Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Крепости Севера: Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологодская область.

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Крепости Севера: Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологодская область.
В России сохранилось очень много каменных крепостей допетровской эпохи, многие из них были городскими укреплениями (кремлями), другие были монастырями, которые были одновременно центрами власти, хозяйственной деятельности и военной силы в регионе. Но знаем мы об этих крепостях очень мало - они мало разрекламированы, к ним не так часто организуют туристические поездки, да и интереса к прошлому и родной культуре у нас люди проявляют не так много. Поэтому своими путешествиями я стараюсь в меру сил исправлять это, показывая своим спутникам, а также читателям, сколько у нас есть очень интересного и красивого. И вот во время поездки в Вологду мы повидали еще одну мощную и красивую крепость - Спасо-Прилуцкий монастырь, который расположен в селе Прилуки, возле окраин Вологды.




Итак, постараюсь показать вам красоты русской крепости своими фотографиями и описаниями...
Collapse )

Ярославль. Монастырь-крепость.

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Ярославль. Монастырь-крепость.
Многие русские монастыри возводили вокруг себя каменные стены и превращались в мощные крепости, и Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле один из них. Но интересно обратить внимание на то, что монастырь обзавелся каменными стенами раньше, чем сам город, и был долгое время лучше укреплен, и это лишний раз напоминает, что монастыри были влиятельными и сильными  в Средние века и раннее Новое время. Посмотрим же ближе на Ярославский (он же Спасо-Преображенский) монастырь.




Collapse )
Barbos
  • trof_av

Средневековые надгробия в усадьбе Вяземы, МО

Оригинал взят у trof_av в Средневековые надгробия в усадьбе Вяземы, МО
Средневековые надгробные плиты с "вилообразным крестом", Усадьба Вяземы
Средневековые белокаменные надгробия XV-XVII века с "вилообразным крестом" и орнаментом "волчий зуб" в усадьбе Вяземы (музей-заповедник А.С.Пушкина). Часть из приведенных надгробий найдены в Звенигороде в ходе археологических раскопок несколько лет назад, а часть на старинных некрополях Одинцовского района и перемещены на территорию музея-заповедника А.С.Пушкина в музейный лапидарий. Дополнение к статье Усадьба Вяземы (фото 28,29). Есть видео.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2016г.

Collapse )


СF

Кремль построил азибарджанец!


Новости рубрик "Как было на самом деле" и "От нас скрывают правду".



Недавно выяснилось, что московский Кремль был построен гениальным азербайджанским архитектором Алис Сюбхан оглу Керемли по личной письменной просьбе князя Дмитрия Иоанновича (к слову, потомка чеченца Рюрика). А чтобы скрыть правду, потомок кровожадного горца приказал убить великого мастера... Однако, это не помешало построить по проекту замученного Керемли кремли в Суздале, Смоленске, Новгороде, Казани и даже в Праге!

Более подробно вся эта великолепная во всех смыслах история освещена здесь: Ульфат Джавад «Кремль построил Азербайджанец». НАНА, Институт истории. «Научные труды». Баку, 2009, том 28, стр. 205-208.

Итак, друзья, желаю вам увлекательнейшего пятничного чтения;)

Collapse )

Россия, русские

Ярослав Мудрый и Мстислав: созидание будущего

1. Соперники и соправители

Летней ночью 1024 года у города Листвена (севернее Чернигова) в ожесточенном бою столкнулись два последних претендента на великое киевское княжение – князья Ярослав и Мстислав. В разгар сражения над полем битвы разразилась гроза: «И бывши нощи, бысть тьма, молонья и гром, и дождь». В кромешной тьме, прорезаемой вспышками молний, дружина Мстислава охватила Ярославову рать с флангов: «И бысть сеча силна, яко посветяше молонья, блещашеться оружье, и бе гроза велика и сеча силна и страшна». Теснимые со всех сторон, воины Ярослава сломали строй и побежали. На рассвете Мстислав осмотрел поле битвы, заваленное телами союзных ему черниговцев (северян) и «варягов» Ярослава, и произнес слова, которые Карамзин посчитал «недостойными доброго князя», но которые тем не менее отлично характеризуют «государственное» мышление дружинного вождя начала XI века: «Кто сему не рад? Се лежит северянин, а се варяг, а дружина своя цела».



Collapse )
Солнечный щенок

Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода

Оригинал взят у kukmor в Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода
Удивительным оказалась поездка в этот старинный город. Были там 1 день, но впечатлений набрались на неделю и пяток постов!
;-)
Вообще, я сильно теперь удивлен, почему наряду с Золотым Кольцом, Москвой и Питером я нигде не встречал информации для туристов о Великом Новгороде, а ведь самые древнейшие сохранившиеся свидетели становления России находятся именно там!

Приглашаю на экскурсию в монастырь, по преданию основанный в 1030-м году князем Ярославом Мудрым:

Юрьев монастырь (Великий Новгород) на почтовой открытке (до 1917 года)
Юрьев_монастырь

Collapse )

Swina's coat of arms
  • swinow

Четырёхликие изображения на капителях колонн в чешском городе Хеб.

К вопросу о многоголовых вообще, и четырёхголовых, в частности, идолах и изображениях на культовых предметах Европы. О чём можно посмотреть, например здесь: Многоликие боги Европы. Средневековые купели северной Европы. Возвращаясь к Збручскому идолу. Следы культа Свентовита у русских. "Жребий" и "жеребец", Свентовит и "крест".

svatopolk прислал интересные фото из императорской капеллы города Хеб, расположенного в  западной части Чехии. В этом городе обнаружены славянские захоронения 9-ого века. Сама рассматриваемая капелла (часовня святых Эдгара и Урсулы) была построена в 12-13 веках. В то время город принадлежал Германии и назывался Эгер, что естественно не исключало того, что основным его населением тогда вполне могли оставаться славяне. Как было во многих частях тогдашних Баварии, Тюрингии, Бранденбурга, Лужиц, Силезии, Мекленбурга, Померании, других районов Чехии и т.д. в которых в то время уже имелись города с немецкими названиями, но это не мешало основному населению этих земель оставаться славянским. Фото эти были сделаны им во время недавнего посещения города. Очень любопытными, на наш взгляд, являются четырёхликие изображения на капителях некоторых колонн храма. В том числе содержащие такой сюжет, который с большим трудом укладывается в христианство. По-видимому, эти изображения являются следами языческих представлений местных жителей. В том числе - следами культа того самого Свентовита. Здесь также уместно напомнить, что главным храмом всей Чехии является собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta) в Праге.

Насколько я понимаю, изображения на этих колоннах в рунете ещё подробно не рассматривались, так что, похоже, это полный эксклюзив.

Кроме того, приведены фото реконструкции костюма местной, славянской девушки, восстановленного по материалам раскопок захоронений 9-ого века. Там на себя обращает внимание тот факт, что хебские женщины, как и славянки из Восточной Европы носили лунницу и колты (для которых также указано собственно славянское название zaušnice, тогда как серьги называются naušnice).
Collapse )
algoritm

Арианство и первый Вселенский собор, или когда начали жечь книги

При создавшихся новых условиях церковной жизни в начале IV века христианская церковь переживала время напряженной деятельности, которая особенно ярко выражается в области догматики. Догматическими вопросами в IV веке занимались уже не отдельные лица, как то было в III веке, например Тертулиан или Ориген, но целые многочисленные по составу партии, прекрасно организованные.
 
Соборы в IV веке становятся обычным явлением, и в них усматривается единственное средство для разрешений спорных церковных вопросов. Но уже в соборном движении IV века замечается новая, в высшей степени важная, черта для всей последующей истории отношений между духовной и светской властью, между церковью и государством. Начиная с Константина Великого, государственная власть вмешивается в догматические движения и направляет их по своему усмотрению. В последнем случае далеко не всегда государственные интересы совпадали с интересами церковными.
 
Уже давно главным культурным центром Востока была египетская Александрия, где интеллектуальная жизнь била могучим ключом. Совершенно естественно, что и новые догматические движения развились в той же Александрии, которая с конца II века «сделалась, — по словам проф. А. Спасского, — центром богословского развития Востока и приобрела в христианском мире особую славу — славу церкви философской, в которой никогда не ослабевали интересы к изучению высших вопросов веры и знания».
 
Однако именно александрийским священником был Арий, который дал свое имя наиболее значительному «еретическому» учению времени Константина. Сама же доктрина образовалась во второй половине III в. в Антиохии, в Сирии, где Лукиан, один из наиболее образованных людей того времени, основал школу экзегетики и теологии. Эта школа, как сказал Гарнак, «является кормилицей арианской доктрины, а Лукиан, ее глава, является Арием до Ария».
 
Арий выдвинул идею о том, что Сын Божий создан, сотворен. Это и составило сущность арианской ереси. Учение Ария получило быстрое распространение не только в Египте, но и за его пределами. На сторону Ария перешли Евсевий, епископ Кесарийский, и Евсевий, епископ Никомедийский. Эмоции поднялись высоко (feeling ran high). Несмотря на старания единомышленников Ария, епископ Александрийский Александр отказывал Арию в общении. Попытки успокоить взволнованную церковь, предпринятые местными средствами, не привели к желанному результату.
 
Collapse )

Можайск

Туристические заметки, если не в тему, прошу извинить. Но, может, в качестве легкого чтива и сгодится.

Можайск — город, у которого, увы, всё в прошлом. Трудно поверить, но в XVI—XVII вв. в нём насчитывалось 76 церквей и 16 монастырей. Сегодня — 3 храма и одна обитель. Это к вопросу, куда подевалась наша история.

Город известен с 1231 года как владение смоленских князей. По поводу названия Можайска среди ученых нет единого мнения. Одни соотносят его со словом «межа» — граница, поскольку в древности город располагался на рубежах русских княжеств — Черниговского, Смоленского, а затем Московского. Согласно другой версии, племена балтов, жившие здесь в начале нашей эры, дали названия многим рекам в этом районе, в том числе и Можайке, что по-балтски будто бы означает — малая. Это название могло утвердиться и за городом, построенным на ее берегах. Наконец, третьи указывают на то, что в диалектах "можай" означает — сильный, могущественный (этот корень просматривается в слове вельможа, буквально — многомощный).

Издревле Можайск был известен как сильная крепость. Его древнейший кремль с деревянными стенами и башнями стоял на высоком холме, окруженном двойным кольцом водных преград — рек и болот. В 1620-х годах воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский построил в Можайске каменный кремль, по образцу московского Китай-города. На кремлёвской стене были установлены часы с боем. Выглядела можайская крепость примерно так


Collapse )
Мелани

Успенский собор в Ростове

Оригинал взят у melanyja в Успенский собор в Ростове
Иконостас, фото с прошлогодней поездки.

Краткая история храма с сайта по истории Ростова
Успенский собор – один из старейших в России по году основания. Храм был заложен в 991 году вскоре после Крещения Руси. Тогда Ростов был одним из крупнейших городов, куда великий князь Владимир направил княжить своего любимого сына Св. Бориса.
По преданию, герой былин Алёша Попович был сыном настоятеля Успенского собора.
В 1160 году деревянный ростовский храм сгорел, по приказанию Владимиро-Суздальского князя Св. Андрея Боголюбского началась постройка нового каменного собора. В 1185 году собор перестраивался немецким архитектором, перестройка была не очень удачной, и в 1204 году собор рухнул. В 1213-31 гг. был возведён новый каменный собор. В 1408 году в Ростове случился пожар, собор пострадал, провалилась крыша. В 1411 году храм был отремонтирован стараниями архиепископа Григория. В 1508-15 гг. при архиепископе Вассиане Санине старый храм был разобран (хотя некоторые его части были найдены при реставрации), и построен новый, сохранившийся до наших дней. В 1611 году собор был разграблен поляками. В 1619 году в храме встречали избранного царя Михаила Романова, который был сыном ростовского митрополита Филарета. В 1736 году собор опять горел, и при архиепископе Иоакиме устроен новый иконостас, сохранившийся до наших дней. В 1913 году собор посетил император Николай II.
В 1935 году собор был закрыт, здание передано кофе-цикорной фабрике. В 1953 году смерч в Ростове повредил купола и кровлю, здание храма разрушалось. С 1973 года проводилась небольшая реставрация.
В 1991 году Успенский собор возвращен верующим. Началась долгая непростая реставрация.
Collapse )