Загадка летописных «полян»

Своеобразие ранней истории Русской земли состояло в том, что ведущую роль в ее создании играли три этнических компонента: славяне, остатки местного ираноязычного («скифо-сарматского») населения и пришлая русь.

В VI – VII вв. степная и лесостепная зоны Поднепровья и Подонья сделались ареной ожесточенных схваток кочевых народов — тюрок-булгар, алано-асских племен (асы, летописные «ясы») и хазар. Многие местные городища и поселения подверглись полному разорению, более или менее цивилизованная жизнь в них надолго замерла. Археология вообще не фиксирует здесь следов проживания оседлого населения, относящихся к этому времени (Корзухина Г.Ф. К истории Среднего Поднепровья в середине I тысячелетия н.э.)

Колонизация лесостепных пространств вновь стала возможной лишь к исходу VII в., когда хазары разгромили Великую Булгарию и привели к покорности донских асов, которые оказались вытеснены к верховьям Дона и Северского Донца, а также в бассейн реки Рось. Прекращение степных разбоев позволило славянам начать освоение Среднего Поднепровья.

Collapse )
Swina's coat of arms
  • swinow

Славянизация Балтийской Руси.

Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике,  позже захвативший обширные земли в Восточной Европе, первоначально не являлся славянским по языку. При этом, население острова Рюген, которое немалым количеством западных средневековых источников называется русскими — характеризуется в старинных текстах именно как славяне. 

Действительно, с 10 века, с начала более менее регулярных упоминаний в немецких источниках обитателей Рюгена — авторы этих текстов говорят, что это славяне, или венды. Называют рюгенцев в западных источниках либо вендами, либо славянами и источники 11 столетия. В 12 веке, когда их описывают наиболее часто и подробно, рюгенцы также постоянно указываются как славяне (венды, склавы, славяне). Именуют их таковыми, описывая их воинственность и непокорность, и Саксон Грамматик, и Гельмольд, и Адам Бременский, и прочие. Называют их славянами и те авторы, которые используют в отношении них, подобно восточноевропейским русским — термином «рутены». А это, например, Герборд и Эббон, а также Рагевин (все трое из 12 века).

Однако, ряд источников указывает на то, что исходная русь изначально не была славянским народом. 

Арабоязычный еврей Ибрагим ибн Якуб (Ибрагим бен Йа'куб), лично посетивший в конце 10 века западную и центральную Европу, включая южно-балтийские земли, а также Чехию и Польшу, рассказ которого сохранился лишь частично, в работах других арабоязычных авторов, например Ал-Бекри — заявляет следующее:
 

Collapse )
varing
  • varing

Телеграм-канал "ДНК-генеалогия"



Уважаемые друзья и коллеги! Тех, кто пользуется Телеграмом приглашаем подписаться на канал "ДНК-генеалогия": https://teleg.run/ru_dna

А если сами не пользуетесь Телеграмом, то дайте, пожалуйста, перепост. Может, кто-то из друзей и подписчиков пользуется, и им будет интересно. Спасибо!

Исторический формат, 2/2019


 
Читайте в этом номере:
 
В.И. Кулаков - Трезубцы в знаковой системе пруссов эпохи викингов
П.И. Гайденко - Сколько раз Киев подвергался разграблению в домонгольский период?
Л.П. Грот - Обзор современного норманизма (часть первая)
М.Л. Серяков - «В синем море есть святой божий остров»: «близость к богам» ран на фоне индоевропейской традиции
А.А. Карпенко - Использование терминов близкородственных отношений в «Слове о полку Игореве»
И.М. Тарасов - Древние славяне и их соседи в «Скифской истории» Андрея Лызлова
И.Ю. Васильев - Само: иноземец и воплощение славянского уклада (рецензия на книгу М.И. Жиха)
 
http://histformat.com/2019-02/
 
по парусом

Почему лучше было быть смердом, чем закупом

«Русская правда», так назывался  свод писаных законов выведенных из обычаев общинной жизни. Наиболее древняя их редакция   относится к  1016 году и содержит 35 глав. В этом уставе Ярослав Мудрый (978-1054) постарался  четко изложить  законы и обычаи, которые уже  были в Киевской Руси.  Все жители Киевской Руси назывались русинами или русскими. Высшей властью у них было народное собрание - мир, копа или вече, которое существовало во всех русских городах и общинах. Мир судил, утверждал правила, призывал или прогонял князей, то есть временный орган поддержания правопорядка. Русские говорили: «Мир запоёт, так камень треснет», «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Как миром положено, так тому и быть». Изначально власть на Руси принадлежала, как и в греческом полисе, всем свободным людям. Это мы видим и в русских былинах, где царь или князь, не приказывает, а просит. Например, в былине про Никиту Кожемяку он отказывает царю в просьбе защитить Киев от змея и только когда царь привёл 5 000 детей, чтобы они  со слезами упросили Кожемяку, тот согласился.
Древнерусское общество  было обществом равных.  За тем в процессе  укрепления власти феодалов,  нашествия монголов, литовско - польской оккупации, Русская правда изменялась и вытеснялась Магдебургским правом, и личной властью правителей. В итоге она исчезла, а большинство свободных людей превратилось в крепостных. Так Русь прошла универсальный исторический путь от родоплеменного сообщества к самодержавной империи.
Русская правда во многом сформировала русский национальный характер, так ней состояние опьянения было не отягощающим, а смягчающим обстоятельством преступления.
Преступление определялось не как нарушение обычая или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба.
Тяжелой обидой одинаково считалось нанесение увечий и оскорбление действием , например удар чашей или мечом в ножнах.
Высшей мерой наказания по Русской Правде были  поток и разграбление, то есть отъём имущества и выдача преступника вместе с семьей в рабство. "Вышка" назначалась только в трех случаях — за разбойное  убийство, поджог  и конокрадство.
В Русской правде не было такого наказания как смертная казнь, за все нарушения взималась вира - (штраф), причем платила её вся община в которую входил  убийца.
Вора же, можно было убить на месте преступления вообще безнаказанно.
Русская правда делила народ на свободных и зависимых людей. Все свободные были равны, но  князья, бояре, княжьи мужи уже были "равнее" других. Так за убийство Ябетника - (судебного пристава)  взималась  двойная вира.
Если не было свидетелей истец или ответчик - "шли на роту", то есть подвергались физическому испытанию водой или железом. Если человек выносил испытание, то  считалось, что бог ему помогает и значит  он говорит  правду. В более простых ситуациях ограничивались крестоцелованием. Русские верили, что, поцеловав крест или икону, человек не может лгать, иначе он попадёт в ад.
Свободные люди  выполняли повинности и платили налоги, но  не князьям, а в пользу государственной казны, из которой уже по решению мира выплачивалось вознаграждение князьям, боярам, и духовенству за их услуги миру.
К свободным людям  относились  посадские, это боярство,  духовенство, купечество, ремесленники и рабочие,  они  жили в городах, и их было мало.  Подавляющее большинство составляли  земледельцы - общинники миряне. Их называли смерды. Возможно от санскритского - марта, “смертный человек”, или одна из форм слова "мирянин". Смерды могли передавать по наследству  своё имущество и выступать на суде.
Были и подневольные люди, это холопы или рабы - захваченные в плен враги и бывшие свободные соплеменники. Их имущество принадлежало их господам, они не имели прав в суде, за них нёс ответственность хозяин. За  убийство  холопа бралась вира как  за порчу имущества.
Свободные люди становились рабами, через невыплаченный долг, самопродажу, рождение от холопа, выйдя замуж за холопа и через преступление.  Преступника община могла выдать истцу «головой».  А поклясться  своей головою  значило -  поставить на кон личную свободу.
Был и переходный статус между свободным и холопом, это закуп - человек отрабатывающий долг, который  назывался купой.  Закуп не мог выплатить долг деньгами или имуществом, и свой заём отрабатывал у заёмщика. Если закуп пытался сбежать,  не расплатившись, он обращался в холопа. Обычно закупами становились смерды после не урожая, когда они брали в долг и не могли по разным причинам его вернуть.
Объем и условия отработки определялся самим заёмщиком, заёмщики часто насильно отбирали у должников последнее имущество, и превращали их в холопов. В Русской правде долговые отношения были утверждены при Владимире Мономахе после восстания закупов в 1113 году. Тогда киевляне разнесли усадьбу коррумпированного иудейскими ростовщиками тысяцкого (мэра города) Путяты Вышатича и ринулись в иудейский квартал,  жители которого спаслись в каменной синагоге, но их дома были разгромлены, а все переведённые в холопы русины освобождены. При Мономахе, «Русская правда» расширилась до 121 статьи.  Было запрещено наказывать  и отнимать имущество закупа, но права закупа были урезанны. В суде как свидетель он мог выступать  только в особых случаях. Если закуп совершал правонарушение, его кредитор платил за него штраф, но сам закуп уже мог быть «выдан головой». Так через закупничество свободные люди превращались в рабов.  Интересно, что то же самое происходит и в начале 21 века.  Общество расслоилось по имущественному статусу. Свободные люди становятся хроническими должниками банков, теряют права и как закупы двигаются в сторону полной нищеты и несвободы.
Swina's coat of arms
  • swinow

Половцы с печенегами :)

Из-за карантина воздух в России стал настолько чистым, что вернулись половцы с печенегами! Далее ожидаются гунны, неандертальцы, мамонты и саблезубые тигры с динозаврами!  

Кот Бегемот
  • sverc

Славянский правитель Само и его «держава» (623-658)

Тем, кому проще читать книги не в формате pdf, а в формате электронной книги, представляю свою книгу Славянский правитель Само и его «Держава» (623-658). Источники, локализация, социально-политическая организация, историческое значение. СПб., 2019 в формате epub.



Славянский правитель Само и его «держава» (623-658). Источники, локализация, социально-политическая организация, историческое значение. СПб., 2019 (EPUB)

Удивительная история Само – купца, ставшего бесстрашным воином и непобедимым полководцем, сокрушившим войска Аварского каганата и Франкского королевства, перед которыми трепетали многие народы; иноземца, ставшего славянским князем и всю жизнь верой и правдой достойно служившего своему новому народу и своей новой родине, мало кого оставляет равнодушным.


В работе рассматриваются ключевые вопросы изучения одного из первых известных по источникам славянских предгосударственных политических объединений – «державы» Само (623 – 658): источники, повествующие о Само и его «государстве»; проблема происхождения Само, обстоятельства его вокняжения у славян, социально-политическая организация его «державы» и вопрос о локализации её ядра; историческое значение «государства» Само и одержанных им побед над аварами и франками.

Еще не остыл погребальный костер

...а статью о Льве Рудольфовиче уже хотят удалить из викидедии

Те, кто хотели бы отстоять статью, могут прочитать здесь, как это сделать
Ну, или попытаться сделать это собственными силами.
  • ortnit

Я и Озар Ворон (памяти Льва Рудольфовича Прозорова)

Сегодня из соцсетей узнал, что в возрасте 47 лет из жизни ушел Лев Прозоров, который предпочитал, чтобы его называли Озаром Вороном. Не могу сказать, что мы были близкими друзьями или вообще были близки, тем не менее, абсолютно чужими людьми мы с ним точно не были и известие произвело на меня тяжелое впечатление.
В таких случаях принято вспоминать.
Озар вошел в мою жизнь с книгой "Боги и касты языческой Руси (Тайна Киевского Пятибожия)", на которую я случайно наткнулся в книжном магазине небольшого городка, в котором прошла значительная часть моей жизни. В то время купить хорошую книгу по истории у нас было практически не реально. Книга Озара была словно глоток свежего воздуха. Легко написанная, затрагивающая напрямую интересовавшие меня темы. А главное (это произвело неизгладимое впечатление) во многом повторяющая мои собственные идеи о природе древнерусской религии. Это был год 2006-й или 2007-й. Историей и языческими культами я начал интересоваться очень рано и к тому времени (мне было всего 18-19 лет) уже написал несколько работ, просто для себя. Одна из них была посвящена индоевропейскому культу Пяти богов. Расхождения с Озаром у нас были лишь по одному пункту - роли "Меркурия" и "Марса". При этом книга открыла для меня многое из того, о чем я раньше не знал (индийская Панчадевата, теория о тождестве Ярилы и Семаргла). Вобщем, книга на долго стала одной из моих любимых. Я убежден, что на тему славянского язычества до сих пор не написано ничего лучшего. После этого я уже целенаправленно искал его книги в книжных магазинах. Вторую книгу я нашел в Питере в 2007-м. Она была посвящена былинам и на долгое время сформировала мое видение по этому вопросу. В 2009-м я переехал в Москву и впервые получил постоянный доступ в Интернет. Наверное можно назвать судьбой то, что первой статьей открывшейся мне случайно российской блогосферы, о существовании которой я тогда даже не подозревал, стала жж-статья Озара "Илья Моровлин - хтонический герой". Я ее даже законспектировал. Опять же, я понятия не имел, что человек скрывавшийся под ником Smelding,и мой любимый писатель - это один человек. Я начал читать блог Смельдинга, поражаясь насколько близка манера изложения этих двух авторов. Наконец, из одного из его постов я выяснил, что догадка была верна. Думаю, не надо говорить, что книги Прозорова оказали определенное влияние на мою собственную исследовательскую работу. Особенно это заметно в черновиках к моей первой книге.
Лично с Озаром мне довелось познакомиться уже в 2011-м (если память меня не обманывает). Это была осень. Лев Рудольфович приехал в Москву с лекцией, которую устраивали его московские единомышленники. Лекция была кратким пересказом его книги "Кавказский рубеж". Судя по всему, я произвел тогда на него впечатление, так как при следующей нашей встрече, на открытии памятника Святославу Храброму в Серпухове в 2014-м, он меня узнал (чему лично я сильно удивился, так как у него внешность была специфическая, а у меня нет). В феврале следующего года он стал первым юзером, которого я добавил в друзья в новорожденном журнале Ortnit, после чего началась многолетняя наша интернет-дружба, дискуссии, обсуждения. К сожалению, отношения с правоохранительными органами заставили Озара закрыть свой блог. У нас было много разногласий по вопросам русской истории. Но в главном мы всегда оставались едиными - мы искали истину.
В дальнейшем, я был одним из тех, кого Озар знакомил со своими набросками к будущим романам и повестям, которые теперь уже никогда не будут написаны (жаль что не сохранил их, имея дурацкую привычку чистить переписку). Я был одним из тех, кто мучил его, требуя продолжения, и одним из тех, кто подталкивал его публиковаться в рецензируемых изданиях. На мой взгляд, лучшее из написанного им в этот последний период его творчества - черновики к роману о Мерлине. Это было гениально.
Об Озаре можно писать очень много. И наверное в ближайшие дни будет написано его друзьями и поклонниками. У меня этот человек ассоциируется с героями романов Пелевина. То самое поколение П, поколение 90-х. Яркая и талантливая личность, он обрел известность на волне интереса к личности Святослава Храброго, русскому язычеству. Все это было тесно связано с формированием новой русской идентичности. И видя, как его творчество повлияло на художников, писателей, кинематографистов (не только полусказочного "Евпатия Коловрата" во многом срисованного с его одноименного культового романа, но и в "Викинге", который он ненавидел всеми фибрами своей души, я отметил многое из того, что сценаристы явно вырвали из его книг и статей, использовав явно не по назначению), драматургов (думаю, поклонники творчества Озара слышали о рязанской постановке "Евпатия Коловрата"), можно смело говорить о том, что он принял непосредственное участие в формирование этой новой русской идентичности, хотя многими это просто не осознается.
Вечная тебе память, Озар Ворон. Спасибо тебе за "Святослава Храброго", за "Евпатия Коловрата", "Мечеслава", русские былины и "Слово о полку Игореве", русское язычество и многое-многое другое. Нам будет тебя не хватать. Надеюсь ты попал туда, куда хотел попасть, служа древним славянским богам, Марене и Велесу.