранилось неизменным при переходе от франкской к норманнской эре. Изучение Па де Ко, Жаком Ле Мао (9), показывает непрерывность резиденций сеньоров, и возможно спорно, но здесь непрерывность даже выше, чем в других частях Франции. Викинги принесли с собой рабство, но это длилось не более столетия после оккупации. Норманны, кажется, хорошо интегрировались с франками. Одно из свидетельств этого – Фекамский монетный клад, включающий монеты, чеканенные в Колоне, Арле и Павии. В Скандинавии, норманнские монеты перестали встречаться в кладах после начала одиннадцатого века, вместо этого стали встречаться во Франции и Италии. Это предполагает продолжение торговых связей со Скандинавией, но с постоянно увеличивающейся норманнской эмфазой в контактах с континентом. Франкская судебная система была принята, скандинавская не установилась.

Изучение топонимики позволяет посмотреть на ранние норманно-викингские поселения. Всестороннее исследование Жана Адегье де Гаутре (10) рассказало историю викингского влияния. Взяв все топонимы с возможным или точно определенным скандинавским влиянием, можно увидеть, что они особенно многочисленны на полуострове Котенин и вдоль побережья, с другим большим кластером в Па де Каус. Они были также многочисленны «вдоль всего маршрута вторжения, которым была Сена» и вообще в устьях рек: свидетельство того, что викинги совершали грабежи и путешествовали на кораблях по морю и вдоль рек. Кажется, очень похоже, что, когда территориальные претензии Ролло на Нейстрию были признаны, он базировался на группе поселений на побережье, уже существовавших, благодаря активности викингов в течение ряда лет. Однако, скандинавские топонимы никогда не преобладали над существовавшими франкскими именами, даже в областях с наибольшей плотностью скандинавской топонимики. Одно объяснение этого – быстрая адаптация местного языка норманнами.

Фрэнк Стентон (11) сделал интересное заключение, сравнив топонимику в Нормандии и Английском Денло. Он обратил внимание, что топонимы с элементами викингских персональных имен, также имеют скандинавские суффиксы, например, Гримсби: персональное имя Грим и суффикс –би, скандинавское название деревни. Он сравнил это с Нормандией, где топонимы, содержащие личные имена викингов очень часто имеют местные окончания, например, Гремонвилль, окончание которого восходит к латинскому «вилле». Формы указывают на большие поселения викингов, которые назывались на местном языке. Это может говорить о том, что в то время как викинги основывали и захватывали места, названия им давало местное население. Это может быть индикатором продолжительности поселений викингов в Нормандии.

Археологические находки могут рассказать немного о ранних поселениях. Патрик Перин (12), изучавший находки, сделанные в нижней Сене, заметил, что «археологическая документация необычно тонкая». Есть свидетельства присутствия викингов: мечи и топоры викингов найдены, хотя с точки зрения Перина всего лишь две находки сделаны в земле, вероятно, как части погребального обряда, остальное оружие нашли в реке. Это показывает, что викинги тут были, но не ясно, это находки поселенцев или грабящих банд до эры поселенцев. Эти данные мало добавляют нашим знаниям. Ясно, что норманны находились в Нормандии долгое время, но археология скудна и не может дать ясную картину первых лет жизни викингов в поселениях. Малочисленность находок не тревожит слишком Дэвида Бэйтса. «Если экстенсивная колонизация в Англии может быть спорной благодаря отсутствию знаковых находок, то подобное реально и для Нормандии». Отсутствие находок викингов не означает автоматически уменьшения поселений викингов, но это означает, что поселенцы очень быстро ассимилировались с франками.

Какой бы ни был размер поселений, существуют дебаты о скорости интеграции. «Каким бы путем мы не пошли», пишет Ральф Дэвис (13), «мы должны отметить, что общество викингов Ролло и его компаньонов было чем-то совершенно отличным от общества норманнов одиннадцатого века. Одно развилось из другого, но развитие не эффективно, пока две нации четко разграничены и норманны должны были, по всем практическим причинам, стать франками». Трудно сказать, какой был уровень интеграции, и Дэвис Бейтс и Элеонора Сераль придерживаются разных точек зрения на этот счет. Бейтс верит, что скандинавские переселенцы быстро ассимилировались с местным населением, так что они быстро переняли франкские манеры и институты. Позиция Сераль, что они сохраняли собственно викингсике черты до середины одиннадцатого века. (14)

Свидетельства про этот период фрагментарны и часто не убедительны. Ранняя история Нормандии может быть рассказана только в очень нагих и очевидных фактах. Соблазнительно использовать норманнские документы, чтобы сделать ее красочнее и шире, но они больше говорят нам, что надо было государству норманнов, чем рассказывают раннюю историю. Для периода записей, 923 – 966, Флодорад Реймский кажется реальным источником, хотя его главный фокус – не Нормандия. Что до норманнского завоевания Нормандии, она не может потрясать описаниями. Скандинавские языки существовали как разговорные не больше трех поколений после поселения. Административное деление сохранилось, институты сохранились, и в целом Нормандия управлялась как другие франкские государства. Но Мишель де Боярд (15) предупреждает, что слишком просто признавать непрерывность, только потому, что изменения были слишком малы. Он говорит о «энергичной, эффективной мощи герцогов Нормандии» и призывает не забывать про «человеческий фактор» во всем этом. Конечно, Нормандия стала мощной державой, когда викинги взяли контроль. Это свидетельство и прерывности и непрерывности. Но поскольку источники говорят нам так мало, эту проблему будет трудно решить.
[1] David Bates Normandy before 1066, Longman, 1982, page 38.
[2] Two papers are of particular importance on this issue: Pierre Bouet ‘Les chroniqueurs francs et normands face aux invasions vikings’ and Catherine Bougy ‘Comment les chroniqueurs du XIIe siècle ont-ils perçu les invasions vikings?’, in Elisabeth Ridel (ed.) L’Héritage maritime des Vikings en Europe de l’Ouest, Actes du colloque international de la Hague (Flottemanville-Hague, 30 septembre-3 octobre 1999), Presses Universitaires de Caen, 2002, pages 57-74 and pages 75-100 respectively
[3] David C. Douglas, ‘Some Problems of Early Norman Chronology’, English Historical Review volume 65, (1950), pages 289-303.
[4] Francis Palgrave The History of Normandy and of England, four volumes, 1851-1864.
[5] Flodoard of Reims, Les Annales de Flodoard, edited Philippe Lauer, Collection des textes pour servir à l’étude et à l’enseignement de l’histoire 39, Paris, 1905.
[6] Dudo of Saint-Quentin History of the Normans, translated Eric Christiansen, Boydell, 1997.
[7] Henri Prentout Étude critique sur Dudon de Saint-Quentin et son histoire des premiers ducs Normands, Paris, 1916 remains the most detailed study of Dudo.
[8] Lucien Musset ‘L’origine de Rollon,’ in Nordica et Normannica: Recueil d’études sur la Scandinavie ancienne et médiévale, les expéditions des Vikings et la fondation de la Normandie, Studia nordica 1, Paris: Société des études nordiques, 1997, originally published 1982, pages 383–87 is a useful summary of the evidence.
[9] Jacques Le Maho ‘L’apparition des seigneuries châtelaines dans le Grand-Caux à l’époque ducale,’ Archéologie Médiévale, volume 6, (1976), pages 5-148.
[10] Jean Adigard des Gautries Les noms de personnes scandinaves de Normandie en 911 á 1066, 1954.
[11] Frank M Stenton ‘The Scandinavian Colonies in England and Normandy’, Transactions of the Royal Historical Society, 4th series, volume 27, (1945), pages 1-12 but also see the more recent study by Gillian Fellows-Jensen ‘Scandinavian Place-Names and Viking Settlement in Normandy: A Review,’ Namn och Bygd, volume 76, (1988), 113-37, updated and translated into French as Gillian Fellows-Jensen ‘Les noms de lieux d’origine scandinave et la colonisation viking en Normandie: Examen critique de la question’, Proxima Thulé, volume 1 (1994), pages 63-103.
[12] Patrick Périn ‘Les objets Vikings du Musée des Antiquities de la Seine-Maritime á Rouen’, in Recueil d’études en hommage à Lucien Musset, Cahier des Annales de Normandie 23, Caen: Musée de Normandie, 1990, pages 161-188.
[13] R. H. C. Davis, The Normans and Their Myth, London, 1976
[14] Eleanor Searle Predatory Kinship and the Creation of Norman Power 840-1066 and ‘Frankish Rivalries and Norse Warriors,’ Anglo-Norman Studies, volume 8, (1985), pages 198-213.
[15] Michel de Boüard ‘De la Neustrie carolingienne á la Normandie féodale: continuité ou discontinuité,’ Bulletin of the Institute of Historical Research, volume 28, (1955), pages 1-14.
Tags: викинги, норманизм
Subscribe

  • Онлайн-вече

    Традиционное онлайн-вече в сообществе Древняя Русь… Как обычно, по пятницам размещается отдельный пост, в котором можно…

  • Онлайн-вече

    Традиционное онлайн-вече в сообществе Древняя Русь… Как обычно, по пятницам размещается отдельный пост, в котором можно…

  • Онлайн-вече

    Традиционное онлайн-вече в сообществе Древняя Русь… Как обычно, по пятницам размещается отдельный пост, в котором можно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments

  • Онлайн-вече

    Традиционное онлайн-вече в сообществе Древняя Русь… Как обычно, по пятницам размещается отдельный пост, в котором можно…

  • Онлайн-вече

    Традиционное онлайн-вече в сообществе Древняя Русь… Как обычно, по пятницам размещается отдельный пост, в котором можно…

  • Онлайн-вече

    Традиционное онлайн-вече в сообществе Древняя Русь… Как обычно, по пятницам размещается отдельный пост, в котором можно…